Магнитное поле. Обобщение.
Цели урока:
Развивающая: развивать умения применять полученные знания в новой ситуации и объяснять наблюдаемые явления.
Обучающая: закреплять умения применять знания при решении задач; повторить и обобщить знания по теме «Магнитное поле».
Воспитательная: формировать навыки коллективной работы, самостоятельности.
Оборудование: 3 иголки на нитях, подковообразный магнит, полосовой магнит, сосуд с водой, иголка, пробка или пенопласт, мультимедийный комплект.
Ход урока.
Оргмомент: класс делится на три команды, капитан ставит задачи перед членами команды и следит за их работой.
I. Акктуализация опорных знаний.
1. Читаю сначала первые 4 строчки стихотворения, если не догадаются, то дальше.
Ах, как играет этот Север! Ему, наверно, по натуре
Ах, как пылает надо мной Холодной страсти красота,
Разнообразных радуг веер Усилием магнитной бури
В его короне ледяной! Преображенная в цвета… (М.А.Дудин)
Видео северного сияния. Слайд 1.
Сегодня на уроке мы будем покорять магнитные бури в океане знаний. Слайд 2.
2. Повторение основных понятий темы. Таблица. Слайд 3.
А
|
М
|
С
|
И
|
Л
|
А
|
Б
|
К
|
А
|
Т
|
У
|
Ш
|
К
|
А
|
П
|
Г
|
О
|
Р
|
Х
|
О
|
М
|
О
|
Н
|
К
|
Ю
|
З
|
М
|
П
|
Л
|
И
|
Н
|
И
|
Я
|
П
|
Е
|
Ю
|
Т
|
Ц
|
Д
|
Ш
|
А
|
Р
|
С
|
П
|
О
|
Л
|
Е
|
С
|
Ж
|
Необходимо найти слова, связанные с темой по вертикали и по горизонтали, и объяснить их смысл. ( сила, катушка, линия, поле, Ампер, полюс, магнит, ток, компас)
II. Обобщение изученного материала.
1. Восстановить историческую справедливость. Слайд 4.
1. А. Ампер А) магнит ↔ магнит
2. В.Гильберт Б) эл.ток ↔ магнит
3. М.Фарадей В) эл.ток ↔ эл.ток
4. Х.Эрстед Г) магнит ↔ эл.ток
Ответы: 1 – В 2 – А 3 – Г 4 – Б
2. Проверь себя. Слайды 5 – 23.
Учитель читает вопросы, участники команд поднимают руки.
1. Между проводниками с тором возникают силы взаимодействия, которые называются … силами. (магнитными)
2. Магнитная стрелка имеет два полюса … (северный и южный)
3. Магнитное поле существует вокруг любого проводника с током, то есть вокруг … электрических зарядов. (движущихся)
4. Вокруг неподвижных электрических зарядов существует только … поле. (электрическое)
5. Вокруг движущихся зарядов существует … поле. (магнитное)
6. Как с помощью компаса определить есть ли ток в проводнике? (по движению стрелки)
7. Из каких материалов можно изготовить магнитную стрелку? Дерево, фарфор, медь, железо, стекло, сталь. (железо)
8. Южный магнитный полюс притягивается к … полюсу, но отталкивается от … (северному, южного)
9. Особый вид материи, отличающийся от вещества и существующий вокруг намагниченных тел, называется … полем. (магнитным)
3. Поиск. Слайды 24 – 26.
1. На каких картинках магнитные линии магнитного поля прямого тока изображены правильно? Ответ: а, в.
2. Укажите полярность магнита, для которого магнитные линии выглядят так, как показано на рисунке. Ответ: N – S.
4. Самый быстрый. Слайды 27 – 31.
1. Обозначьте на рисунке географические и магнитные полюса Земли.
2. Стальные иголки, притягиваясь к сферическому магниту, располагаются на его поверхности так, как показано на рисунке. Укажите магнитные полюса на иголках.
3. Из букв, которые входят в слова виток + деталь + эрг + лес, составьте название электрического устройства, приводящего в действие различные механизмы и машины. Букву «с» не использовать. Ответ: электродвигатель.
5. Опыт! Опыт! Слайд 32.
1. Подвесить на нитках 3 иголки, взять нитки в пучок и плавно поднести к полюсу магнита. Объяснить наблюдаемое явление.
Ответ: Иголки, когда находятся в магнитном поле, намагничиваются. Причем на концах, которые размещены вблизи полюса, создаются разноименные относительно магнита, но одноименные между собой полюса. Кончики иголок взаимодействуют и отталкиваются друг от друга.
2. Иголку прикрепить к пенопласту и пустить плавать по воде. Поднести магнит к стенке сосуда с водой. Объяснить наблюдаемое явление.
Ответ: Игла ведет себя, как стрелка компаса и начинает ориентироваться в пространстве и реагировать на магнит.
6. Физика и литература. Слайд 33.
1. В произведениях древнеримского писателя и философа Плиния можно прочитать о магнитной скале, расположенной на побережье Индии. По преданию, эта скала способна была вытягивать все до единого гвоздя из корабля, который осмеливался приблизиться к ней.
Такой сюжет можно встретить и в сказках «1001 ночь». На самом деле притяжение гор с залежами магнитных руд чрезвычайно мало. И такие «безобразия» им не под силу. А вот корабли, полностью построенные из дерева, за исключением креплений, изготовленных из бронзы, меди, алюминия, действительно существуют.
Вопрос: Для чего построены эти корабли?
Ответ: Их используют для изучения магнитного поля Земли.
2. В романе «Пятнадцатилетний капитан» Жюль Верн писал: «… после того, как из-под нактоуза (шкаф для компаса) убрали этот предмет, стрелка компаса снова приняла нормальное положение и показывала магнитные полюса».
Вопрос: Какой предмет убрали из-под нактоуза, и почему он изменил положение магнитной стрелки?
Ответ: Железо (топор). Оно – ферромагнетик и есть магнит. Он своим магнитным полем влиял на магнитную стрелку компаса и нарушал правильную ориентацию корабля в океане.
7. Найди дорогу. Слайды 34 – 36.
Надо быстро разгадать ключевое слово каждой команде. Для этого необходимо отгадать слово и записать в клетку букву, указанную цифрой в таблице.
1 команда:
Металл не притягивается к магниту. диамагнетик
Электромагнит входит в … статор
В металлическом проводнике электрический ток – это движение … электронов
Поле, которое существует вокруг намагниченных тел. магнитное
Провод в форме винтовой спирали. соленоид
Физик, который установил, что сила, действующая со стороны магнитного поля всегда перпендикулярна направлению движения частицы. Лоренц
Есть и у батарейки и у магнита. полюсы Ключевое слово: молодцы
2 команда:
Обнаружил взаимодействие проводника с током и магнитной стрелкой. Эрстед
Направление силовых линий магнитного поля определяется по правилу … правой руки
Самое слабое поле у планеты … Марс
Усиливает действие катушки. сердечник
Магнитная силовая … линия
Первый применил электродвигатель на практике. Якоби
К электромагниту притягиваются … гвозди Ключевое слово: спасибо
3 команда:
Самый большой естественный магнит. Земля
Постоянный … магнит
Пробел
Составная часть электромагнита. катушка
Катушка с сердечником. электромагнит
Магнитная стрелка является частью … компаса
Подводит ток к якорю электродвигателя. полукольца Ключевое слово: за урок
III. Подведение итогов.
Ну вот, ребята, мы и преодолели магнитные бури в океане знаний.
Ну что ж, урок окончен
Итог мы подведем
Оценим наши знания
Понравилось что в нем?
Кто вклад какой вложил?
И кто в конце урока
Оценки получил.
Капитаны выставляют оценки участникам своей команды.
Ребята! Понравилось или нет? Нарисуйте соответствующий смайлик и прокомментируйте его.
IV. Домашнее задание:
1. Подготовить к тестированию по данной теме.
2. Составить кроссворд.