Тема: Махатма Ганди и национально-освободительное движение индийского народа.
Цель:
Образовательная: дать характеристику социально-экономического и политического развития Индии; показать особенности национально-освободительного движения против британского владычества; охарактеризовать роль М. К. Ганди как лидера национально-освободительного движения, дать основные понятия " национально-освободительное движение ", "сатьяграха", "сварадж", Индийский Национальный Конгресс.
Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельность, навыкам работы с текстом, работе в группе.
Воспитательная: способствовать воспитанию толерантности и гуманизма.
Оборудование: мультимедиа, карта мира, карточки, видеофильмы, электронная презентация.
Тип урока: изучения нового материала.
Формы работы: групповая.
Методы: интерактивный, частично – поисковый, проблемный, словесный, наглядный, практический.
Эпиграф к уроку:
«Победа достигнутая насилием –
равносильна поражению, ибо краткосрочна».
М. Ганди
Ход урока.
I.Орг.момент. Определение цели урока. Знакомство с ходом урока (разделить на группы, условия оценивания)
План изучения новой темы:
1) Особенности социально-экономического и политического развития Индии.
2) Махатма Ганди - лидер национально-освободительного движения в Индии.
3) Гандизм идеология национально-освободительного движение индийского народа.
4) Первая компания неповиновения (1919-1922гг).
5) "Соляной поход" (1930 г.)
6) Результаты национально-освободительного движения в Индии.
II. Основная часть урока.
1)Дать определение понятиям.
Национально-освободительное движение - борьба колониальных народов за независимость;
Индийский Национальный Конгресс национальная партия Индии, возглавившая национально-освободительное движение;
Сатьяграха – буквально означает твердость в отстаивании истины, справедливости, был введен Ганди для обозначения различных методов ненасильственных действий.
Сварадж – буквально «свое правление». На сессии Индийского национального конгресса в 1906 г. этот термин был принят в качестве лозунга борьбы за независимость.
2) Учитель знакомит с особенностями Индии: 1) Индия колония Британской империи. К концу 19 века Индия была самая богатая колония Британской империи. Ее называли "большая жемчужина в британской короне". Индия - это источник дешевого сырья, дешевая рабочая сила. Индийский народ был совершенно бесправным. Экономика и политическая система Индии была полностью подчинена Британскому господству.
Исторически сложились особенности социального устройства Индии: это многонациональное, многорелигиозное, многонациональное государство. Эти особенности англичане использовали в своих целях, "разделяй и властвуй", главный лозунг господства.
В конце 19 века начинает формироваться национально-освободительное движение в Индии. Организатором выступила национальная партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК). Колониальные власти в годы Первой мировой войны обещали предоставить Индии самоуправление. Но по окончании войны надежды не оправдались. Поэтому в 20-е годы начинается новый этап борьбы индийского народа за независимость.
2) Выдающаяся роль в организации национально-освободительного движения принадлежит Махатме Ганди, лидеру ИНК. Он является не только руководителем, но и идеологом который сформулировал основные идеи и методы борьбы за независимость. Его учение получило название «гандизм». Проблемный вопрос: Что такое "Гандизм"
3) Биография М.Ганди. ( знакомит учитель). ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Проблемный вопрос: Почему Ганди назвали Махатма "душа народа".
4. Работа в группах. Прочитать текст о первой компании неповиновения ответить на вопросы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Вопросы:1. Когда была организована первая компания ненасильственного неповиновения
2. Назовите методы борьбы за независимость первой компании неповиновения (оформить в кластер)
3. События в Амритсаре показали неспособность английских властей прекратить акции неповиновения, почему?
4. Как закончилась первая компания неповиновения? Почему?
5. Просмотр фильма "Соляной поход" по итогам просмотра выполнения задания.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
1. Что такое "соляной поход", когда он был организован?
2. В чем выразилось неповиновение индийского народа в ходе «соляного похода»?
3. Зачем М.Ганди организовал "соляной поход", чего он хотел этим добиться, и удалось ли ему этого достичь?
4.Какие действия предпринимали английские власти?
5. Что особенно удивило (восхитило) в действиях Махатма Ганди.
6. Итоги национально-освободительного движения индийского народа.
1) 1931 г. - Соглашение ИНК и британской администрации, по которому английские власти обязались прекратить репрессии и освободить заключенных.
2) 1935г. расширение избирательных прав, участие в работе местных законодательных органов.
3) 1947г. - Получение независимости. Разделение Индии на два государства: Индию и Пакистан.
III. Рефлексия.
Работа в группах:
1. В 2-5 предложениях ответить на проблемные вопросы по итогам зачитать.
2. Блиц-опрос. Поочередно от групп выходят, вытаскивают листок с вопросом и отвечают, если не знают, предоставляют право ответить другой группе (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
1. Что такое национально-освободительное движение?
2. какие формы и методы борьбы были применены ИНК в ходе компаний неповиновения?
3. Годы первой компании неповиновения?
4. Что такое "соляной поход"?
5. Партия, которая возглавила национально-освободительное движение в Индии?
6. Лидер национально-освободительного движения в Индии?
7. Почему именно формы ненасильственной борьбы были выбраны Ганди?
8. В чем особенности социально-экономического и политического развития Индии в нач. 20 века.
9. В каком году Индия получила независимость.
10. Почему Ганди не согласился с решением разделить Индию на Пакистан и Индию.
IV. Подведение итогов.
1) оценивание (оценки группе выставляет учитель, внутри группы выставляют спикеры, но не выше оценки учителя).
2) Д/З П. 11
Приложение 1. Биография М.Ганди
Ганди Мохандас Карамчанд (Махатма) родился 2 октября 1869 г. в гуджаратском княжестве Порбандар. Отец Ганди был министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар. Ганди рос в семье, где строго соблюдались обычаи индуистской религии, что оказало влияние на формирование его мировоззрения. Получив в 1891 г. юридическое образование в Англии, Ганди до 1893 г. занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893-1914 гг. служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь Ганди возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов.В Южной Африке Ганди выработал тактику так называемого ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой. Во время англо-бурской (1899-1902 гг.) и англо-зулусской (1906 г.) войн Ганди создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному признанию, считал справедливой борьбу буров и зулусов; свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к Британской империи, что, по мнению Ганди, должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление. В этот период Ганди познакомился с трудами Л. Н. Толстого, который оказал на него большое влияние и которого Ганди считал своим учителем и духовным наставником. По возвращении на родину (январь 1915 г.) Ганди сблизился с партией Индийский национальный конгресс и вскоре стал одним из ведущих лидеров национально-освободительного движения Индии, идейным руководителем конгресса. После Первой мировой войны 1914-1918 гг. в Индии, в результате резкого обострения противоречий между индийским народом и колонизаторами и под воздействием Октябрьской революции в России, началось массовое антиимпериалистическое движение. Ганди понял, что, не опираясь на массы, нельзя добиться от колонизаторов ни независимости, ни самоуправления, ни каких-либо других уступок Ганди и его последователи разъезжали по Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к борьбе против английского господства. Эту борьбу Ганди ограничивал исключительно ненасильственными формами, осуждая всякое насилие со стороны революционного народа. Он также осуждал классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путем арбитража, исходя из принципа опеки. Эта позиция Ганди отвечала интересам индийской буржуазии, и партия Индийский национальный конгресс поддержала ее полностью. В 1919-1947 гг. Национальный конгресс под руководством Ганди превратился в массовую национальную антиимпериалистическую организацию, пользовавшуюся поддержкой народа. Вовлечение масс в национально-освободительное движение является основной заслугой Ганди и источником его огромной популярности в народе, прозвавшем Ганди Махатмой (Великой душой). Умер 30 января 1948 г. в Дели от рук фанатика индуса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
1. Что такое национально-освободительное движение?
2. Какие формы и методы борьбы были применены ИНК в ходе компаний неповиновения?
3. Годы первой компании неповиновения?
4. Что такое "соляной поход"?
5. Партия, которая возглавила национально-освободительное движение в Индии?
6. Лидер национально-освободительного движения в Индии?
7. Почему именно формы ненасильственной борьбы были выбраны Ганди?
8. В чем особенности социально-экономического и политического развития Индии в нач. 20 века.
9. В каком году Индия получила независимость.
10. Почему Ганди не согласился с решением разделить Индию на Пакистан и Индию.
«Соляной поход»
(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Задание: просмотрев фрагмент фильма «Ганди» ответьте на вопросы.
Что такое "соляной поход", когда он был организован?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем выразилось неповиновение индийского народа в ходе «соляного похода»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зачем М. Ганди организовал "соляной поход", чего он хотел этим добиться, и удалось ли ему этого достичь?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Какие действия предпринимали английские власти во время «соляного похода»?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Что удивило (восхитило) вас в действиях Махатма Ганди?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Задание: Прочитать текст о первой компании неповиновения ответить на вопросы.
Когда была организована первая компания ненасильственного неповиновения?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите методы борьбы за независимость первой компании неповиновения (оформить в кластер)
События в Амритсаре показали неспособность английских властей прекратить акции неповиновения, почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как закончилась первая компания неповиновения? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Первая кампания ненасильственного несотрудничества была организована Ганди в 1919-1922 гг. Послевоенный подъем национально-освободительного движения в Индии начался крупными забастовками в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде. Стачки были стихийными, но это был общий симптом перемен в настроении индийского народа. Колониальные власти стали на путь маневров. Министр по делам Индии Монтегю предложил реформу избирательной системы в Индии, чтобы ослабить напряженность. Предлагалось провести увеличение числа избирателей при выборах в центральное и провинциальные законодательные собрания, а также предоставить индийцам дополнительные места в советах при вице-короле и губернаторах провинций. Одновременно был принят репрессивный закон, определяющий наказания за антиправительственные акции (закон Роулетта). Так англичане политикой «кнута и пряника» пытались сдержать поднимающуюся волну освободительного движения.
Кампания неповиновения началась как протест против закона Роулетта. 6 апреля 1919 г. Ганди призвал к харталу (закрытие лавок и прекращение всякой деловой активности). Колониальные власти ответили насилием. 13 апреля в Амритсаре, провинция Пенджаб, английские колонизаторы расстреляли мирный митинг. Было убито свыше 1 тыс. человек и ранено около 2 тыс. Эта кровавая бойня вызвала всеобщее возмущение в Пенджабе и охватила всю страну. Ганди срочно выехал в Пенджаб, чтобы не допустить перерастания возмущения в стихийный, бунт. Это ему удалось.
Осенью 1919 г. именно здесь, в Амритсаре, состоялся съезд Индийского национального конгресса, который принял решение бойкотировать выборы по закону Монтегю. Бойкот полностью сорвал выборы.
Опыт выступлений 1919 г. подвел Ганди к выводу о необходимости поэтапного развертывания борьбы за независимость. На основе этого опыта Ганди разработал тактику ненасильственного несотрудничества, которая предусматривала постепенность, двуэтапность развития движения. Чтобы удержать борьбу в рамках ненасилия и в то же время обеспечить ее нарастание, предусматривалось на первом этапе проводить кампании бойкота колониального режима: отказ от почетных званий и должностей, бойкот официальных приемов, бойкот английских школ и колледжей, английских судов, бойкот выборов, бойкот иностранных товаров; на втором этапе - уклонение от уплаты государственных налогов.
Начало кампании неповиновения было назначено на 1 августа 1920 г. Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига совместно руководили кампанией. ИНК превращался в эти годы в массовую политическую организацию (10 млн. членов). У движения было 150 тыс. добровольцев-активистов. Гандизм стал идеологией. ИНК.
4 февраля 1922 г. произошел инцидент, который угрожал перерастанием движения в неконтролируемую фазу: толпа крестьян сожгла загнанных в помещение нескольких полицейских. Ганди резко осудил этот акт самосуда и объявил о прекращении кампании гражданского несотрудничества. Движение пошло на убыль.
Новый подъем антиколониального движения в Индии пришелся на время мирового экономического кризиса. Этот этап ненасильственного несотрудничества (1928-1933) характерен более организованным движением, четкой постановкой вопроса о независимости Индии и требованиями конституции.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Работа в группах
Задание: ответить на данные вопросы (2-5 предложений)
Что такое "Гандизм"
Почему Ганди назвали Махатма "душа народа"?