СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Магнитное поле. Линии магнитного поля

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ввести понятие постоянного магнита. полюсы магнитного поля. Магнитное поле. силовые лини магнитного поля. Научить учащихся самостоятельно определять полюсы магнита. Обнаруживать магнитное поле. Определять направление силовых линий магнитного поля с помощью магнитной стрелки, железных опилос.

Просмотр содержимого документа
«Магнитное поле. Линии магнитного поля»

Урок, разработанный и проведенный

учителем физики Качан Анной Борисовной МБОУ «Ароматновская сш»

Тема: «Магнитное поле. Магнитные линии»



Тип урока – урок изучения нового материала.


Цели урока:

•образовательные – ввести понятия: постоянный магнит, полюсы магнита ,намагничивание ,магнитное поле ,силовые линии магнитного поля; экспери -ментально изучить свойства постоянных магнитов ; научить обнаруживать магнитное поле и определять направление магнитных линий; научить определять полюсы постоянного магнита при помощи магнитной стрелки; развивать умения проводить наблюдения физических явлений , делать выводы.

•развивающие – формировать мыслительные операции анализа,

синтеза, сравнения, чувства новизны и любознатель –

ности; развивать логическое мышление; повышать

интерес предмету.

•воспитательные – воспитывать стремление к достижению цели, культуру

речи, внимание, усидчивость ,настойчиво


Применяемые технологии обучения: групповые технологии + технологии проблемного обучения (на этапе формирования новых ЗУНов); компьютерные + тестовые технологии (на этапе закрепления полученных знаний).


Оборудование: источники тока (гальванические элементы) ,

магнитные стрелки ,

соединительные провода ,

выключатели,

железный проводник, пропущенный через лист картона ,

металлические опилки – пакет.


Ученики сидят в группах по 4 человека.


План урока.

  1. Организационный момент (1 мин.).

Проверка готовности к уроку – мобилизующее начало.


  1. Актуализация опорных знаний (2 мин.).

Вопросы учителя:

- Какие действия тока вы знаете? (тепловое, химическое, магнитное).

Постановка темы урока: изучение одного из действий тока – магнитного.

  1. Формирование новых знаний, умений, навыков (26 мин.).


  1. Мотивация (1 мин.).

Объяснение необходимости изучение темы, как продолжения изучения

Электрические явления, а именно, действий электрического тока (магнитного).



  1. Подведение под понятие (8 мин.).


Вопросы учителя:

- Что такое магнитная стрелка?

- Где видели? (демонстрация компаса).

Магнитная стрелка имеет два полюса: южный – S и северный – N.


  1. Формирование новых знаний (17 мин.)


Учитель: Чтобы выяснить условия существования эл. тока, Г. Эрстед в 1820г. провел следующий опыт.

Ученикам предлагается побыть в качестве первооткрывателей.

Группам учеников выдаётся источник тока, соединительные провода,

выключатель, магнитная стрелка. Учащиеся должны собрать

простейшую электрическую цепь без нагрузки. Рядом с проводами устанавливают

магнитную стрелку. *



Результат: После замыкания цепи стрелка устанавливается строго определенно. Ученики должны сделать вывод: магнитную стрелку может отклонить только магнитное поле - значит, вокруг проводника с током существует магнитное поле.

Вопрос: что такое электрический ток? (Эл. ток - это упорядоченное движение заряженных частиц).

Вопрос: Где тогда конкретнее возникает магнитное поле? Магнитное поле возникает вокруг движущихся электрических зарядов, или проводников с током.

Ученики сделали тот же вывод, что и Эрстед почти 200лет назад.

Учитель: Электрическое поле существует возле неподвижных зарядов, а магнитное поле - только возле движущихся. Обнаружить магнитное поле можно с помощью железных опилок.

Ученикам предлагается сделать опыт. На столе у каждой пары учащихся лежит картон, через который пропущен прямой проводник. Ученики собирают цепь, замыкая проводник на источники тока. Затем посыпают опилки на картоне, чуть встряхивают. Опилки устанавливаются по окружностям с центром в проводнике - это магнитные линии.

Учитель: Какие это линии? (ЗАМКНУТЫЕ!)

Учитель: Поставьте рядом магнитную стрелку. Она устанавливается вдоль этих линий.

Учитель. Поменяйте направление тока, изменив полярность источника тока. (Магнитные стрелки тоже поменять направление на противоположное).

Ученики должны сделать вывод: Направление магнитных линий зависит от направления тока.

Учитель: Направление магнитных линий совпадает с северным полюсом магнитной стрелки. : Опыт Ампера :1.При каком условии проводники начинают взаимодействовать ? 2.Как взаимодействуют проводники при одинаковом направлении тока в них? 3. Как взаимодействуют проводники при противоположном направлении тока в них ? 4. Будут ли взаимодействовать проводники, если ток будет проходить только по одному из них? Вывод: Взаимодействие параллельных проводников с постоянным током- это еще один пример магнитного взаимодействия. Проводники притягиваются, если направление тока в них одинаковое, и отталкиваются ,если направление токов в них противоположное.

  1. Закрепление материала

№ 1. Что произойдёт с магнитной стрелкой, расположенный рядом с

проводником с током?

№2 Изменится ли поведение магнитной стрелки, если направление тока

изменить?

№3 Можно ли, используя компас, определить, есть ли в проводнике

прямой ток?

№4 Будет ли отклоняться магнитной стрелка, если провод, по которому

идёт ток, согнуть вдвое?

№5 Почему корпус компаса делают из меди, алюминия и др.

материалов, но не из железа?


Проведем тест, как запомнили новый материал.

Компьютерные и тестовые технологии обучения.


На экране слайды с вопросами.

Ученики отвечают на них.




  1. Домашнее задание (1 мин.).

На доске: §16 с.70-73,ответить на вопросы с.70

  1. Итог урока (2 мин.).

7.Рефлексия

  1. Что нового узнали на уроке? 2.Оцените свои знания. 3.Прокоментируйте обоснования.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!