СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Малая родина" в лирике С. А. Есенина. Стихотворения “Я покинул родимый дом ...”. «Низкий дом с голубыми ставнями»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомит с жизнью и творчеством С.А.Есенина

Просмотр содержимого документа
«“Малая родина" в лирике С. А. Есенина. Стихотворения “Я покинул родимый дом ...”. «Низкий дом с голубыми ставнями»»

Тема: С.Есенин. Стихотворения. “Малая родина в лирике С. А. Есенина.

Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”. «Низкий дом с голубыми ставнями»

Цели и задачи:

познакомиться с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина;

подготовить учащихся к восприятию нового материала через заочную экскурсию по родному краю поэта;

учить понимать лирические образы, рисуемые поэтом. Русь как главная тема всего его творчества;

-отработать навыки художественного чтения поэтического произведения.

- развивать образное и эстетическое мышление;

Воспитывать любовь к родному краю через лирику С.Есенина, чувство патриотизма; любовь к отечественной лирике, к творчеству и личности С.Есенина.


  1. Орг.момент. Интрига. На доске записана тема, но доска пока закрыта.

Здравствуйте, ребята! В руках у меня небольшая берёзка. Вот она. Посмотрите на неё внимательно и подумайте: а символом чего является берёза и о творчестве какого поэта мы сегодня будем говорить?

-Абсолютно верно, о творчестве Сергея Есенина

-Сегодня на уроке мы с вами поговорим о личности и творчестве одного из самых замечательных поэтов 20 века, певца природы и родной земли, Сергея Есенина. Тема родины во все времена вдохновляла писателей, поэтов, художников, потому что главное в жизни каждого человека — семья, а воспоминания о родном крае всегда наполняют сердце самыми трогательными чувствами. Именно о Родине много стихов написал Сергей Александрович Есенин.

-Эпиграфом к уроку будут слова самого поэта: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».

Работа в тетради.

-Откройте, пожалуйста, свои тетради , запишите число, тему урока и эпиграф к нему.

- Ребята, дома вы должны были при помощи словаря дать толкование слову родина.

(Родина-

– Как вы понимаете выражение “малая” родина? (МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны).

-Прежде чем перейти к изучению новой темы я предлагаю вам подобрать ассоциации к слову родина, то есть придумать такие слова, которые сразу же приходят на ум после того, как вы слышите это слово. Ответ необходимо записать на доске.

-Итак, какие ассоциации у вас возникли? (Трудовое, мама, родная школа, папа, моя улица, мой дом, море, детство)

Вот видите, ребята, какие замечательные чувства пробуждает в нашем сердце слово родина! Многим из вас сразу же вспомнились родная деревня, близкие и любимые люди, самые тёплые моменты жизни.

2. Знакомство с биографией поэта.

-Перед вами портрет С.А. Есенина. “В поэте меня привлекали его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельна”, - так писала поэтесса Мартьянова.

2 слайд.

Родился поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области.

3 слайд.

Родители – потомственные рязанские хлеборобы. Мать Татьяна Федоровна была неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть и их пела. Отец Александр Никитич был умным, грамотным.

4 слайд

С 2 до 9 лет воспитывался в семье деда Титова. Бабка рассказывала сказки, а дед знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них.

5 слайд.

Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой.

6 слайд.

Ещё в школе начал писать стихи, его поэтический дар заметил учитель словесности Евгений Хитров и посоветовал заняться литературой, сблизиться с известными поэтами.

3. Заочная экскурсия в село Константиново:

– Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие на родину поэта С.Есенина

Рязань, рязанская земля... Места эти – исконно русские. Немало старинных сел разбросано среди полей и лесов этого раздольного края. Одно из них – Константиново.(Слайд 7 )

Константиново... Многим достойным людям оно было колыбелью, но только один из них сделал родное рязанское село известным во всем мире. Этот человек – Сергей Есенин. (Слайд 8 )

О край разливов грозных
И тихих вешних сил.
Здесь по заре и звездам
Я школу проходил.

Это о селе, где родился и рос он “ мальчик... желтоволосый, с голубыми глазами”.

Дворов, почитай, два ста.
Тому, кто его оглядывал,
Приятственны наши места.
Богаты мы лесом и водью,
Есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью
Рассажены тополя»

В доме деда прошла лучшая, пожалуй, пора детства:

Изба крестьянская.

Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо, Что я сберег те,
Все ощущенья детских лет.

(Слайд 9 )

Учитель: Заглянем в дом С.Есенина. Светлая горница с низким потолком, чистые половицы, всюду домотканые дорожки. Между окнами – зеркало в черной раме. В красном углу – иконы. У окна – стол, накрытый белой скатертью. На нем букетик полевых цветов в малой вазочке, а на стене у стола – похвальный лист С.Есенина в связи с окончанием школы. Рядом – семейные фотографии. Но пора детства всегда когда-нибудь заканчивается. У С.Есенина она закончилась в 1912 году, когда поэт переехал в Москву.

( Слайд 10 ).

1916 год. Выходит первый сборник его стихов “Радуница”. О Есенине заговорили как о творце “дивных красок”, художнике слова с большим будущим.

4. - Мы с вами сегодня познакомимся с двумя стихотворениями С.А. Есенина “Я покинул родимый дом ...”. «Низкий дом с голубыми ставнями».

- В 1918 году поэт написал стихотворение, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом». Для того, чтобы проникнуться атмосферой этого стихотворения, мы сейчас послушаем художественное чтение.

5. Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…»

Ребята, давайте сначала вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений:

( на доске) эпитет, метафора, олицетворение, сравнение. (Слайд 11 )

- Вам понравилось стихотворение?

- Каким настроением оно проникнуто?(грусть, разлука)

- Какие образы природы видит поэт, покинувший дом? Что вас удивило в этих образах?

(неживая природа как живая)

- Как называется этот прием?(олицетворение)

- Назовите олицетворения.

Березняк теплит

Луна распласталась

Петь пурге

Стережет клен

Клен на меня похож

- Что же вспоминает поэт вдали от родного дома? Назовите словосочетания и запишите их в тетрадь.

О. Родимый дом, голубая Русь, березняк над прудом, старая мать, золотая лягушка-луна, отец седой, старый клён, дождь листьев.

- Почему слова «дом» и «Русь» стоят рядом?

О. Вся Русь для Есенина – это дом.

- Почему Русь голубая?

О. Это цвет чистоты, цвет неба. Синий и голубой – это любимые цвета поэта. Они усиливают ощущение необъятности просторов России.

Как называется прием, который использует автор? (Эпитет.)

- Как вы понимаете выражение «дождь листьев»?

О. Это листопад.

- Почему клён похож головой на поэта?

О. Сам поэт кудрявый, и волосы у него цвета осенней листвы.

Поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси.

– Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения:

В три звезды, березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

– Что мы представляем, когда читаем эти строки? (Мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.)

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.

Кто из вас догадался, какой прием здесь содержится? (Метафора.)
– Что обозначает она? (Отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой.)
– Почему вода называется тихой? (Нет ветра.)
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

– Какой прием скрыт в этих строках? (Сравнение: автор сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом. Этот образ помогает нам представить отца, ждущего сына в деревне и весну.)
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.

– Как вы понимаете строку: “Долго петь и звенеть пурге”?

(События, которые происходили в России, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением.)

Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге

– Кто хранит “голубую Русь”?

(Ее стережет клен. Он является олицетворением русской деревни для поэта, а для него образ клена – это причастность к народной поэзии.)

Учитель: «Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина. Для Есенина природа - это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить.»

В жизни Есенина произойдёт много хорошего и плохого. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, в «низкий дом с голубыми ставнями».

Б. «Низкий дом с голубыми ставнями»

Прослушивание художественного исполнения.

- Ребята, какое слово непонятно?

Выть – участок земли.

- Какие картины увидел поэт, думая о доме?.

Дом, поле, луга, серенькие небеса, седые журавли, березы, кривой ракитник.

- Какой цвет добавился в это стихотворение? Можно ли сказать, что он является основным?

О. Серый, это основной цвет в этом стихотворении, но есть и другие цвета.

- Сопоставительный анализ стихотворений.

«Я покинул родимый дом…»

«Низкий дом с голубыми ставнями…»

Родимый дом

Голубая Русь

Березняк над прудом

Старая мать

Золотая лягушка-луна

Отец седой

Старый клён


Низкий дом

Серенький ситец небес

Поле, луга и лес

Седые журавли

Березь, да цветь, да ракитник

Под дешёвеньким ситцем родимая выть


- Изменилось ли что-нибудь в воспоминаниях поэта о доме?

О. В первом стихотворении больше светлой, безмятежной грусти, сказочной красивости. А во втором чувства поэта обострены и картина Родины, нежно любимой, дана без прикрас, со всей бедностью и неяркостью.

5. Заключительное слово.

Стихотворения написаны в разные годы. Многое произошло в жизни С.Есенина. Но всегда неизменной осталась любовь к Родине и тяга к родному дому.

Друг поэта, артист В.Чернявский, вспоминал: «К деревне и дому Есенин возвращался чуть ли не во всех наших разговорах до последнего года жизни. Он заговаривал об этом с внезапным приливом нежности и мечтательности. Это был самый почвенный уголок его личного внутреннего мира».

7. Итог. Рефлексия

-Ребята, понравился ли вам урок ?

– Итак, что является “истоком поэзии” и вдохновением у С. Есенина? (Его “малая” родина.)

- Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы основные в лирике Есенина?

Родная природа, родина, дом для поэта- источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.

Мы начали свой урок со слов Есенина. Закончить я тоже хочу его словами: “Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине”. Прав ли поэт?

19. Домашнее задание. Выучить одно из стихотворений С.Есенина (на выбор) .












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!