СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Маяковский. Жизнь и творчество (к урокам). 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Маяковский. Жизнь и творчество (к урокам). 11 класс»

Владимир Владимирович Маяковский Русский поэт, драматург

Владимир Владимирович Маяковский

Русский поэт, драматург

7 июля 1893 года в селе Багдади, Кутаисской губернии Грузии 14 апреля 1930 года  Москва

7 июля 1893 года в селе Багдади, Кутаисской губернии Грузии

14 апреля 1930 года Москва

Из поэтовой мастерской, Не теряясь в толпе московской, Шел по улице по Тверской С толстой папкою Маяковский. Говорлива и широка, Ровно плещет волна народа За бортом его пиджака, Словно за бортом парохода. Я. Смеляков. «Маяковский»

Из поэтовой мастерской,

Не теряясь в толпе московской,

Шел по улице по Тверской

С толстой папкою Маяковский.

Говорлива и широка,

Ровно плещет волна народа

За бортом его пиджака,

Словно за бортом парохода.

Я. Смеляков. «Маяковский»

Общие оценки творчества Маяковского «Лучший, талантливейший поэт нашей эпохи» (И.Сталин) «Антипоэт» с «дурной двойственностью»; неутомимый дезинформатор» С «удивительной способностью к ненависти»; «призывы к надругательству над всем, что свято, уравновешивающиеся героической демагогией» (из критики 1990-х годов) «Он отторгал от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры. Его возводили на пьедестал и свергали с пьедестала, им восторгались, его боготворили и словословили, о нем злословили и над ним надругались, его любили и ненавидели…Он пришел в мир для жизни, для борьбы…он перенасыщен энергией действия…Такого не знала русская поэзия» ( А.Михайлов 1993)

Общие оценки творчества Маяковского

  • «Лучший, талантливейший поэт нашей эпохи» (И.Сталин)
  • «Антипоэт» с «дурной двойственностью»; неутомимый дезинформатор» С «удивительной способностью к ненависти»; «призывы к надругательству над всем, что свято, уравновешивающиеся героической демагогией» (из критики 1990-х годов)
  • «Он отторгал от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры. Его возводили на пьедестал и свергали с пьедестала, им восторгались, его боготворили и словословили, о нем злословили и над ним надругались, его любили и ненавидели…Он пришел в мир для жизни, для борьбы…он перенасыщен энергией действия…Такого не знала русская поэзия» ( А.Михайлов 1993)
Владимир Владимирович Маяковский(1893-1930) Слушайте,  товарищи потомки, агитатора,  горлана-главаря. Заглуша  поэзии потоки, я шагну через лирические томики, как живой  с живыми говоря.   ( Из поэмы «Во весь голос»)

Владимир Владимирович Маяковский(1893-1930)

Слушайте,

товарищи потомки,

агитатора,

горлана-главаря.

Заглуша

поэзии потоки,

я шагну

через лирические томики,

как живой

с живыми говоря.

( Из поэмы «Во весь голос»)

Факты из жизни. «Я сам» Отец: Владимир Константинович (багдадский лесничий) , умер в 1906 году.      Мать: Александра Алексеевна.      Сестры: Люда и Оля.      У Маяковского с детства была превосходная память. Маяковский вспоминает:

Факты из жизни. «Я сам»

Отец: Владимир Константинович (багдадский лесничий) , умер в 1906 году.     Мать: Александра Алексеевна.     Сестры: Люда и Оля.     У Маяковского с детства была превосходная память. Маяковский вспоминает: " Отец хвалился моей памятью. Ко всем именинам меня заставляет заучивать стихи “.     Семи лет отец стал брать его в верховые объезды лесничества. Там он больше узнаёт о природе, её повадках.     Учение давалось ему с трудом, особенно арифметика, но читать он научился с удовольствием. Вскоре вся семья переехала из Багдад в Кутаис

Родился 19 июля 1893 в селе Багдади Кутаисской губернии.

Родился 19 июля 1893 в селе Багдади Кутаисской губернии.

Мать Александра Алексеевна Отец - Владимир Константинович Отец Маяковского был лесничим, очень добрым и сердечным и вместе с тем мужественным человеком. Мать, Александра Алексеевна, вела хозяйство и воспитывала детей. Она была и первой учительницей Маяковского.

Мать Александра Алексеевна

Отец - Владимир Константинович

Отец Маяковского был лесничим, очень добрым и сердечным и вместе с тем мужественным человеком.

Мать, Александра Алексеевна, вела хозяйство и воспитывала детей. Она была и первой учительницей Маяковского.

Также у него было две сестры:  Людмила и Ольга. Брат Константин умер в трёхлетнем возрасте от скарлатины. Володя Маяковский с сестрой Олей. 1896 г.

Также у него было две сестры:

Людмила и Ольга.

Брат Константин

умер в трёхлетнем возрасте от скарлатины.

Володя Маяковский

с сестрой Олей. 1896 г.

В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. С 1905 г. заинтересовался политикой, участвовал в демонстрациях. После смерти отца в 1906 г. Маяковский с матерью и сестрами переехали в Москву. В 1906 г. в Москве он поступил в пятую гимназию (ныне московская школа № 91). С едой было плохо. Пенсия - 10 рублей в месяц. Маме пришлось сдавать комнаты. Маяковский начинает зарабатывать деньги выжиганием и рисованием.  Прервал обучение в 1908 году и занялся революционной деятельностью (товарищ Константин).   «Я сам»

В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. С 1905 г. заинтересовался политикой, участвовал в демонстрациях.

После смерти отца в 1906 г. Маяковский с матерью и сестрами переехали в Москву. В 1906 г. в Москве он поступил в пятую гимназию (ныне московская школа № 91). С едой было плохо. Пенсия - 10 рублей в месяц. Маме пришлось сдавать комнаты. Маяковский начинает зарабатывать деньги выжиганием и рисованием.

Прервал обучение в 1908 году и занялся революционной деятельностью (товарищ Константин).

«Я сам»

В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси.

В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси.

После похорон отца Маяковский вместе с матерью и сёстрами  переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-ой классической гимназии (ныне московская школа №  91).  В марте 1908 года был  исключён из V класса за неуплату за обучение.

После похорон отца

Маяковский вместе с

матерью и сёстрами

переехал в Москву,

где

поступил в IV класс 5-ой

классической гимназии

(ныне московская школа

№  91).

В марте 1908 года был

исключён из V класса за

неуплату за обучение.

«Я сам» В 1908 году вступил в РСДРП, трижды арестовывался. Стихи начал писать в 1909 году в одиночной камере Бутырской тюрьмы. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.  Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь» (1912), оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу».

«Я сам»

  • В 1908 году вступил в РСДРП, трижды арестовывался. Стихи начал писать в 1909 году в одиночной камере Бутырской тюрьмы. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
  • Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь» (1912), оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу».
В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой,  в 1908году вступил в РСДРП.  В 1908-1909 годах  трижды арестовывался. В тюрьме Маяковский «скандалил», поэтому его часто переводили из  части в часть: Басманная, Мещанская, Мясницкая и, наконец, Бутырская тюрьма,  где он провёл 11 месяцев в одиночной камере № 103 .

В Москве Маяковский

познакомился с

революционно настроенными

студентами, начал увлекаться

марксистской литературой,

в 1908году вступил в РСДРП.

В 1908-1909 годах

трижды арестовывался.

В тюрьме Маяковский

«скандалил», поэтому

его часто переводили из

части в часть: Басманная,

Мещанская, Мясницкая и,

наконец, Бутырская тюрьма,

где он провёл 11 месяцев в

одиночной камере № 103 .

Из тюрьмы после третьего ареста он был освобожден в январе 1910 года. Начал обучение в подготовительном классе Строгановского училища , в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества  — единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадёжности.

Из тюрьмы после третьего ареста он был освобожден

в январе 1910 года.

Начал обучение в подготовительном классе Строгановского училища , в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина.

В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества  — единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадёжности.

Маяковский и футуристы Шемшурин, Бурлюк, Маяковский. 1912 год

Маяковский и футуристы

Шемшурин, Бурлюк, Маяковский. 1912 год

В 1911 завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Д. Д. Бурлюком, в 1912 организовавшим литературно-художественную группу футуристов « Гилея ». 17 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление начинающего поэта в кафе с экстравагантным названием «Бродячая собака». С 1912 Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодежи».

В 1911 завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Д. Д. Бурлюком, в 1912 организовавшим литературно-художественную группу футуристов « Гилея ».

17 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление начинающего поэта в кафе с экстравагантным названием «Бродячая собака».

С 1912 Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодежи».

Периодизация творчества Маяковского 1912 – 1917 гг (до Октября) 1917 – 1924 гг. ( до создания поэмы «В.И.Ленин») 1924 – 1930 гг. За 5 лет дооктябрьского творчества - 4 поэмы, трагедия, более 70 стихотворений: Трагедия «Владимир Маяковский» (1913 г.) Поэма «Облако в штанах» (1916 г.)

Периодизация творчества Маяковского

  • 1912 – 1917 гг (до Октября)
  • 1917 – 1924 гг. ( до создания поэмы «В.И.Ленин»)
  • 1924 – 1930 гг.

За 5 лет дооктябрьского творчества - 4 поэмы, трагедия, более 70 стихотворений:

Трагедия «Владимир Маяковский» (1913 г.)

Поэма «Облако в штанах» (1916 г.)

Футурист

Футурист

"Пощечина общественному вкусу"

Только мы -- лицо нашего Времени.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч… с парохода современности.

Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Черным, Кузьминым, Буниным и проч... нужна лишь дача на реке.

Д.Бурлюк, А. Крученых, В.Маяковский, В.Хлебников (1912)

С высоты небоскребов

мы взираем на их ничтожество! ..

Отрицание искусства прошлого и настоящего

Свобода словотворчества и словоновшества

Вызов общественному мнению, эпатаж

Багровый и белый отброшен и скомкан,  в зеленый бросали горстями дукаты,  а черным ладоням сбежавшихся окон  раздали горящие желтые карты.  Бульварам и площади было не странно  увидеть на зданиях синие тоги.  И раньше бегущим, как желтые раны,  огни обручали браслетами ноги.  Толпа - пестрошерстая быстрая кошка -  плыла, изгибаясь, дверями влекома;  каждый хотел протащить хоть немножко  громаду из смеха отлитого кома.  Я, чувствуя платья зовущие лапы,  в глаза им улыбку протиснул, пугая  ударами в жесть, хохотали арапы,  над лбом расцветивши крыло попугая.

Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно увидеть на зданиях синие тоги. И раньше бегущим, как желтые раны, огни обручали браслетами ноги.

Толпа - пестрошерстая быстрая кошка - плыла, изгибаясь, дверями влекома; каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома.

Я, чувствуя платья зовущие лапы, в глаза им улыбку протиснул, пугая ударами в жесть, хохотали арапы, над лбом расцветивши крыло попугая.

 В 1913 году вышел первый сборник Маяковского – «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Он был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и  Льва Жегина и размножен литографическим способом  в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошёл в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916).

В 1913 году вышел первый сборник Маяковского –

«Я» (цикл из четырёх стихотворений).

Он был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и

Льва Жегина и размножен литографическим способом

в количестве 300 экземпляров.

В качестве первого раздела

этот сборник вошёл в книгу стихов поэта

«Простое как мычание» (1916).

Дооктябрьская лирика Главная тема дооктябрьского творчества – человек и капиталистический город

Дооктябрьская лирика

  • Главная тема дооктябрьского творчества – человек и капиталистический город
«Скрипка и немножко нервно» 1914г. «очеловечены музыкальные инструменты», вернее «не инструменты очеловечены, а люди, одеревенев, стали инструментами, утратив все живое, эмоциональное» (З.Поперный 1961) Обратите внимание на рифмующиеся слова: по-детски – Кузнецкий, хорошо - ушел, смотрел,как - тарелка, без такта – как это, потный – ноты, вытри – пюпитры, Боже –похожи, шею – не умею, влип как –скрипка, голова – наплевать.А?, невесте –вместе Какую роль в этом стихотворении играет образ скрипки? Какие человеческие качества она воплощает в себе?

«Скрипка и немножко нервно» 1914г.

  • «очеловечены музыкальные инструменты», вернее «не инструменты очеловечены, а люди, одеревенев, стали инструментами, утратив все живое, эмоциональное» (З.Поперный 1961)
  • Обратите внимание на рифмующиеся слова: по-детски – Кузнецкий, хорошо - ушел, смотрел,как - тарелка, без такта – как это, потный – ноты, вытри – пюпитры, Боже –похожи, шею – не умею, влип как –скрипка, голова – наплевать.А?, невесте –вместе
  • Какую роль в этом стихотворении играет образ скрипки? Какие человеческие качества она воплощает в себе?
Особенности поэтической системы Маяковского Свободный ритм, приближающийся к разговорной речи Деление строк на смысловые отрезки, произнесение которых требует соблюдения пауз Рифмы позволяют улавливать ритм стихотворения Рифмы: рядом с точными – неточные (звезда –опоздал ), рядом с односложными – составные (брошу я – хорошая ) Часты рифмы-омонимы: любовью залив – облака залив; сжирав – жираф; «вывод простой, уничтожь и гульбу и простой» Для рифмы используется паронимия, т.е. сходно звучащие разнокорневые пары слов: пенится пенье, поразительный паразит, не сквернили скверы, заносчивый нос, проворный повар.

Особенности поэтической системы Маяковского

  • Свободный ритм, приближающийся к разговорной речи
  • Деление строк на смысловые отрезки, произнесение которых требует соблюдения пауз
  • Рифмы позволяют улавливать ритм стихотворения
  • Рифмы: рядом с точными – неточные (звезда –опоздал ), рядом с односложными – составные (брошу я – хорошая )
  • Часты рифмы-омонимы: любовью залив – облака залив; сжирав – жираф; «вывод простой, уничтожь и гульбу и простой»
  • Для рифмы используется паронимия, т.е. сходно звучащие разнокорневые пары слов: пенится пенье, поразительный паразит, не сквернили скверы, заносчивый нос, проворный повар.

Стихотворение французского поэта Франсиса Жамм(1868-1938) « » в переводе И.Эренбурга(1913г.) Боже, дай мне одну золотую звезду, Может, в ней для души я спасенье найду. Если ты не захочешь отдать ее мне, Без обиды. Без злобы все я снесу. Если гибель в звезде – подари ее мне, Как дают бедняку золоченое су.  С каким стихотворением В.Маяковского роднится стихотворение «Молитва…»? Что отличает их? Я плетусь, как осел…Вспоминаешь ли ты, Как ребенком я клял остролистов кусты Перед яслями в храм, где мать моя встарь Убирала розетками нищий алтарь. Если в этой звезде я спасенье найду, Подари мне одну золотую звезду. Потому что мне надо сегодня ее Положить на замерзшее сердце мое.

Стихотворение французского поэта Франсиса Жамм(1868-1938) « » в переводе И.Эренбурга(1913г.)

Боже, дай мне одну золотую звезду,

Может, в ней для души я спасенье найду.

Если ты не захочешь отдать ее мне,

Без обиды. Без злобы все я снесу.

Если гибель в звезде – подари ее мне,

Как дают бедняку золоченое су.

С каким стихотворением В.Маяковского роднится стихотворение «Молитва…»? Что отличает их?

Я плетусь, как осел…Вспоминаешь ли ты,

Как ребенком я клял остролистов кусты

Перед яслями в храм, где мать моя встарь

Убирала розетками нищий алтарь.

Если в этой звезде я спасенье найду,

Подари мне одну золотую звезду.

Потому что мне надо сегодня ее

Положить на замерзшее сердце мое.

«Звезда – условный знак в пути» А.Блок Ты посмотри, какая в мире тишь. Ночь обложила небо звездной данью. В такие вот часы встаешь и говоришь Векам, истории и мирозданью .  (Из черновиков Маяковского в последние годы жизни) Вот почему, когда дышать так трудно, Тебе отрадно так поднять чело С лица земли, где все темно и скудно, К нам, в нашу глубь, где пышно и светло.   ( «Среди звезд» 1876г. А.Фет от имени звезд обращается к человеку)

«Звезда – условный знак в пути» А.Блок

Ты посмотри, какая в мире тишь.

Ночь обложила небо звездной данью.

В такие вот часы встаешь и говоришь

Векам, истории и мирозданью .

(Из черновиков Маяковского в последние годы жизни)

Вот почему, когда дышать так трудно,

Тебе отрадно так поднять чело

С лица земли, где все темно и скудно,

К нам, в нашу глубь, где пышно и светло.

( «Среди звезд» 1876г. А.Фет от имени звезд обращается к человеку)

Ощущение катастрофичности бытия.  Противопоставление сытого обывательского существования и внутренней драмы лирического героя , прикрытой внешней бравадой — это своеобразное преломление традиций романтизма.  Как романтик, Маяковский ищет подходящий фон для своего героя, необычный, чистый от скверны повседневных неурядиц:   Послушайте!  Ведь, если звезды зажигают —Значит — это кому-нибудь нужно?  Значит — кто-то хочет, чтобы они были?  Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?  Ты – человек и живешь среди людей, возможно, твое предназначение спасти кого-то от одиночества и, таким образом, спасти себя самого. Говорит кому-то:  «Ведь теперь тебе ничего?  Не страшно?  Да?!»

Ощущение катастрофичности бытия.

Противопоставление сытого обывательского существования и внутренней драмы лирического героя , прикрытой внешней бравадой — это своеобразное преломление традиций романтизма.

Как романтик, Маяковский ищет подходящий фон для своего героя, необычный, чистый от скверны повседневных неурядиц: Послушайте! Ведь, если звезды зажигают —Значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Ты – человек и живешь среди людей, возможно, твое предназначение спасти кого-то от одиночества и, таким образом, спасти себя самого.

Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!»

В феврале 1914 года Маяковский и Бурлюк были исключены из училища за публичные выступления. В 1914— 1915 годах Маяковский работал над поэмой « Облако в штанах », основой которой стала безответная любовь к Марии Денисовой. В итоге посвятил её Лиле Брик. После начала Первой мировой войны вышло стихотворение « Война объявлена ». В августе Маяковский решил записаться в добровольцы, но ему не позволили, объяснив это политической неблагонадёжностью.
  • В феврале 1914 года Маяковский и Бурлюк были исключены из училища за публичные выступления.
  • В 1914— 1915 годах Маяковский работал над поэмой « Облако в штанах », основой которой стала безответная любовь к Марии Денисовой. В итоге посвятил её Лиле Брик.
  • После начала Первой мировой войны вышло стихотворение « Война объявлена ».
  • В августе Маяковский решил записаться в добровольцы, но ему не позволили, объяснив это политической неблагонадёжностью.

В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками. В 1915— 1917 годах Маяковский проходил военную службу в Петрограде в автошколе. Солдатам печататься не разрешали, но его спас Осип Брик, который выкупил поэмы « Флейта-позвоночник » и « Облако в штанах » по 50 копеек за строку и напечатал. Антивоенная лирика: « Мама и убитый немцами вечер », « Я и Наполеон », поэма « Война и мир » (1915). Обращение к сатире. Цикл «Гимны» для журнала «Новый Сатирикон» (1915). 1917 год — «Революция. Поэтохроника».
  • В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками.
  • В 1915— 1917 годах Маяковский проходил военную службу в Петрограде в автошколе. Солдатам печататься не разрешали, но его спас Осип Брик, который выкупил поэмы « Флейта-позвоночник » и « Облако в штанах » по 50 копеек за строку и напечатал.
  • Антивоенная лирика: « Мама и убитый немцами вечер », « Я и Наполеон », поэма « Война и мир » (1915).
  • Обращение к сатире. Цикл «Гимны» для журнала «Новый Сатирикон» (1915).
  • 1917 год — «Революция. Поэтохроника».
Лилия Брик, подруга всей жизни

Лилия Брик, подруга всей жизни

«Облако в штанах» 1915 г. Из обращения к враждебно настроенным читателям . «Я – нахал, для которого высшее удовольствие ввалиться, напялив желтую кофту, в сборище людей, благородно берегущих под чинными сюртуками, фраками и пиджаками скромность и приличие. Я – циник, от одного взгляда которого на платье у оглядываемых надолго остаются сальные пятна… Не правда ли, только убежденный нахал и скандалист, исхищряющий всю свою фантазию для доставления людям всяческих неприятностей, так начинает свое стихотворение Но мне – люди, и те, что обидели, - вы мне всего дороже и ближе. Видели, как собака бьющую руку лижет?!» Прочитайте вступление и первую часть поэмы. Какими развернутыми метафорами поэт изображает любовные переживания лирического героя? Приведите примеры слияния лирики, высокой патетики и сатиры. Согласны ли вы с утверждением автора, что он «нахал» и «циник»?

«Облако в штанах» 1915 г. Из обращения к враждебно настроенным читателям .

«Я – нахал, для которого высшее удовольствие ввалиться, напялив желтую кофту, в сборище людей, благородно берегущих под чинными сюртуками, фраками и пиджаками скромность и приличие.

Я – циник, от одного взгляда которого на платье у оглядываемых надолго остаются сальные пятна…

Не правда ли, только убежденный нахал и скандалист, исхищряющий всю свою фантазию для доставления людям всяческих неприятностей, так начинает свое стихотворение

Но мне –

люди,

и те, что обидели, -

вы мне всего дороже и ближе.

Видели,

как собака бьющую руку лижет?!»

Прочитайте вступление и первую часть поэмы. Какими развернутыми метафорами поэт изображает любовные переживания лирического героя? Приведите примеры слияния лирики, высокой патетики и сатиры. Согласны ли вы с утверждением автора, что он «нахал» и «циник»?

История создания поэмы «Облако в штанах» Начал писать поэму в первой половине 1914 г после посещения во время турне Одессы. В Одессе Маяковский влюбился в юную Марию Денисову, влюбился безответно и страдал от этого. В вагоне поезда по дороге в следующий город читал друзьям первые строки поэмы.

История создания поэмы «Облако в штанах»

  • Начал писать поэму в первой половине 1914 г после посещения во время турне Одессы. В Одессе Маяковский влюбился в юную Марию Денисову, влюбился безответно и страдал от этого. В вагоне поезда по дороге в следующий город читал друзьям первые строки поэмы.
Мария Александровна Денисова

Мария Александровна Денисова

«Облако в штанах» (1915)    «Программной» для своего дореволюционного творчества «вещью» Маяковский считал поэму «Облако в штанах» и, называя ее „катехизисом сегодняшнего искусства“, так определял ее смысл: „ ДОЛОЙ ВАШУ ЛЮБОВЬ“, „ДОЛОЙ ВАШЕ ИСКУССТВО“, „ДОЛОЙ ВАШ СТРОЙ“, „ДОЛОЙ ВАШУ РЕЛИГИЮ“- четыре крика четырёх частей» . И это характерно для того периода творчества поэта, страстно отвергавшего современную ему действительность, испытывавшего острое чувство неприкаянности и одиночества в окружавшем его бесчеловечном мире.

«Облако в штанах» (1915)

   «Программной» для своего дореволюционного творчества «вещью» Маяковский считал поэму «Облако в штанах» и, называя ее „катехизисом сегодняшнего искусства“, так определял ее смысл: „ ДОЛОЙ ВАШУ ЛЮБОВЬ“, „ДОЛОЙ ВАШЕ ИСКУССТВО“, „ДОЛОЙ ВАШ СТРОЙ“, „ДОЛОЙ ВАШУ РЕЛИГИЮ“- четыре крика четырёх частей» . И это характерно для того периода творчества поэта, страстно отвергавшего современную ему действительность, испытывавшего острое чувство неприкаянности и одиночества в окружавшем его бесчеловечном мире.

Тематика Тема любви не исчезла из поэмы, а пронизала всю поэму, каждую её часть. Но это чувство уже не автономно, а приобретает характер социальной драмы. Моля о любви чистой, не испоганенной корыстью, страсть отрицания поэт переносит на буржуазное мироустройство . В этом он видит зло , искажающее мораль, искажающее искусство. Он бросает вызов самому Богу, он – «тринадцатый апостол» – могучий образ отрицания, бунта.

Тематика

  • Тема любви не исчезла из поэмы, а пронизала всю поэму, каждую её часть. Но это чувство уже не автономно, а приобретает характер социальной драмы.
  • Моля о любви чистой, не испоганенной корыстью, страсть отрицания поэт переносит на буржуазное мироустройство . В этом он видит зло , искажающее мораль, искажающее искусство. Он бросает вызов самому Богу, он – «тринадцатый апостол» – могучий образ отрицания, бунта.
Начало революционной темы «Облако в штанах» Маяковский рассматривал как начало революционной темы в своём творчестве. Революция в поэме как единственное избавление от царства «жирных», от торжества пошлости и сытости

Начало революционной темы

  • «Облако в штанах» Маяковский рассматривал как начало революционной темы в своём творчестве.
  • Революция в поэме как единственное избавление от царства «жирных», от торжества пошлости и сытости
Раннее творчество. Вывод «Ужас человека, нужного только себе, существование только для себя; поиски человека-друга, людей, друзей, коллектива, товарищества, братства… Проклятие одиночества и проклятие одиночеству – вот, на наш взгляд, главная тема раннего Маяковского…Поэт любит людей, устремляется к ним, но вместо людей перед ним, как в кошмарном сне, - какие-то загадочные существа, безликие и бессердечные».(З.Поперный 1961)

Раннее творчество. Вывод

  • «Ужас человека, нужного только себе, существование только для себя; поиски человека-друга, людей, друзей, коллектива, товарищества, братства… Проклятие одиночества и проклятие одиночеству – вот, на наш взгляд, главная тема раннего Маяковского…Поэт любит людей, устремляется к ним, но вместо людей перед ним, как в кошмарном сне, - какие-то загадочные существа, безликие и бессердечные».(З.Поперный 1961)
 Довольно грошовых истин. Из сердца старое вытри. Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры.  Книгой времени тысячелистой  революции дни не поспеты.  На улицы, футуристы, барабанщики и поэты!   «Приказ по армии искусства». II , 1 5 В. Маяковский. Москва. 1918. Фото

Довольно грошовых истин. Из сердца старое вытри. Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры.

Книгой времени тысячелистой

революции дни не поспеты.

На улицы, футуристы, барабанщики и поэты!

«Приказ по армии искусства». II , 1 5

В. Маяковский. Москва. 1918. Фото

Маяковский и революция Рисунок к поэме «Облако в штанах» 1915 г. «Долой вашу религию!»

Маяковский и революция

Рисунок к поэме «Облако в штанах» 1915 г.

«Долой вашу религию!»

Маяковский после октября 1917 года 26 февраля. Пьяные, смешанные с полицией, солдаты стреляли в народ…днесь небывалой сбывается былью социалистов великая ересь!» (из поэтохроники «Революция» апрель 1917г.)  Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось… (из автобиографии «Я сам» октябрь 1917г. ) Прокомментируйте, как вы понимаете отношение поэта к революции. Прочитайте стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» 1918г.Какие мотивы раннего творчества развивает в нем поэт?

Маяковский после октября 1917 года

  • 26 февраля. Пьяные, смешанные с полицией, солдаты стреляли в народ…днесь небывалой сбывается былью социалистов великая ересь!» (из поэтохроники «Революция» апрель 1917г.)
  • Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось… (из автобиографии «Я сам» октябрь 1917г. )
  • Прокомментируйте, как вы понимаете отношение поэта к революции.
  • Прочитайте стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» 1918г.Какие мотивы раннего творчества развивает в нем поэт?
«Я сам». - «Моя революция» Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня… не было. Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось.  Маяковский Москва. 1918 г.

«Я сам». - «Моя революция»

Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня… не было. Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось.

Маяковский Москва. 1918 г.

Эй, синеблузые! Рейте! За океаны! Или у броненосцев на рейде ступлены острые кили?! Пусть, оскалясь короной, вздымает британский лев вой. Коммуне не быть покоренной.  Левой! Левой! Левой! Там за горами горя солнечный край непочатый. За голод, за мора море шаг миллионный печатай! Пусть бандой окружат нанятой, стальной изливаются леевой,— России не быть под Антантой. Левой! Левой! Левой! «Левый марш». II , 23 - 24 Разворот книги «Для голоса». Художник Л. Лисицкий.  1923

Эй, синеблузые!

Рейте!

За океаны!

Или

у броненосцев на рейде

ступлены острые кили?!

Пусть,

оскалясь короной,

вздымает британский лев вой.

Коммуне не быть покоренной.

Левой!

Левой!

Левой!

Там

за горами горя

солнечный край непочатый.

За голод,

за мора море

шаг миллионный печатай!

Пусть бандой окружат нанятой,

стальной изливаются леевой,—

России не быть под Антантой.

Левой!

Левой! Левой!

«Левый марш». II , 23 - 24

Разворот книги

«Для голоса».

Художник

Л. Лисицкий. 1923

 «Мистерия-буфф» — дорога. Дорога революции. Никто не предскажет с точностью, какие еще горы придется взрывать нам, идущим этой дорогой. Сегодня сверлит ухо слово «Ллойд Джордж», а завтра имя его забудут и сами англичане. Сегодня к коммуне рвется воля миллионов, а через полсотни лет, может быть, в атаку далеких планет ринутся воздушные дредноуты коммуны…   Предисловие к 2-му варианту «Мистерии-буфф». II , 245  Маяковский. «Мистерия-буфф».  Афиша первой постановки пьесы. 1918

«Мистерия-буфф» — дорога. Дорога революции. Никто не предскажет с точностью, какие еще горы придется взрывать нам, идущим этой дорогой. Сегодня сверлит ухо слово «Ллойд Джордж», а завтра имя его забудут и сами англичане. Сегодня к коммуне рвется воля миллионов, а через полсотни лет, может быть, в атаку далеких планет ринутся воздушные дредноуты коммуны…

Предисловие к 2-му варианту «Мистерии-буфф». II , 245

Маяковский. «Мистерия-буфф». Афиша первой постановки пьесы. 1918

«Семь пар чистых». Рисунок В. Маяковского. 1919

«Семь пар чистых». Рисунок В. Маяковского. 1919

Француз (ковыряя в зубах) Чего кипятитесь? Обещали и делим поровну: одному — бублик, другому — дырка от бублика. Это и есть демократическая республика. Купец Надо же ж кому-нибудь и семечки — не всем арбуз. «Мистерия-буфф». II, 204

Француз (ковыряя в зубах)

Чего кипятитесь?

Обещали и делим поровну:

одному — бублик, другому — дырка от бублика.

Это и есть демократическая республика.

Купец

Надо же ж кому-нибудь и семечки — не всем арбуз.

«Мистерия-буфф». II, 204

«Семь пар нечистых». Рисунок В. Маяковского. 1919

«Семь пар нечистых». Рисунок В. Маяковского. 1919

«Хорошее отношение к лошадям» Деточка,  все мы немножко лошади,  Каждый из нас по-своему лошадь.

«Хорошее отношение к лошадям»

Деточка,

все мы немножко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь.

 В стихотворении 1918 года «ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ» есть такие строки: “ Подошел и вижу глаза лошадиные... Улица опрокинулась, течет по-своему...”  Главное — увидеть глаза, принять в себя изливающуюся из них “общую звериную тоску” и откликнуться, броситься навстречу : “ Лошадь, не надо, лошадь, слушайте, — чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь”.  А скрипке, лошади, человеку, оказывается, именно этого и надо — сочувствия, сопонимания, сострадания , то есть ощущения своего не-одиночества, ощущения своей причастности к другим жизням, совсем не похожим на твою: “ Может быть — старая — и не нуждалась в няньке, может быть, и мысль моя ей показалась пошла, только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И все ей казалось — она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило”. 

В стихотворении 1918 года «ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ» есть такие строки: “ Подошел и вижу глаза лошадиные... Улица опрокинулась, течет по-своему...”

Главное — увидеть глаза, принять в себя изливающуюся из них “общую звериную тоску” и откликнуться, броситься навстречу : “ Лошадь, не надо, лошадь, слушайте, — чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь”.

А скрипке, лошади, человеку, оказывается, именно этого и надо — сочувствия, сопонимания, сострадания , то есть ощущения своего не-одиночества, ощущения своей причастности к другим жизням, совсем не похожим на твою: “ Может быть — старая — и не нуждалась в няньке, может быть, и мысль моя ей показалась пошла, только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И все ей казалось — она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило”. 

Окна РОСТА Российское Объединённое Советское Телеграфное Агентство

Окна РОСТА

Российское Объединённое

Советское Телеграфное

Агентство

 Переехав в марте 1919 в Москву, он работает в

Переехав в марте 1919 в Москву, он работает в "Окнах РОСТА" - рисует плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года создано около 1100 "окон").

Окна сатиры РОСТА « Окна сатиры РОСТА» — серия плакатов, созданная в 1919—1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции 1918—1920. Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты .

Окна сатиры РОСТА

  • « Окна сатиры РОСТА» — серия плакатов, созданная в 1919—1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции 1918—1920. Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты .
 Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки... первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТОЙ т. Керженцеву, который свел меня с М. М. Черемных, одним из лучших работников этого дела.  Второе окно мы делали вместе. Дальше пришел и Малютин...   «Прошу слова». XII, 206  Маяковский, М. Черемных, И. Малютин.  Москва. 1920. Фото

Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки... первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТОЙ т. Керженцеву, который свел меня с М. М. Черемных, одним из лучших работников этого дела.

Второе окно мы делали вместе. Дальше пришел и Малютин...

«Прошу слова». XII, 206

Маяковский, М. Черемных,

И. Малютин. Москва. 1920. Фото

 «Мы зажгли над миром истину эту...». Окно РОСТА № 742. Текст и рисунок В. Маяковского. 1920

«Мы зажгли над миром истину эту...».

Окно РОСТА № 742. Текст и рисунок В. Маяковского. 1920

Плакаты РОСТА

Плакаты РОСТА

Работали мы очень дружно, и стиль «Окон РОСТА» — это, конечно, стиль коллективный. ...Я как-то придумал посадить на трубу разрушенного паровоза ворону. Получилось очень выразительно. Потом все, изображая разруху, стали рисовать таких ворон.  Сам я заимствовал у Маяковского прием изображения дыма спиралью, как рисуют дым маленькие дети. Замечательным художником был Малютин: за что бы он ни взялся, все у него получалось удивительно смешно.  ...Рисунки Маяковского очень ярки, интенсивны, лаконичны, а эти качества прежде всего и требовались для «Окон».  М. Черемных. «Маяковский в РОСТА»

Работали мы очень дружно, и стиль «Окон РОСТА» — это, конечно, стиль коллективный. ...Я как-то придумал посадить на трубу разрушенного паровоза ворону. Получилось очень выразительно. Потом все, изображая разруху, стали рисовать таких ворон.

Сам я заимствовал у Маяковского прием изображения дыма спиралью, как рисуют дым маленькие дети. Замечательным художником был Малютин: за что бы он ни взялся, все у него получалось удивительно смешно.

...Рисунки Маяковского очень ярки, интенсивны, лаконичны, а эти качества прежде всего и требовались для «Окон».

М. Черемных. «Маяковский в РОСТА»

Это — не только стихи. Эти иллюстрации — не для графических украшений. Это — протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. ...Пусть вспоминают лирики стишки, под которые влюблялись. Мы рады вспомнить и строки, под которые Деникин бежал от Орла.  « Прошу слова». XII, 205  Дело красноармейцев — драться». Окно РОСТА № 337.  Текст и рисунок В. Маяковского. 1920

Это — не только стихи.

Эти иллюстрации — не для графических украшений. Это — протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. ...Пусть вспоминают лирики стишки, под которые влюблялись. Мы рады вспомнить и строки, под которые Деникин бежал от Орла.

« Прошу слова». XII, 205

Дело красноармейцев — драться». Окно РОСТА 337. Текст и рисунок В. Маяковского. 1920

Маяковский за работой в окнах РОСТА

Маяковский за работой в окнах РОСТА

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Изобразительно-выразительные средства стихотворения. Гиперболы Эпитеты Метафоры Олицетворения Звукопись – аллитерация Риторические восклицания. Анафора В сто сорок солнц закат пылал Ужасно злить, в сером хламе Стена теней, ночей тюрьма под солнц двустволкой пала Солнце – заговорило басом и т.д. Кривился крыш корою

Изобразительно-выразительные средства стихотворения.

  • Гиперболы
  • Эпитеты
  • Метафоры
  • Олицетворения
  • Звукопись – аллитерация
  • Риторические восклицания.
  • Анафора

В сто сорок солнц закат пылал

Ужасно злить, в сером хламе

Стена теней, ночей тюрьма

под солнц двустволкой пала

Солнце – заговорило басом и т.д.

Кривился крыш корою

 Увлечение кино для Маяковского в эту пору было не случайным... Он смотрел далеко вперед, видя то, чего не видели другие, хорошо понимая, какие необыкновенные возможности несет с собой это самое молодое из искусств...  По свойственной ему жадности к работе, заинтересованности и желанию во что бы то ни стало сделать все по-новому, он, никому не доверяя, все хочет делать сам — писать сценарий, быть режиссером, играть главную роль, делать рекламные плакаты и т. д.   Л. А. Гринкруг. «Не для денег родившийся». Маяковский в фильме «Барышня и хулиган». 1918.  Кинокадр

Увлечение кино для Маяковского в эту пору было не случайным... Он смотрел далеко вперед, видя то, чего не видели другие, хорошо понимая, какие необыкновенные возможности несет с собой это самое молодое из искусств...

По свойственной ему жадности к работе, заинтересованности и желанию во что бы то ни стало сделать все по-новому, он, никому не доверяя, все хочет делать сам — писать сценарий, быть режиссером, играть главную роль, делать рекламные плакаты и т. д.

Л. А. Гринкруг. «Не для денег родившийся».

Маяковский в фильме «Барышня

и хулиган». 1918. Кинокадр

В 1918 году Маяковский организовал группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1922 году — издательство МАФ (Московская ассоциация футуристов), в котором вышло несколько его книг. В 1923 году организовал группу ЛЕФ (Левый фронт искусств), толстый журнал «ЛЕФ» (в 1923—1925 годах вышло семь номеров). В это время издаются поэмы «Про это» (1923), «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924).

В 1918 году Маяковский организовал группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1922 году — издательство МАФ (Московская ассоциация футуристов), в котором вышло несколько его книг.

В 1923 году организовал группу ЛЕФ (Левый фронт искусств), толстый журнал «ЛЕФ» (в 1923—1925 годах вышло семь номеров). В это время издаются поэмы «Про это» (1923), «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924).

В 1922—1924 годах Маяковский совершил несколько поездок за границу — Латвия, Франция, Германия ; писал очерки и стихи о европейских впечатлениях. В 1925 году состоялось самое длительное его путешествие: поездка по Америке . Маяковский посетил Гавану, Мехико и в течение трёх месяцев выступал в различных городах США с чтением стихов и докладов. Позже были написаны стихи и очерк «Моё открытие Америки».

В 1922—1924 годах Маяковский

совершил несколько поездок за границу —

Латвия, Франция, Германия ;

писал очерки и стихи о

европейских впечатлениях.

В 1925 году состоялось самое длительное его путешествие:

поездка по Америке .

Маяковский посетил Гавану, Мехико

и в течение трёх месяцев выступал в различных городах США с чтением стихов и докладов. Позже были написаны стихи и очерк «Моё открытие Америки».

 В 1925—1928 годах он много ездил по Советскому Союзу, выступал в самых разных аудиториях. В эти годы поэт опубликовал такие произведения, как «По городам Союза» (1927); «Рассказ литейщика Ивана Козырева…» (1928) и др.

В 1925—1928 годах он много ездил по Советскому Союзу,

выступал в самых разных аудиториях.

В эти годы поэт опубликовал такие произведения,

как «По городам Союза» (1927);

«Рассказ литейщика Ивана

Козырева…» (1928) и др.

Сатирические пьесы «Клоп» (1928) – о человеке, который «отрывается от своего класса во имя личного быта», «бывшего рабочего, бывшего партийца, ныне жениха», поменявшего имя Присыпкин на «изящное» – Пьер Скрипкин. Его невеста – дочь нэпмана-парикмахера Эльзевира Ренессанс. Её родители, приспособленец Олег Баян, приобщающий Присыпкина к «культуре» (постижению тайны фокстрота и «хороших манер»). Реальное переплетается с фантастикой: Присыпкин со всеми навыками, руганью и мещанством оказывается в будущем социалистическом обществе. Единственное занятие, которое ему могут здесь предоставить – это кормить собою в зоопарке случайно уцелевшего вместе с ним клопа.

Сатирические пьесы

  • «Клоп» (1928) – о человеке, который «отрывается от своего класса во имя личного быта», «бывшего рабочего, бывшего партийца, ныне жениха», поменявшего имя Присыпкин на «изящное» – Пьер Скрипкин.
  • Его невеста – дочь нэпмана-парикмахера Эльзевира Ренессанс. Её родители, приспособленец Олег Баян, приобщающий Присыпкина к «культуре» (постижению тайны фокстрота и «хороших манер»).
  • Реальное переплетается с фантастикой: Присыпкин со всеми навыками, руганью и мещанством оказывается в будущем социалистическом обществе.
  • Единственное занятие, которое ему могут здесь предоставить – это кормить собою в зоопарке случайно уцелевшего вместе с ним клопа.
Сатирические пьесы «Баня» ( 1929) – «драма в 6 действиях с цирком и фейерверком». Тема – борьба с мещанством. Чиновник-бюрократ Победоносиков, прикрывающий своё полное ничтожество громкими фразами. Его секретарь Оптимистенко, мадам Мезальянсова, Иван Иванович – бюрократы, равнодушные к людям и жизни. Реальное переплетается с фантастикой: из будущего появляется Фосфорическая женщина. Победоносиков и его подхалимы, карьеристы, бюрократы хотят попасть в будущее, но выбрасываются машиной времени. В противовес – показана талантливая рабочая молодёжь, изобретатели, которые своим трудом приближают будущее. Именно в этом смысл изобретённой ими машины времени.

Сатирические пьесы

  • «Баня» ( 1929) – «драма в 6 действиях с цирком и фейерверком». Тема – борьба с мещанством.
  • Чиновник-бюрократ Победоносиков, прикрывающий своё полное ничтожество громкими фразами. Его секретарь Оптимистенко, мадам Мезальянсова, Иван Иванович – бюрократы, равнодушные к людям и жизни.
  • Реальное переплетается с фантастикой: из будущего появляется Фосфорическая женщина. Победоносиков и его подхалимы, карьеристы, бюрократы хотят попасть в будущее, но выбрасываются машиной времени.
  • В противовес – показана талантливая рабочая молодёжь, изобретатели, которые своим трудом приближают будущее. Именно в этом смысл изобретённой ими машины времени.
«Любовь – это сердце всего» «Исчерпывает ли для меня любовь всё? Всё, но только иначе… Любовь – это всё, это -главное… От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё пр. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, то всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём… Но если нет деятельности, я мёртв…»

«Любовь – это сердце всего»

«Исчерпывает ли для меня любовь всё? Всё, но только иначе… Любовь – это всё, это -главное… От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё пр. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, то всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём… Но если нет деятельности, я мёртв…»

"Ты не женщина, ты – исключение…" В. Маяковский и Татьяна Яковлева.

Иди сюда,          иди на перекресток моих больших             и неуклюжих рук.

Последние два года жизни Маяковского, мир его личных переживаний и чувств связаны с именем Татьяны Яковлевой. За полтора с небольшим года до знакомства с Маяковским Т.Яковлева приехала из России в Париж по вызову дяди, художника А.Е.Яковлева.
  • Последние два года жизни Маяковского, мир его личных переживаний и чувств связаны с именем Татьяны Яковлевой.
  • За полтора с небольшим года до знакомства с Маяковским Т.Яковлева приехала из России в Париж по вызову дяди, художника А.Е.Яковлева.
Двадцатидвухлетняя, красивая, высокая, длинноногая  (

Двадцатидвухлетняя, красивая, высокая, длинноногая ("...вы и нам в Москве нужны, не хватает длинноногих"- читаем мы в "Письме Татьяне Яковлевой") ,

с выразительными глазами и яркими солнечными, словно светящимися волосами, пловчиха и теннисистка, она, фатально неотразимая, обращала на себя внимание многих молодых и немолодых людей своего круга.

«... когда Маяковский бывал в Париже, мы всегда видели их вместе. Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица - высокая, стройная, под стать ему. Маяковский производил впечатление тихого, влюбленного. Она восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом .»
  • «... когда Маяковский бывал в Париже, мы всегда видели их вместе. Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица - высокая, стройная, под стать ему. Маяковский производил впечатление тихого, влюбленного. Она восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом
«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»  Любовь и жизнь нерасторжимы,  борьба, любовь и творчество стоят в одном ряду.  Слово, взлетая «золоторождённой кометой», светит двум влюблённым и подымает, ведёт, влечёт тех, которые «глазом ослабли» Любовь – это чувство, вселяющее активность, делающее человека способным на творчество, на подвиг, на геройство, на деятельность во имя человечества.

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»

  • Любовь и жизнь нерасторжимы,
  • борьба, любовь и творчество стоят в одном ряду.
  • Слово, взлетая «золоторождённой кометой», светит двум влюблённым и подымает, ведёт, влечёт тех, которые «глазом ослабли»

Любовь – это чувство, вселяющее

активность, делающее человека способным на творчество, на подвиг, на геройство, на деятельность во имя человечества.

Поэмы Маяковского «Люблю» (1922) «Про это» (1923) «В.И.Ленин» ( 1924) «Хорошо» (1927) Вступление к поэме о первой пятилетке – «Во весь голос» (1829)

Поэмы Маяковского

  • «Люблю» (1922)
  • «Про это» (1923)
  • «В.И.Ленин» ( 1924)
  • «Хорошо» (1927)
  • Вступление к поэме о первой пятилетке – «Во весь голос» (1829)
ЛЕФ, Пролеткульт

ЛЕФ, Пролеткульт

Тема поэта и поэзии «Юбилейное» «Разговор с фининспектором о поэзии» «Во весь голос»

Тема поэта и поэзии

  • «Юбилейное»
  • «Разговор с фининспектором о поэзии»
  • «Во весь голос»
Выставка «20 лет работы» Открылась 1 февраля 1930 г. Начало поэтической работы Маяковский относил к 1909 г., когда он в одиночной камере сочинял первые неумелые стихи. Эта выставка – деловой отчёт поэта. Он сам разговаривал с читателями, водил их по выставке. Более 70 названий книг. Газеты и журналы со всех городов, где печатался Маяковский. Карта поездок по стране.

Выставка «20 лет работы»

  • Открылась 1 февраля 1930 г.
  • Начало поэтической работы Маяковский относил к 1909 г., когда он в одиночной камере сочинял первые неумелые стихи.
  • Эта выставка – деловой отчёт поэта. Он сам разговаривал с читателями, водил их по выставке.
  • Более 70 названий книг. Газеты и журналы со всех городов, где печатался Маяковский.
  • Карта поездок по стране.
«20 лет работы»

«20 лет работы»

Вероника Полонская,  последняя любовь

Вероника Полонская, последняя любовь

Смерть 14 апреля 1930 года в 10:15 утра Маяковский выстрелил себе в сердце из револьвера. Это произошло в Москве, в доме № 3 по Лубянскому проезду, кв. № 12. Очевидно, это было самоубийство. Однако, вопреки посмертной просьбе самого поэта:«В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил»,- продолжаются спекуляции вокруг его смерти. Часто высказывается версия об убийстве, однако дополнительные экспертизы и расследования каких-либо неоспоримых доказательств этой версии не обнаружили.

Смерть

  • 14 апреля 1930 года в 10:15 утра Маяковский выстрелил себе в сердце из револьвера. Это произошло в Москве, в доме № 3 по Лубянскому проезду, кв. № 12. Очевидно, это было самоубийство. Однако, вопреки посмертной просьбе самого поэта:«В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил»,- продолжаются спекуляции вокруг его смерти. Часто высказывается версия об убийстве, однако дополнительные экспертизы и расследования каких-либо неоспоримых доказательств этой версии не обнаружили.
Предсмертное письмо  Всем  В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите - это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля - люби меня. Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся .

Предсмертное письмо

  • Всем В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите - это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля - люби меня. Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся .
Смерть Маяковского  Как говорят - “ инцидент исперчен”, любовная лодка      разбилась о быт. Я с жизнью в расчете  и не к чему перечень взаимных болей,   бед  и обид. Счастливо оставаться .  Владимир Маяковский.  12. IV .1930  г. ”

Смерть Маяковского

Как говорят -

инцидент исперчен”,

любовная лодка

разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень

взаимных болей,

бед

и обид.

Счастливо оставаться .

Владимир Маяковский.

12. IV .1930 г. ”

Могила Маяковского  в Москве  на Новодевичьем кладбище

Могила Маяковского в Москве на Новодевичьем кладбище


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!