Урок, разработанный и проведенный
учителем физики Качан Анной Борисовной МБОУ «Ароматновская сш»
Тема: «Магнитное поле. Магнитные линии»
Тип урока – урок изучения нового материала.
Цели урока:
•образовательные – ввести понятия: постоянный магнит, полюсы магнита ,намагничивание ,магнитное поле ,силовые линии магнитного поля; экспери -ментально изучить свойства постоянных магнитов ; научить обнаруживать магнитное поле и определять направление магнитных линий; научить определять полюсы постоянного магнита при помощи магнитной стрелки; развивать умения проводить наблюдения физических явлений , делать выводы.
•развивающие – формировать мыслительные операции анализа,
синтеза, сравнения, чувства новизны и любознатель –
ности; развивать логическое мышление; повышать
интерес предмету.
•воспитательные – воспитывать стремление к достижению цели, культуру
речи, внимание, усидчивость ,настойчиво
Применяемые технологии обучения: групповые технологии + технологии проблемного обучения (на этапе формирования новых ЗУНов); компьютерные + тестовые технологии (на этапе закрепления полученных знаний).
Оборудование: источники тока (гальванические элементы) ,
магнитные стрелки ,
соединительные провода ,
выключатели,
железный проводник, пропущенный через лист картона ,
металлические опилки – пакет.
Ученики сидят в группах по 4 человека.
План урока.
Организационный момент (1 мин.).
Проверка готовности к уроку – мобилизующее начало.
Актуализация опорных знаний (2 мин.).
Вопросы учителя:
- Какие действия тока вы знаете? (тепловое, химическое, магнитное).
Постановка темы урока: изучение одного из действий тока – магнитного.
Формирование новых знаний, умений, навыков (26 мин.).
Мотивация (1 мин.).
Объяснение необходимости изучение темы, как продолжения изучения
Электрические явления, а именно, действий электрического тока (магнитного).
Подведение под понятие (8 мин.).
Вопросы учителя:
- Что такое магнитная стрелка?
- Где видели? (демонстрация компаса).
Магнитная стрелка имеет два полюса: южный – S и северный – N.
Формирование новых знаний (17 мин.)
Учитель: Чтобы выяснить условия существования эл. тока, Г. Эрстед в 1820г. провел следующий опыт.
Ученикам предлагается побыть в качестве первооткрывателей.
Группам учеников выдаётся источник тока, соединительные провода,
выключатель, магнитная стрелка. Учащиеся должны собрать
простейшую электрическую цепь без нагрузки. Рядом с проводами устанавливают
магнитную стрелку. *
Результат: После замыкания цепи стрелка устанавливается строго определенно. Ученики должны сделать вывод: магнитную стрелку может отклонить только магнитное поле - значит, вокруг проводника с током существует магнитное поле.
Вопрос: что такое электрический ток? (Эл. ток - это упорядоченное движение заряженных частиц).
Вопрос: Где тогда конкретнее возникает магнитное поле? Магнитное поле возникает вокруг движущихся электрических зарядов, или проводников с током.
Ученики сделали тот же вывод, что и Эрстед почти 200лет назад.
Учитель: Электрическое поле существует возле неподвижных зарядов, а магнитное поле - только возле движущихся. Обнаружить магнитное поле можно с помощью железных опилок.
Ученикам предлагается сделать опыт. На столе у каждой пары учащихся лежит картон, через который пропущен прямой проводник. Ученики собирают цепь, замыкая проводник на источники тока. Затем посыпают опилки на картоне, чуть встряхивают. Опилки устанавливаются по окружностям с центром в проводнике - это магнитные линии.
Учитель: Какие это линии? (ЗАМКНУТЫЕ!)
Учитель: Поставьте рядом магнитную стрелку. Она устанавливается вдоль этих линий.
Учитель. Поменяйте направление тока, изменив полярность источника тока. (Магнитные стрелки тоже поменять направление на противоположное).
Ученики должны сделать вывод: Направление магнитных линий зависит от направления тока.
Учитель: Направление магнитных линий совпадает с северным полюсом магнитной стрелки. : Опыт Ампера :1.При каком условии проводники начинают взаимодействовать ? 2.Как взаимодействуют проводники при одинаковом направлении тока в них? 3. Как взаимодействуют проводники при противоположном направлении тока в них ? 4. Будут ли взаимодействовать проводники, если ток будет проходить только по одному из них? Вывод: Взаимодействие параллельных проводников с постоянным током- это еще один пример магнитного взаимодействия. Проводники притягиваются, если направление тока в них одинаковое, и отталкиваются ,если направление токов в них противоположное.
Закрепление материала
№ 1. Что произойдёт с магнитной стрелкой, расположенный рядом с
проводником с током?
№2 Изменится ли поведение магнитной стрелки, если направление тока
изменить?
№3 Можно ли, используя компас, определить, есть ли в проводнике
прямой ток?
№4 Будет ли отклоняться магнитной стрелка, если провод, по которому
идёт ток, согнуть вдвое?
№5 Почему корпус компаса делают из меди, алюминия и др.
материалов, но не из железа?
Проведем тест, как запомнили новый материал.
Компьютерные и тестовые технологии обучения.
На экране слайды с вопросами.
Ученики отвечают на них.
Домашнее задание (1 мин.).
На доске: §16 с.70-73,ответить на вопросы с.70
Итог урока (2 мин.).
7.Рефлексия
Что нового узнали на уроке? 2.Оцените свои знания. 3.Прокоментируйте обоснования.
5