Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
МАКЕТ
Рабочей программы внеурочной деятельности
«Земля – наш общий дом»
Направление: социальное
1 класс
(срок реализации программы – 1 год)
Подготовила: Довгаленко Анастасия Павловна
Преподаватель: Латкина Оксана Сергеевна
2019-2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое обеспечение, послужившее основой для данной программы: Программа по внеурочной деятельности по экологическому направлению «Земля – наш дом». Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально - исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей. Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
Актуальность программы: Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цель данного курса: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Основные задачи курса:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Основными принципами работы курса являются:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Предполагаемые результаты курса:
Личностные:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания;
- развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
- умение взаимодействовать с окружающими;
- различать допустимые и недопустимые формы поведения в окружающей действительности;
- формирование готовности к преодолению трудностей.
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
- развитие умения учебного сотрудничества;
-формировать собственные высказывания;
- умение слушать и вступать в диалог.
Место программы в структуре ООП
Занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность занятий _40_минут.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс (33 часа)
Раздел 1: Введение (2 ч)
Что такое экология Экскурсия в природу. Игра «Азбука экологии».
Раздел 2: Мой дом за окном (6 ч)
Мой дом Игра «Тайны вокруг нас». Устный журнал «Наш дом – планета Земля». Откуда берётся и куда девается мусор? Деревья твоего двора. Викторина «Что ты знаешь о деревьях?». Экскурсия –наблюдение. Экскурсия по территории школы. Игровой прием «Путешественник» Конкурс рисунков. Акция «Птичья столовая» Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц».
Раздел 3: Я и мое окружение(7 ч)
Моя квартира Моя семья Соседи. Мой класс Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате». Комнатные растения в квартире, классе. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. Проект «Выращивание лука в комнатных условиях» Викторина «Угадай растение». Животные в доме Фотовыставка «Наши любимцы». Конкурс рисунков «Повадки животных»
Раздел 4: Гигиена моего дома(4 ч)
Уход за квартирой. Практическое занятие «Гигиена класса». Наша одежда и обувь Русская народная одежда Экскурсия в краеведческий музей. Практическая работа «Уход за одеждой»
Раздел 5: Вода – источник жизни(4 ч)
Вода в моём доме и в природе Стихи, рассказы о воде и природе. Вода в жизни растений, животных, человека. Личная гигиена Практическое занятие «Как правильно чистить зубы». Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле».
Раздел 6: Солнце и свет в нашей жизни(8 ч)
Солнце, Луна, звёзды – источники света. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения. Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света. Отношение к свету и теплу различных животных. Электрический свет и тепло в моём доме Откуда приходит свет и тепло в мой дом. Телевизор в моём доме. Сколько стоят свет и тепло. Итоговое занятие Праздник «Наш окружающий мир».
Раздел 7: Воздух и здоровье(2 ч)
Воздух и здоровье человека. Занятие «Уборка в классе»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Названия разделов и тем | кол-во часов | Дата проведения | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне УУД) |
план | факт |
| Раздел 1. Введение | 2 | | | |
1 | Что такое экология? Экскурсия в природу | 1 | 6.09 | 6.09 | -интерес к познанию мира природы. |
2 | Игра «Азбука экологии». | 1 | 12.09 | 12.09 | - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой. |
| Раздел 2. Мой дом за окном | 6 | | | |
| Раздел 3. Я и мое окружение | 7 | | | |
| Раздел 4. Гигиена моего дома | 4 | | | |
| Раздел 5. Вода – источник жизни | 4 | | | |
| Раздел 6. Солнце и свет в нашей жизни | 8 | | | |
| Раздел 7. Воздух и здоровье | 2 | | | |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Методические пособия:
практические материалы для психологической работы с младшими школьниками;
раздаточный материал для детей;
оборудование (рабочие) материалы для учителя;
методические пособия по художественному творчеству для учителя;
книги по изобразительному искусству.
Мультимедийные пособия:
Презентации: «Экология» «Мир деревьев», «Птицы вокруг нас», «Растения комнатные», «Наша одежда и обувь», «Вода в жизни живых существ», «Источники света».
Игры: «Азбука экологии», «Тайны вокруг нас».
Викторины: «Что ты знаешь о деревьях?», «Угадай растение».
Методическое обеспечение:
Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
Примерные программы внеурочной деятельности (Начальное и основное образование) Под редакцией В. А. Горского – Москва «Просвещение» 2011.
Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Цветкова И. В. Экология для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 1997
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
https://infourok.ru/sbornik-programm-vneurochnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole-1762418.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabotaprogramma-vneurochnoy-deyatelnosti-zemlya-nash