СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Магнитное поле и его свойства

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи разработки урока:

  • сформировать представление о магнитном поле как об основном из видов материи;
  • раскрыть свойства магнитного поля тока;
  • ввести понятие однородного и неоднородного магнитного поля;
  • раскрыть правило буравчика и правой руки для определения направления магнитного поля прямого тока и соленоида.
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Магнитное поле и его свойства»

Разработка урока физики по теме «Магнитное поле и его свойства». 8-й класс


Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Цели урока:

Образовательная цель

  • сформировать представление о магнитном поле как об основном из видов материи;

  • раскрыть свойства магнитного поля тока;

  • ввести понятие однородного и неоднородного магнитного поля;

  • раскрыть правило буравчика и правой руки для определения направления магнитного поля прямого тока и соленоида.

Развивающая цель:

  • развивать интеллектуальные способности учащихся (внимание, память, мышление);

  • развивать умение излагать свои мысли в научной форме;

  • развивать навыки практической работы;

Воспитательная цель:

  • воспитывать умение работать в группе (слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения, уважать окружающих).

  • воспитывать уверенность в себе и умение преодолевать трудности;

  • формировать положительное эмоциональное отношение и познавательный интерес к предмету.

Основные знания и умения:

Знать определение магнитного поля, свойства магнитного поля, свойства магнитных линий, понятие однородного и неоднородного поля, правило буравчика и правило правой руки для определения направления магнитных полей прямого тока и соленоида.

Уметь графически изображать магнитные поля прямого тока, витка стоком и соленоида, применять правило буравчика и правило правой руки для определения направления магнитных полей прямого тока и соленоида.

Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Приёмы: интонационное выделение логически важных моментов изложения, ответы на поставленные вопросы, проведение демонстраций, задания на осмысление полученных знаний.

Демонстрации:

  • существование магнитного поля вокруг проводника с током (опыт Эрстеда);

  • притяжение гвоздём, обмотанным проводом, стальных скрепок, при протекании тока в проводнике;

  • действие электромагнита;

  • взаимодействие катушки с током и постоянного магнита.

Оборудование к уроку:

п/п

Название

Количество, шт.

1

Мультимедийная презентация

1

2

Диск с записью музыкальной композиции

1

3

Плакаты к физическому диктанту

10

4

Электронная физкультминутка

1

5

Музыкальная композиция к физкультминутке

1

6

Сигнальные карточки красного, желтого, зеленого цветов

по 30

7

Полосовой магнит

1

8

Дугообразный магнит

1

9

Буравчик

1



Оборудование к демонстрации 
“Существование магнитного поля вокруг проводника с током (опыт Эрстеда)”

п/п

Название

Количество, шт.

1

Штатив с муфтой и лапкой

2

2

Проводник

1

3

Магнитная стрелка на подставке

1

4

Столик подъёмно-поворотный

1

5

Выпрямитель В-24

1

Оборудование к коллективному исследованию
“Изучение спектров магнитных полей прямого тока, витка с током и соленоида”

п/п

Название

Количество, шт.

1

Батарея гальванических элементов

7

2

Соединительные провода

21

3

Ключ

7

4

Проводник на горизонтальной подставке из оргстекла

7

5

Стаканчик с железными опилками

7

6

Белый лист формата А4

7

Оборудование к демонстрации
“Притяжение гвоздём, обмотанным проводом, стальных скрепок, при протекании тока в проводнике”

п/п

Название

Количество, шт.

1

Выпрямитель ВСШ - 6

1

2

Ключ

1

3

Железный гвоздь, обмотанный проводом

1

4

Соединительные провода

2

5

Столик демонстрационный

1

6

Лист бумаги

1

7

Стальные скрепки

10

Оборудование к демонстрации
“Действие электромагнита”

п/п

Название

Количество, шт.

1

Штатив с муфтой и лапкой

1

2

Ключ

1

3

Соединительные провода

3

4

Выпрямитель ВСШ - 6

1

5

Электромагнит разборный

1

6

Столик демонстрационный

1

7

Груз массой 1 кг

1

8

Груз массой 2 кг

1

Оборудование к демонстрации
“Взаимодействие катушки с током и постоянного магнита”

п/п

Название

Количество, шт.

1

Штатив с муфтой и лапкой

1

2

Ключ

1

3

Соединительные провода

3

4

Батарея гальванических элементов

1

5

Электрическая лампа на подставке

1

6

Полосовой магнит

2

Оформление: на доске написана дата и тема урока, сделан опорный конспект темы, на обратной стороне доски представлены ответы к физическому диктанту для каждого из двух вариантов.





Подготовка к уроку:

На демонстрационном столе учителя находятся плакаты к физическому диктанту. Включен компьютер. Подготовлено оборудование для следующих демонстраций: притяжение гвоздём, обмотанным проводом, стальных скрепок, при протекании тока в проводнике. Действие электромагнита. Взаимодействие катушки с током и постоянного магнита.

На партах лежат сигнальные карточки для учащихся, оборудование и задание к коллективному исследованию по изучению спектров магнитного поля прямого тока, витка с током, катушки с током, листы бумаги для выполнения физического диктанта.

План урока:

п/п

Этап урока

Стадия урока

Время, мин

1

Создание проблемной ситуации

Вызов

2

2

Постановка цели урока

Вызов

1

3

Актуализация знаний

Активизация мыслительной деятельности

9

4

Изучение нового материала

Восприятие

15

5

Здоровьесберегающая пауза

Расслабление

2

6

Решение задач на применение знаний

Осмысление

4

7

Контроль знаний

Осмысление

5

8

Подведение итогов. Рефлексия

Рефлексия

1

9

Задание на дом

Заключение

1

Ход урока

1 этап урока: Создание проблемной ситуации (стадия вызова).

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у вас необычный урок

У нас на уроке присутствуют гости. Давайте улыбнёмся друг другу, пусть наше учебное занятие пройдёт организованно и с пользой.

Взаимное приветствие учителя и учащихся.

Учитель задаёт вопросы учащимся:



Слайд-опрос

    • Электрический заряд – это…(мера свойств заряженных тел определенным образом взаимодействовать друг с другом)

    • Как взаимодействуют между собой электрически заряженные тела?

    • Электрическое поле – это … (форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел)

    • Основные свойства электрического поля :

(возникает вокруг заряженных тел;

обнаруживается по действию на заряженные тела)

    • Что такое электрический ток? (упорядоченное движение заряженных частиц)

    • Какое действие оказывает электрический ток?

(тепловое, химическое, магнитное)



Сегодня мы будем говорить о магнитном поле и его связи с электрическим полем, об основных свойствах магнитного поля. Постараемся в обычном увидеть необычное.

Во всём подслушать жизнь стремясь,

Спешат явленья обездушить,

Забыв, что если в них нарушить

Одушевляющую связь,

То больше нечего и слушать …

И.ГЁТЕ «Фауст»



Все мы знакомы с прибором для определения сторон света. Как он называется? Из чего состоит? Почему магнитная стрелка устанавливаемся всегда определённым образом?

Учащиеся отвечают на вопросы.

2 этап урока: Постановка цели урока (стадия вызова).

Учитель: Тема сегодняшнего урока “Магнитное поле и его свойства”. Попытайтесь самостоятельно сформулировать цель урока, чем мы займёмся на уроке?

Учащиеся формулируют цель урока.

Учитель дополняет: цель урока состоит в том, чтобы сформировать представление о магнитном поле. Научиться отличать однородное поле от неоднородного и познакомиться с правилом буравчика и правой руки для определения направления магнитного поля.

Откроем тетрадь и запишем число и тему урока.

Учащиеся записывают в тетрадях тему урока.

3 этап урока: Актуализация знаний (стадия активизации мыслительной деятельности).

Учитель: эпиграфом урока послужат слова Конфуция:

“Три пути ведут к знанию: 
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий,
и путь опыта – это путь самый верный”.

В ходе урока мы воспользуемся тремя путями, которые ведут к знанию, по мнению философа. Но какой путь для вас самый приемлемый решать вам.

Всё, что нас окружает во Вселенной, называется материей. Материя бывает двух видов – вещество и поле. Вещество мы ощущаем нашими органами чувств, а поле не чувствуем.

Где впервые были обнаружены тела, создающие магнитное поле?

История магнита насчитывает свыше двух с половиной тысяч лет. В 6 в.до н.э. древнекитайские учёные обнаружили минерал, способный притягивать к себе железные предметы.

Китайцы назвали его «чу-ши», что означает «любящий камень», так как он прижимает к себе железо, как мать свое дитя. Слово магнит произошло от слова «Магнесии», так назывался небольшой город в Турции, где были найдены залежи этого минерала.



Первый докладчик: сообщение об истории открытия магнита (Приложение 1).

Учитель: Кроме притяжения к себе железных предметов, позднее были открыты и другие свойства магнита. Например, какие?

Учащиеся: Одноименные полюсы магнита отталкиваются, а разноимённые полюсы магнита притягиваются.

Учитель: Сейчас мы узнаем о других исследованиях свойств магнитов.

Второй докладчик: сообщение о первых исследованиях свойств магнита (Приложение 2).

Учитель: Можно изучать свойства магнитов, имея минимум оборудования.

Третий докладчик: сообщение о результатах исследования по теме “Изучение действия магнитной силы в магнитных взаимодействиях” (Приложение 3).

Учитель: Как вы думаете, искусственные магниты, например, полосовые или дугообразные всё время сохраняют свои магнитные свойства? Почему?

Учащиеся: С течением времени магнитное действие магнитов ослабевает, так как они размагничиваются.

Учитель: Как снова можно усилить их магнитное действие?

Учащиеся: Поместить их в магнитное поле.

Учитель: Французский учёный Андре Мари Ампер в 1820 году выдвинул гипотезу о причине намагничивания веществ. Из каких частиц состоят вещества?

Учащиеся: Из молекул.

Учитель: Из каких частиц состоит молекула?

Учащиеся: Из атомов.

Учитель: Каково строение атома?

Учащиеся: В центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого обращаются отрицательные электроны.

Учитель: Электроны, двигаясь вокруг ядра, создают микротоки. Вокруг каждого микротока возникает магнитное поле. То есть атом является маленьким магнитиком. В обычном состоянии, магнитики ориентированы беспорядочно, их магнитные поля компенсируют друг друга и поэтому, железо в обычном состоянии не проявляет магнитных свойств. Но при внесении железа в магнитное поле, оно ориентирует магнитики так, что они ориентируются одинаково и усиливают друг друга, поэтому железо намагничивается.

4 этап урока: Изучение нового материала (стадия восприятия).

Учитель: Давайте внимательно пронаблюдаем демонстрацию.

Демонстрация опыта Эрстеда (существования магнитного поля вокруг проводника с током).

Учащиеся делают выводы:

При отсутствии тока в проводнике, магнитная стрелка, расположенная под ним неподвижна. При протекании тока в проводнике в одном направлении, магнитная стрелка отклоняется в одну сторону. При протекании тока в проводнике в противоположном направлении, магнитная стрелка отклоняется в противоположную сторону. Магнитная стрелка может отклоняться только в магнитном поле, следовательно, вокруг проводника с то5ком возникает магнитное поле. При изменении направления тока в проводнике, изменяется направление магнитного поля.

При увеличении силы тока в проводнике угол отклонения магнитной стрелки увеличивается, при уменьшении силы тока в проводнике, угол отклонения магнитной стрелки уменьшается.

Этот опыт впервые провёл датский физик Эрстед в 1820 году и всему миру показал, что вокруг проводника с током возникает магнитное поле.

Учитель: Предлагает образовать группы по 4-5 человек (повернуться к учащимся за соседнюю парту). Озвучивает эпиграф к практической работе

“Одна свеча избу лишь слабо освещала;
Зажгли другую – что ж?
Изба светлее стала. 
Правдивы древнего речения слова:
Ум хорошо, а лучше два”.

Даёт задание провести коллективное исследование “Изучение спектров магнитных полей прямого тока, витка с током и соленоида” (Приложение 4). Координирует деятельность групп. Опрашивает все группы и демонстрирует полученные результаты на интерактивной доске, демонстрируя результат коллективного исследования. Показывает на доске схематическое изображение магнитных линий прямого тока, витка с током и соленоида.

Учащиеся: Выполняют задание. Получают и наблюдают спектры магнитных полей. Делают записи в тетради.

Учитель: Вводит понятие однородного и неоднородного магнитного поля.

Учащиеся: Делают записи в тетради.

Учитель: Как можно усилить магнитное поле катушки с током?

Учащиеся: Увеличить число витков провода, увеличить силу тока и ввести железный сердечник.

Демонстрация: Притяжение гвоздём, обмотанным проводом, стальных скрепок, при протекании тока в проводнике. Выводы.

Демонстрация: Действие электромагнита. Выводы.

Демонстрация: взаимодействие катушки с током и постоянного магнита. Выводы.

Учитель: Формулирует правило буравчика и правой руки для определения направления магнитного поля прямого тока и соленоида.

5 этап урока: Здоровьесберегающая пауза (стадия расслабления).

Учитель: Предлагает выполнить электронную физкультминутку для глаз (Приложение 5).

Учащиеся: Выполняют комплекс упражнений гимнастики для глаз.

6 этап урока: Решение задач на применение знаний (стадия осмысления).

Учитель предлагает определить направление магнитных линий магнитного поля прямого тока, пользуясь правилом буравчика, а также магнитных линий магнитного поля соленоида. Пользуясь правилом правой руки.

Желающие учащиеся выполняют задания у доски.

7 этап урока: Контроль знаний (стадия осмысления)

Учитель демонстрирует программированные задания (программы отбора) (Приложение 6). Проверка знаний осуществляется в форме проверки выполнения заданий в виде физического диктанта и взаимопроверки.

Учитель проводит физический диктант с музыкальным сопровождением в форме фронтальной письменной работы с целью проверки усвоения темы урока. Физический диктант включает 5 заданий для каждого из 2-х вариантов и рассчитан на 5 минут (включая взаимопроверку). Задания диктантов предлагаются на плакатах в виде цветных рисунков, схем и по своей структуре являются программами отбора. По окончании диктанта учитель вновь демонстрирует плакаты диктанта, и озвучиваются правильные ответы. Предлагает осуществить взаимопроверку в парах, озвучивает критерии оценивания. Просит осуществить обратную связь через сигнальные карточки красного (“5”), желтого (“4”) или зеленого (“3”) цвета. Обращает внимание на вопросы, вызвавшие затруднения у учащихся.

Учащиеся выполняют задания физического диктанта. В парах осуществляют взаимопроверку. Выставляют оценки. По просьбе учителя поднимают сигнальную карточку.

8 этап урока: Подведение итогов. Рефлексия (стадия рефлексии).

Вопросы учителя к учащимся:

1) Что вы узнали нового на уроке?

2) Что вы поняли?

3) Чему вы научились?

4) Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

5) С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему?

Учитель предлагает учащимся провести самооценку своей деятельности на уроке с помощью сигнальных карточек.

Учащиеся поднимают сигнальную карточку красного (работал на “5”), желтого (работал на “4”), зеленого (работал на “3”) цвета.

Учитель объявляет оценки за работу учащихся на уроке, выставляет оценки в журнал.

9 этап урока: Задание на дом (заключительная стадия).

Учитель: параграфы 43, 44, 45. Творческое задание: придумать свою задачу по теме; сделать презентацию о магнитном поле небесных тел, применении электромагнитов, жизни и творчестве Ампера, Эрстеда, о влиянии магнитного поля на человека.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!