Конспект урока литературного чтения
по теме: М.Зощенко «Самое главное».
Смысл рассказа.
(4 класс, УМК «Перспектива»)
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: формирование умения целостно воспринимать образ-персонаж в
рассказе, как элемент, служащий для раскрытия идеи.
Задачи урока:
1. Предметные: учиться давать характеристику героя, анализировать текст, учиться выразительному чтению и чтению по ролям; учиться определять тему и главную мысль рассказа.
2. Метапредметные:
познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию из текста;
регулятивные: учиться ставить совместно с учителем учебную задачу на основе усвоенного и нового материала; формировать навыки само – взаимоконтроля;
Личностные: формировать способность оценивать содержание художественного рассказа, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей.
Ресурсы: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, учебник.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологическая подготовка.
- У нас сегодня присутствуют гости. Давайте настроимся на серьёзную работу. Закройте глаза и тихо повторите за мной:
- Я мобилизую все силы.
- Я буду внимательно читать и слушать.
- Я буду активно работать на уроке.
- Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь нашим гостям. Какое у вас сейчас настроение? Я рада, что оно у вас отличное. Надеюсь, урок пройдёт успешно.
2. Речевая разминка.
- Прочитайте «жужжащим» способом стихотворение.
Научись на свой поступок
посмотреть со стороны,
Будут сразу и удачи,
и неверности видны!
И тогда свои ошибки
ты не станешь повторять,
А разумным и культурным
человеком сможешь стать!
- Сколько предложений в стихотворении? Что можете рассказать о первом? О втором?
- Попробуйте прочитать его радостно; грустно; сердито.
3. Актуализация знаний, антиципация чтения.
1) - Как вы понимаете смысл этого стихотворения? Объясните его строки.
- Сегодня мы будем работать над рассказом М. Зощенко. Прочитайте его название, рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
- Какие задачи мы должны будем решить на уроке?
- Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: какого человека вы считаете храбрым? А всегда ли храброго и сильного человека можно назвать умным? Этот же вопрос я вам задам в конце урока. А сейчас за работу!
2) - Дома вам предлагалось вспомнить факты биографии Михаила Михайловича Зощенко. Что же вы о нём знаете? (детская презентация)
- Какое произведение писателя мы изучали ранее? («Не надо врать».)
4. Работа по теме урока.
- Я предлагаю вам не просто познакомиться с рассказом в учебнике, а воспользоваться просмотром диафильма. Читать вы будете цепочкой по 1 кадру.
Представьте, что мы с вами переместились в 70-е годы 20 века…Тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки…
Чтение рассказа.
- Какие чувства вы испытали при чтении?
Физкульминутка.
5. Продолжение работы по теме урока.
1) - Открываем учебник на стр. 122. Где возможно, свои ответы подтверждайте цитатами из текста.
- В каком эпизоде раскрывается смысл рассказа?
- Каким был мальчик Андрюша?
- Почему грустила мама Андрюши?
- А что сказал Андрюша мальчишкам во дворе? Что произошло дальше?
- Дайте оценку поступкам мальчиков. Была ли у вас такая ситуация? Может ли такое произойти и с нами? Как этого избежать?
- Зачем Андрюша незаметно взял палку? Какие слова заставили его это сделать?
- Что сказал мальчик собаке? Не силу ли хотел показать?
- Как Андрюша плыл в лодке?
- Как относится автор к своему герою?
- Как вы относитесь к Андрюше? Что бы вы ему посоветовали?
- А понял ли Андрюша, что самое главное?
- Что хотел показать, донести нам автор своим рассказом?
2) - На уроках литературного чтения мы с вами нередко обращаемся к народной мудрости. Работая в парах, подчеркните те пословицы, которые наиболее полно отражают главную мысль рассказа Зощенко.(Приложение 1)
Знание – сила. Без труда нет добра. Где дружба прочна, там хорошо идут дела. Ученье — свет, а неученье — тьма. Учение — путь к умению. В семье согласно, так идет дело прекрасно. |
Давайте сделаем вывод: тот, кто учится, много знает и может применить свои знания в разных жизненных ситуациях.
3) - Продолжаем работать в парах. Обсудите друг с другом, какие качества характера вы цените в людях: смелость, силу, доброту, гордость, находчивость, скромность, застенчивость, храбрость, силу воли, мягкость, доброжелательность? Что для вас является самым главным и почему?
4) - Дома вы будете работать над пересказом этого произведения. Предлагаю каждому ряду организовать одну группу. Каждая группа постарается составить картинный план рассказа. Затем представитель группы, быстрее всех справившейся с заданием, составит план на доске, а остальные выскажут своё мнение. (Приложение 2)
5. Домашнее задание.
Подготовить творческий пересказ от лица Андрюши.
6. Рефлексия.
- Заполните лист самооценки. (Приложение 3)
- Кому из своих товарищей вы бы поставили за урок «отлично»?
7. Подведение итогов урока.
- Так всегда ли храброго и сильного человека можно назвать умным?
- А умный человек всегда ли бывает храбрым и сильным?
- Актуален ли рассказ Зощенко в наше время?
- Помогали ли вам знания в трудной ситуации?
Приложение 1
Знание – сила. Без труда нет добра. Где дружба прочна, там хорошо идут дела. Ученье — свет, а неученье — тьма. Учение — путь к умению. В семье согласно, так идет дело прекрасно. |
Приложение 2
Приложение 3
Лист самооценки
Ф.И. учени___ _________________________________________
1. На уроке я работал(а) | активно | пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен (довольна) | не доволен (не довольна) |
3. Урок для меня показался | коротким | длинным |
4. За урок я | устал(а) | не устал(а) |
5. Материал урока мне был | понятен полезен интересен | не понятен бесполезен скучен |
6. Домашнее задание мне кажется | легким интересным | трудным неинтересным |