СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Магнитное поле. Обобщение.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Магнитное поле. Обобщение.

Цели урока:

Развивающая:  развивать умения применять полученные знания в новой ситуации и            объяснять наблюдаемые явления.   

Обучающая:     закреплять умения применять знания при решении задач; повторить и обобщить знания по теме «Магнитное поле».

Воспитательная: формировать навыки коллективной работы, самостоятельности.

Оборудование: 3 иголки на нитях, подковообразный магнит, полосовой магнит, сосуд с водой, иголка, пробка или пенопласт, мультимедийный комплект.

Ход урока.

Оргмомент:   класс делится на три команды, капитан  ставит задачи перед членами команды и следит за их работой.

I. Акктуализация опорных знаний.

1. Читаю сначала первые 4 строчки стихотворения, если не догадаются, то дальше.

Ах, как играет этот Север!                              Ему, наверно, по натуре

Ах, как пылает надо мной                               Холодной страсти красота,

Разнообразных радуг веер                               Усилием магнитной бури

В его короне ледяной!                                      Преображенная в цвета…  (М.А.Дудин)

Видео северного сияния. Слайд 1.

Сегодня на уроке мы будем покорять магнитные бури в океане знаний.  Слайд 2.

2. Повторение основных понятий темы. Таблица.  Слайд 3.

А

М

С

И

Л

А

Б

К

А

Т

У

Ш

К

А

П

Г

О

Р

Х

О

М

О

Н

К

Ю

З

М

П

Л

И

Н

И

Я

П

Е

Ю

Т

Ц

Д

Ш

А

Р

С

П

О

Л

Е

С

Ж

Необходимо найти слова, связанные с темой по вертикали и по горизонтали, и объяснить их смысл.  ( сила, катушка, линия, поле, Ампер, полюс, магнит, ток, компас)

II. Обобщение изученного материала.

1. Восстановить историческую справедливость.     Слайд 4.

1. А. Ампер                         А) магнит ↔ магнит

2. В.Гильберт                     Б) эл.ток ↔ магнит

3. М.Фарадей                     В) эл.ток ↔ эл.ток

4. Х.Эрстед                        Г) магнит ↔ эл.ток

Ответы: 1 – В       2 – А        3 – Г         4 – Б 

2. Проверь себя.    Слайды 5 – 23.

Учитель читает вопросы, участники команд поднимают руки.

1. Между проводниками с тором возникают силы взаимодействия, которые называются … силами.    (магнитными)

2. Магнитная стрелка имеет два полюса …     (северный и южный)

3. Магнитное поле существует вокруг любого проводника с током, то есть вокруг … электрических зарядов.      (движущихся)

4. Вокруг неподвижных электрических зарядов существует только … поле.    (электрическое)

5. Вокруг движущихся зарядов существует … поле.   (магнитное)

6. Как с помощью компаса определить есть ли ток в проводнике?   (по движению стрелки)

7. Из каких материалов можно изготовить магнитную стрелку? Дерево, фарфор, медь, железо, стекло, сталь.    (железо)

8. Южный магнитный полюс притягивается к … полюсу, но отталкивается от …    (северному, южного)

9. Особый вид материи, отличающийся от вещества и существующий вокруг намагниченных тел, называется … полем.    (магнитным)

3. Поиск.    Слайды 24 – 26.

1. На каких картинках магнитные линии магнитного поля прямого тока изображены правильно?        Ответ: а, в.

2. Укажите полярность магнита, для которого магнитные линии выглядят так, как показано на рисунке.    Ответ:  N – S.

4. Самый быстрый.   Слайды 27 – 31.

1. Обозначьте на рисунке географические и магнитные полюса Земли.

2. Стальные иголки, притягиваясь к сферическому магниту, располагаются на его поверхности так, как показано на рисунке. Укажите магнитные полюса на иголках.

3. Из букв, которые входят в слова виток + деталь + эрг + лес, составьте название электрического устройства, приводящего в действие различные механизмы и машины. Букву «с» не использовать.      Ответ: электродвигатель.

5. Опыт! Опыт!    Слайд 32.

1. Подвесить на нитках 3 иголки, взять нитки в пучок и плавно поднести к полюсу магнита. Объяснить наблюдаемое явление.

Ответ: Иголки, когда находятся в магнитном поле, намагничиваются. Причем на концах, которые размещены вблизи полюса, создаются разноименные относительно магнита, но одноименные между собой полюса. Кончики иголок взаимодействуют и отталкиваются друг от друга.

2. Иголку прикрепить к пенопласту и пустить плавать по воде. Поднести магнит к стенке сосуда с водой. Объяснить наблюдаемое явление.

Ответ: Игла ведет себя, как стрелка компаса и начинает ориентироваться в пространстве и реагировать на магнит.

6. Физика и литература.    Слайд 33.

1. В произведениях древнеримского писателя и философа Плиния можно прочитать о магнитной скале, расположенной на побережье Индии. По преданию, эта скала способна была вытягивать все до единого гвоздя из корабля, который осмеливался приблизиться к ней.

    Такой сюжет можно встретить и в сказках «1001 ночь». На самом деле притяжение гор с залежами магнитных руд чрезвычайно мало. И такие «безобразия» им не под силу. А вот корабли, полностью построенные из дерева, за исключением креплений, изготовленных из бронзы, меди, алюминия, действительно существуют.

Вопрос: Для чего построены эти корабли?

Ответ:  Их используют для изучения магнитного поля Земли.

2. В романе «Пятнадцатилетний капитан» Жюль Верн писал: «… после того, как из-под нактоуза (шкаф для компаса) убрали этот предмет, стрелка компаса снова приняла нормальное положение и показывала магнитные полюса».

Вопрос: Какой предмет убрали из-под нактоуза, и почему он изменил положение магнитной стрелки?

Ответ: Железо (топор). Оно – ферромагнетик и есть магнит. Он своим магнитным полем влиял на магнитную стрелку компаса и нарушал правильную ориентацию корабля в океане.

7. Найди дорогу.     Слайды 34 – 36.

Надо быстро разгадать ключевое слово каждой команде. Для этого необходимо отгадать слово и записать в клетку букву, указанную цифрой в таблице.

1 команда:

Металл не притягивается к магниту.        диамагнетик

Электромагнит входит в …      статор

В металлическом проводнике электрический ток – это движение …      электронов

Поле, которое существует вокруг намагниченных тел.     магнитное

Провод в форме винтовой спирали.       соленоид

Физик, который установил, что сила, действующая со стороны магнитного поля всегда перпендикулярна направлению движения частицы.      Лоренц

Есть и у батарейки и у магнита.       полюсы           Ключевое слово: молодцы

2 команда:

Обнаружил взаимодействие проводника с током и магнитной стрелкой.      Эрстед

Направление силовых линий магнитного поля определяется по правилу …  правой руки

Самое слабое поле у планеты …      Марс

Усиливает действие катушки.       сердечник

Магнитная силовая …        линия

Первый применил электродвигатель на практике.      Якоби

К электромагниту притягиваются …        гвозди         Ключевое слово: спасибо

3 команда:

Самый большой естественный магнит.       Земля

Постоянный …      магнит

Пробел

Составная часть электромагнита.        катушка

Катушка с сердечником.        электромагнит  

Магнитная стрелка является частью …       компаса

Подводит ток к якорю электродвигателя.         полукольца     Ключевое слово: за урок

III. Подведение итогов.

Ну вот, ребята, мы и преодолели магнитные бури в океане знаний.

Ну что ж, урок окончен

Итог мы подведем

Оценим наши знания

Понравилось что в нем?

Кто вклад какой вложил?

И кто в конце урока

Оценки получил.

Капитаны выставляют оценки участникам своей команды.

Ребята! Понравилось или нет? Нарисуйте соответствующий смайлик и прокомментируйте его.

IV. Домашнее задание:

1. Подготовить к тестированию по данной теме.

2. Составить кроссворд.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!