Максим Горький «Старуха Изергиль». Романтический пафос рассказа
Цель урока: выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».
Задачи урока:
* выделить причины возникновения и отличительные черты романтического стиля
произведения;
* развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы
и содержания;
* совершенствовать воображение учащихся, воссоздавая картину загадочности,
необычности, созданную автором;
* воспитывать желание учащихся быть похожими на подлинного, страстного героя,
готового отдать «две жизни за одну, но только полную тревог».
* подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности
за свой жизненный выбор.
ХОД УРОКА:
Эпиграфы:
Самое блестящее произведение – его жизнь.
А. Овчаренко, литературовед
«Старуха Изергиль», на мой взгляд, – подлинное искусство:
прекрасный, «цветистый» язык, сказочная метафоричность,
яркость, необычайность героев, возвышенные мечты и чувства…
Ромен Роллан, французский писатель
и общественный деятель, драматург
На экране – тема урока, портрет М. Горького.
1. Целеполагание.
2. В начале 20 века, оглядываясь на 19-ый, в поэме «Возмездие» поэт А. Блок так подвёл итоги: «Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!»
Но 20 век явил ещё более страшное своё лицо. И прежде, чем переходить к изучению литературы первой половины 20-го века, давайте посмотрим, какова была картина мира, облик России в этот период, какие политические события оказали влияние на формирование новой литературы и становление молодых писателей и поэтов.
(опережающее задание: 2 сообщения учащихся)
3. Несомненно, все эти события имели ключевое значение для творчества русских писателей. Молодые художники слова пристально вглядывались в окружающую их действительность, пытаясь объяснить поступки человека, найти для него путь к счастью. Одним из представителей нового мировоззрения явился М. Горький, чьё творчество стало и суровым судом над современной жизнью, и выражением мечты, ожиданием прекрасного...
В период с 1892 по 1902 годы по степям Бессарабии странствовал тогда ещё никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдёт в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький. Тяжёлыми и одновременно познавательными были те 5 лет для писателя. Тяжёлыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть от голода, Горький не брезговал никакой, даже самой невыносимой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречался с интересными людьми. Всё это в дальнейшем легло в основу его творчества.
Первые произведения молодого писателя посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль». В названиях звучат имена главных героев. Они необычны, непривычны для нас, как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» – загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический. Все эти определения очень точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.
4. К уроку я просила вспомнить «Песню о Соколе» М. Горького и поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Назовите черты, объединяющие данные произведения.
(необыкновенные, волевые герои, одухотворённые благородными порывами; яркие, исключительные события, подчас фантастические, гиперболизированные; своеобразный колорит как средство образного выражения в пейзаже; взволнованный тон повествования, высокий накал чувств)
Вывод: совокупность этих черт и составляет характерные отличительные черты романтического стиля.
(на экране (в качестве повторения) –
«Основные черты романтизма как литературного направления»)
Романтизм (от франц. «romantisme» — «роман») — это направление в искусстве и литературе, характеризующееся утверждением ценности духовной и творческой жизни человека, стремлением к национальному и индивидуальному. Зародился в Германии. В качестве главного литературного направления просуществовал около 30 лет. Значительно повлиял на оценку личности, поставив мысли и чувства отдельного человека выше общественных предрассудков.
Основные черты романтизма:
1. Главные герои – яркие, загадочные, свободолюбивые, харизматичные личности с непокорным, независимым характером. Как правило, бунтари-одиночки. Окружающие главных героев люди не в состоянии понять и принять личность, находящуюся в вечном состоянии борьбы. Образ главного героя в большинстве случаев таит в себе множество тайн и загадок.
2. Бегство героя из реального мира в идеальный (иногда потусторонний) мир.
3. Действие в романтических произведениях происходит в необычном месте при необычных обстоятельствах: на необитаемом острове, в потустороннем мире, в дремучем лесу, высоких горах, цыганском таборе и т.д.
4. Герои действуют в исключительных обстоятельствах. Способности героев зачастую гиперболизируются.
5. Присутствует упоминание автором исторических событий.
6. Широкое использование фольклорных мотивов.
7. Психологизм (углублённый анализ внутреннего мира литературного героя).
8. Прослеживаются идеи космического пессимизма: безнадежность, сомнение, отчаяние и
т.п.
9. Природа противопоставляется цивилизации.
10. Главный конфликт – конфликт личности и общества.
11. В центре изображения богатый душевный мир героя, объяснявший его поступки.
12. Важная черта — двоемирие, когда желания и чувства личности идут вразрез с
окружающей действительностью.
13. Авторы-романисты прославляют вечные идеалы: любовь, красоту, дружбу и т. д.
- Каковы причины возникновения романтизма? К чему стремился Лермонтов, создавая образ Мцыри?
(Лермонтов, осуждавший общественную пассивность всего поколения, противопоставляет ему образ подлинного героя, страстного, непримиримого к покорности и рабству, готового отдать «две жизни за одну, но только полную тревог». В образе поэт воплощает свою мечту о герое, он создаёт романтические произведения, чтобы зажечь людей жаждой подвига, борьбы за высокие идеалы человечества)
Максима Горького также не удовлетворяло искусство, которое «тихонько ворошило мелочи жизни и описывало чувства будничных людей». В рассказе «Об одном поэте» он писал: «Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд». И ещё одна цитата в письме к А.П.Чехову: «Настало время нужды в героическом…» Романтизм ранних произведений Горького своеобразен. Он не уводит от жизни, он зовёт к действию.
5. Обратимся к тексту. С первых строк рассказа «Старуха Изергиль» мы погружаемся в атмосферу южной ночи.
(Учитель читает начало рассказа «Старуха Изергиль» 1-5 абзацы, до начала диалога)
Какое впечатление создалось у вас после прочтения этих строк? Есть ли в этом отрывке признаки романтического стиля? Обратите внимание, в каком месте происходит действие.
(Ритмом, звучанием слов, подбором лексики создаётся впечатление необычности, романтической загадочности… Берег моря, песни, смех, мелодия скрипки и люди – молодые, красивые, яркие. Потом луна, звёзды, кружевные тени от листвы и тени облаков. И Ларра…)
Так автор подготовил читателя к восприятию красивой и мудрой сказки.
Давайте вспомним, что такое пейзаж? Какова его роль в романтических произведениях?
(на экране)
Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) – 1) вид местности; 2) в искусстве – художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет
изображения в котором – природа, город или архитектурный комплекс.
(пейзаж помогает раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям; установить композиционные связи между частями произведения; отразить загадку природы, её красоту и уникальность, пейзажи созвучны русской душе; они дарят читателям покой, умиротворение и восхищение)
Можно ли изображаемую Горьким картину увидеть? Можно ли нарисовать? Что бы вы нарисовали?
(на фоне виноградной лозы и виднеющегося вдалеке моря можно изобразить лежащих юношу и старуху, на втором плане – фигуры молодых мужчин с чёрными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; рядом с ними – бронзовые девушки с распущенными волосами, в которые вплетены ленты…)
Давайте теперь попробуем озвучить картину, нарисованную вашим воображением.
(играет скрипка, песни, смех цыган, шелест ветра, иногда неравномерное его завывание, звуки ночной степи, отголосок моря… затем далёкие печальные вздохи, хрустящий, сухой голос старухи, голос рассказчика…)
Прибавим к этой музыкальной картине ещё и обоняние, включив в работу нос. Что мы ощущаем?
(острый запах моря, жирные испарения земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождём, теплота ветра…)
Всё в природе имеет свой определённый цвет, который под влиянием освещения, света, состояния воздуха может меняться. Всё цветовое богатство мира и передаёт живопись с помощью красок, а литература с помощью умело подобранных слов. С помощью цвета, цветовых сочетаний гармонии тёплых и холодных цветов и художники, и мастера слова передают разнообразные чувства и настроения - радость и грусть, нежность и тревогу. Колорит – это гармония и красота цветовых сочетаний, богатство цветовых оттенков.
Колорит может быть холодным, теплым, контрастным, сближённым и т.д.
Чувство колорита – ценный дар. В произведениях живописи и литературы можно увидеть, как меняется образ пейзажа, в каком колорите пишет своё произведение мастер, и от этого возникает настроение.
А в отрывке, который мы прослушали, какие цветовые решения находит автор?
(насыщенный зелёный, цвет виноградных лоз; грязный жёлтый, цвет песка, земли; голубая мгла ночи; тёмно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звёзд; серые силуэты людей; бронзовый цвет – мужчины, с чёрными усами, девушки — с тёмно-синими глазами; обрывки туч, странных … красок, тут — сизые и пепельно-голубые, там — матово-чёрные или коричневые)
Максим Горький использует в описании пейзажа сочетания разных оттенков. Расположенные рядом тёплые и холодные цвета помогают друг другу звучать ярче, звонче, громче. Правильно найденные цветовые отношения позволяют внимательному читателю увидеть красоту, богатство и разнообразие природы, раскрыть душевное состояние героев, глубже прочувствовать окружающую действительность.
Итак, какое же настроение властвует у Горького в изображении природы?
(весёлое, грустное, таинственное, задумчивое, бурное, тревожное, спокойное, тихое, радостное, солнечное и.д.)
Давайте найдём тропы, помогающие придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности:
ЭПИТЕТЫ: «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звёзд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка».
МЕТАФОРЫ: «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звёзд».
СРАВНЕНИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал».
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ: «по небу бродили обрывки туч».
Алексей Максимович Горький создал зримую картину летней южной ночи. Так он начал свою чудную историю, которую вы прочтёте дома.
Домашнее задание: прочитать рассказ «Старуха Изергиль», сосредоточив внимание на главных образах произведения.