
МБДОУ Детский сад «Снежинка» Октябрьского района Пермского края
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Зимушка-зима со сказкой Серебряное копытце П.П.Бажова» (изготовление макета к сказке)
Срок реализации: с 18.01-29.01. 2016
Воспитатель: Вшивкова Л.М.
Группа: подготовительная «А»
п.Октябрьский 2016
Актуальность проекта:
Познакомив детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам.
Сказки для детей несут в себе познавательный элемент, ведь они:
- развивают слух и произношение;
- формируют понятие «добро и зло»;
- прививают уважение к себе, к старшим;
- способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас.
Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом. И куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только прекрасна уральская земля. Она – сказочно богата. На весь мир славится своими камнями: малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором; полезными ископаемыми: углем, рудой, золотом. А какие люди живут на Урале! Настоящие мастера своего дела. Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов. Знакомя творчеством П.П.Бажова, мы рассказываем о красоте края, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом.
Проблема:
В настоящее время дети мало знают историю Урала, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказителя Бажова П.П. «Огневушка-Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Про Великого Полоза» и т.д.
Цель:
Воспитывать интерес к сказкам Бажова П.П., через создания макета к сказке, развивая самостоятельную творческую и познавательную активность дошкольников.
Задачи:
Для детей:
- познакомить детей с биографией уральского писателя Бажова П.П.;
- формирование представлений о многообразии сказок Бажова П.Г., воспитывать положительное отношение к его сказкам;
- познакомить с обычаями и традициями уральского округа;
- расширение знаний о зимней сказке «Серебряное копытце»;
- воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной работе по созданию макета;
- развивать у детей творческие способности.
Для педагогов:
- развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками проекта (педагоги вовлекают детей, дети вовлекают родителей, общаются между собой и педагогами);
- повысить уровень творческой инициативы педагогов;
- развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
- создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Для родителей:
- углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей;
- повысить уровень вовлечённости родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных участников.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П.П.Бажова;
- запоминание некоторых эпизодов из жизни Бажова П.Г.;
- расширение кругозора детей;
- сплочение детского коллектива;
-оформление макета по сказке «Серебряное копытце»;
- развиваются коммуникативные навыки;
- развивается творческое мышление и воображение;
- развиваются навыки самостоятельности, самоорганизации, свободы и ответственности;
- развитие интереса к коллективной работе.
Для педагогов:
-самореализация, повышение творческого потенциала;
-повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Для родителей:
- повышается интерес родителей к ценностям личностно-ориентированного образования;
- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
-повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Вид проекта:
по составу участников: групповой;
по целевой установке: творческий;
по содержанию: интегративный.
Образовательные области:
Коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Этапы проектной деятельности:
-Чтение сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце» и придумывание композиции макета.
-Творческая работа по созданию элементов макета.
-Оформление результатов в виде макета.
-Демонстрация макета к сказке «Серебряное копытце» младшим дошкольникам;
Работа воспитателя:
-Подобрать биографию Бажова П.П., портрет.
-Подбор сказок уральского писателя.
-Подбор видеозаписи.
-Составление конспектов занятий.
Работа с детьми:
-Чтение сказок Бажова П.П.
-Знакомство с биографией уральского писателя Бажова П.П.
-Познакомить с обычаями и традициями родного края.
-Пересказывание сказки «Серебряное копытце».
-Рисование рисунков по данной теме.
-Выставка рисунков к сказке «Серебряное копытце».
-Продуктивная деятельность по данной теме проекта.
-Составление рассказа по картинкам.
-Лепка «Оленёнок».
-Лепка из соленого теста персонажей к сказке.
-Оригами «Ёлочки».
- Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».
-Изготовление поделок по сказке « Серебряное копытце».
Работа с родителями:
-Активное участие в оформление макета по сказке.
Результат:
В ходе проведенного проекта дети расширили представления об уральском писателе, Бажове П.П., познакомились с его произведениями. Совершенствовали свои творческие умения и навыки, в создании макета. Формировали умение участвовать в демонстрации макета к сказке «Серебряное копытце» младшим дошкольникам;
Список литературы:
Журнал «Дошкольное воспитание»( № 11-2009 г),
«Дошкольное образование» (№10-2011 г).
«Серебряное копытце». Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе
Программное содержание:
-Учить отличать сказы от былин. Учить видеть и понимать красоту литературных произведений.
-Познакомить с писателем П. П. Бажовым, его сказами.
-Развивать чувство сопереживания и поддержки, коммуникативные способности.
Оборудование:
П. П. Бажов «Уральские сказы».
Ход занятия
Воспитатель:
- Вспомните и скажите, что такое фольклор?
- Из какого языка к нам пришло это слово?
- Какие произведения относятся к фольклору?
- Назовите былины? Главных героев?
«Сегодня я хотела бы познакомить вас с писателем, который очень любил устное народное творчество и свои литературные произведения называл сказами.
«Сказ» – слово очень похожее на слово «сказка». И действительно, сказ – устное предание, в которых сказка причудливо переплетается с реальной жизнью. В этих сказах действующие лица – обыкновенные земные люди. А рядом с ними – сказочные.
Вот такие сказы и писал писатель Павел Петрович Бажов. Этот человек стал писателем в очень зрелом возрасте. Когда напечатали его первое произведение, ему исполнилось 57 лет. Родился Павел Петрович Бажов в 1879 году (150 лет назад, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом (город на Урале). Мальчику повезло с учителем русского языка и словесности. Учитель любил русскую литературу и свою любовь передавал своим ученикам. В девятилетнем возрасте Бажов знал целые сборники стихов русских поэтов наизусть. Павел Бажов мог стать священником – он окончил Пермскую духовную семинарию. Но стал учителем русского языка, преподавал сначала в Екатеринбурге, потом в Камышлове. Во время войны (гражданская) воевал в Красной Армии, был в плену, а после побега – в отряде красных партизан. После войны занялся журналистикой. Смолоду Бажов интересовался фольклором, изучал народную мудрость. В своих сказах Бажов рассказывает о нелегком труде на горных заводах, о радости творчества, о бережном отношении к природе. Писатель говорил: «Русский человек без радуги не живет». Бажов собрал все свои сказы и напечатал книгу «Малахитовая шкатулка». Сегодня мы познакомимся со сказом из этой книги. А называется он «Серебряное копытце».
Чтение сказа «Серебряное копытце»
(Книга)
Воспитатель:
- Назовите название сказа.
- Кто главный герой этого произведения?
- Как звали девочку?
- Почему она оказалась у Коковани?
- Как вы себе представляете Даренку? Кокованю?
- Какую сказку рассказал старик девочке?
- Есть ли сказочный момент в сказе? Какой?
- Назовите обыкновенных героев и сказочных?
- Почему Серебряное копытце одарило девочку драгоценными камнями?
- Понравился ли вам сказ? Почему?
Упражнение на развитие эмоций
"Пожалеем, сделаем добро"
Музыкальная физкультминутка «Елочки-пенечки»
Воспитатель:
- С каким писателем мы познакомились на занятии?
- Как он сам называл свои литературные произведения?
- Что такое «сказ»?
- Назовите действующих лиц сказов?
- С каким сказом познакомились на занятии?
Макет «Зимушка-зима со сказкой Серебряное копытце П.П.Бажова»


