СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Зощенко «Самое главное» (конспект урока литературного чтения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения по рассказу М.Зощенко "Самое главное" в 4 классе, УМК "Перспектива". 

Просмотр содержимого документа
«М.Зощенко «Самое главное» (конспект урока литературного чтения)»

Конспект урока литературного чтения

по теме: М.Зощенко «Самое главное».

Смысл рассказа.

(4 класс, УМК «Перспектива»)

Тип урока: урок открытия новых знаний.


Цель: формирование умения целостно воспринимать образ-персонаж в

рассказе, как элемент, служащий для раскрытия идеи.


Задачи урока:

1. Предметные: учиться давать характеристику героя, анализировать текст, учиться выразительному чтению и чтению по ролям; учиться определять тему и главную мысль рассказа.

2. Метапредметные:

  • познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию из текста;

  • регулятивные: учиться ставить совместно с учителем учебную задачу на основе усвоенного и нового материала; формировать навыки само – взаимоконтроля;

  • коммуникативные: уметь интегрироваться в малую группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; учиться владеть монологической и диалогической формами речи; отстаивать свою точку зрения, аргументировать её;

Личностные: формировать способность оценивать содержание художественного рассказа, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей.


Ресурсы: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, учебник.

Ход урока

1.Организационный момент. Психологическая подготовка.

- У нас сегодня присутствуют гости. Давайте настроимся на серьёзную работу. Закройте глаза и тихо повторите за мной:

- Я мобилизую все силы.

- Я буду внимательно читать и слушать.

- Я буду активно работать на уроке.

- Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь нашим гостям. Какое у вас сейчас настроение? Я рада, что оно у вас отличное. Надеюсь, урок пройдёт успешно.

2. Речевая разминка.

- Прочитайте «жужжащим» способом стихотворение.

Научись на свой поступок

                              посмотреть со стороны,

Будут сразу и удачи,

                                    и неверности видны!

И тогда свои ошибки

                             ты не станешь повторять,

А разумным и культурным

                                 человеком сможешь стать!

- Сколько предложений в стихотворении? Что можете рассказать о первом? О втором?

- Попробуйте прочитать его радостно; грустно; сердито.

3. Актуализация знаний, антиципация чтения.

1) - Как вы понимаете смысл этого стихотворения? Объясните его строки.

- Сегодня мы будем работать над рассказом М. Зощенко. Прочитайте его название, рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

- Какие задачи мы должны будем решить на уроке?

- Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: какого человека вы считаете храбрым? А всегда ли храброго и сильного человека можно назвать умным? Этот же вопрос я вам задам в конце урока. А сейчас за работу!

2) - Дома вам предлагалось вспомнить факты биографии Михаила Михайловича Зощенко. Что же вы о нём знаете? (детская презентация)

- Какое произведение писателя мы изучали ранее? («Не надо врать».)

4. Работа по теме урока.

- Я предлагаю вам не просто познакомиться с рассказом в учебнике, а воспользоваться просмотром диафильма. Читать вы будете цепочкой по 1 кадру.

Представьте, что мы с вами переместились в 70-е годы 20 века…Тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки…

Чтение рассказа.

- Какие чувства вы испытали при чтении?

Физкульминутка.

5. Продолжение работы по теме урока.

1) - Открываем учебник на стр. 122. Где возможно, свои ответы подтверждайте цитатами из текста.

- В каком эпизоде раскрывается смысл рассказа?

- Каким был мальчик Андрюша?

- Почему грустила мама Андрюши?

- А что сказал Андрюша мальчишкам во дворе? Что произошло дальше?

- Дайте оценку поступкам мальчиков. Была ли у вас такая ситуация? Может ли такое произойти и с нами? Как этого избежать?

- Зачем Андрюша незаметно взял палку? Какие слова заставили его это сделать?

- Что сказал мальчик собаке? Не силу ли хотел показать?

- Как Андрюша плыл в лодке?

- Как относится автор к своему герою?

- Как вы относитесь к Андрюше? Что бы вы ему посоветовали?

- А понял ли Андрюша, что самое главное?

- Что хотел показать, донести нам автор своим рассказом?

2) - На уроках литературного чтения мы с вами нередко обращаемся к народной мудрости. Работая в парах, подчеркните те пословицы, которые наиболее полно отражают главную мысль рассказа Зощенко.(Приложение 1)


Знание – сила.

Без труда нет добра.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Учение — путь к умению.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.





Давайте сделаем вывод: тот, кто учится, много знает и может применить свои знания в разных жизненных ситуациях.

3) - Продолжаем работать в парах. Обсудите друг с другом, какие качества характера вы цените в людях: смелость, силу, доброту, гордость, находчивость, скромность, застенчивость, храбрость, силу воли, мягкость, доброжелательность? Что для вас является самым главным и почему?

4) - Дома вы будете работать над пересказом этого произведения. Предлагаю каждому ряду организовать одну группу. Каждая группа постарается составить картинный план рассказа. Затем представитель группы, быстрее всех справившейся с заданием, составит план на доске, а остальные выскажут своё мнение. (Приложение 2)

5. Домашнее задание.

Подготовить творческий пересказ от лица Андрюши.



6. Рефлексия.

- Заполните лист самооценки. (Приложение 3)

- Кому из своих товарищей вы бы поставили за урок «отлично»?

7. Подведение итогов урока.

- Так всегда ли храброго и сильного человека можно назвать умным?

- А умный человек всегда ли бывает храбрым и сильным?

- Актуален ли рассказ Зощенко в наше время?

- Помогали ли вам знания в трудной ситуации?







Приложение 1

Знание – сила.

Без труда нет добра.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Учение — путь к умению.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.


Приложение 2

Приложение 3

Лист самооценки

Ф.И. учени___ _________________________________________


1. На уроке я работал(а)

 

активно

пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен (довольна)

не доволен (не довольна)

3. Урок для меня показался


коротким



длинным



4. За урок я


устал(а)

не устал(а)

5. Материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

6. Домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

неинтересным



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!