СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Маленькая трилогия" А.П.Чехова. Конспект урока литературы в 10 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок входит в систему уроков по творчеству А.П.Чехова в 10 классе образовательных программ по литературе в старшей школе. Это второй урок в изучении "маленькой трилогии" А.П.Чехова, включающей рассказы "Человек в футляре, "Крыжовник", "О любви".

Просмотр содержимого документа
«"Маленькая трилогия" А.П.Чехова. Конспект урока литературы в 10 классе»

Конспект открытого урока «Художественное мастерство Чехова – рассказчика» учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 135 Канунниковой С.Ф.



Конспект открытого урока «Художественное мастерство Чехова – рассказчика»

учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 135 Канунниковой С.Ф.


Предмет: литература

Тема: Художественное мастерство Чехова – рассказчика.

Класс: 10

Данный урок входит в систему уроков по творчеству А. П. Чехова в 10 классе общеобразовательных программ по литературе в старшей школе.
Это второй урок в изучении «маленькой трилогии» Чехова, включающей три рассказа

Цель развивать речевые способности учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи,

показать роль средств художественной выразительности в изображении нравственного мира , чувств и настроения героев

Задачи:
Обучающие: . формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.

Умение грамотно излагать свои мысли; прослеживать причинно-следственные связи; творчески подходить к выполнению домашнего задания; работать самостоятельно; работать в нестандартной обстановке; развивать монологическую речь

Развивающие: развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса . создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, способствовать обучению самостоятельно работать с материалом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация, редактирование). развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, показать роль прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении, научить употреблять прилагательные в речи.

Воспитывающие: воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе ,воспитание толерантности.
Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний с опорой на текст художественного произведения. Средством обучения на уроке является тексты рассказов А. П. Чехова «О любви», Человек в футляре», «Крыжовник» Использование текста в качестве средства обучения позволяет включить учащихся в различные виды речевой деятельности, а также совершенствует умение анализировать текст художественного произведения.
Форма урока: индивидуальная. фронтальная, работа в группах позволяет глубоко раскрыть идейно-художественный замысел автора.
Опорные методы работы: исследование художественного текста с точки зрения использования в нём языковых средств, используемых автором для раскрытия идейного замысла произведения. Модель урока – исследование, основанное на филологическом анализе текста. Это позволяет включить в работу всех учащихся, развивать их внимание к художественному слову, к языковым средствам.
На уроке также использовалась эвристическая беседа, проблемный диалог, монологические высказывания учащихся.
Основной формой работы на уроке является групповая, использовались также фронтальная и самостоятельная (при выполнении домашнего задания) формы работы.
Урок позволяет формировать у учащихся коммуникативную, учебно-логическую, учебно-информационную и кооперативную компетенции.
На уроке учащиеся должны продемонстрировать знания литературоведческих и языковых понятий, умение работать с художественным текстом, анализировать его содержательную и языковую стороны, создавать устное монологическое высказывание, делать выводы, а также умение работать в группе.
: грамотно излагать свои мысли; прослеживать причинно-следственные связи; творчески подходить к выполнению домашнего задания; работать самостоятельно; работать в нестандартной обстановке; развивать монологическую речь.

Оборудование: фотография А.П.Чехова 1890 г., иллюстрации к рассказу "Человек в футляре", компьютер, мультимедийный проектор, экран, приложение к уроку – презентация со слайдами по программе Power-point, аудиозапись рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре» (грамзапись в читает артист В.Ларионов. школьный словарь.

Этапы урока

I. Мотивация (3 мин)

(оргмомент)

II. Актуализация изученного материала знаний (10 мин)

- На прошлом уроке мы с вами начали разговор о цикле рассказов А. П. Чехова, составивших его «маленькую трилогию».
- Напомните, какие рассказы входят в этот цикл? («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)
- Что объединяет эти рассказы в трилогию?

(Конструкция рассказ в рассказе, повествование о центральном событии ведётся не автором, а рассказчиком, в центре произведения – один случай, который даёт возможность проследить историю жизни человека, общий образ человека в «футляре», идея о власти «обыденщины».)

«Футлярность» в «маленькой трилогии».



«Человек в футляре»


«Крыжовник»


«О любви»


Футляр защищает от жизни. Это символ духовной инертности.


Футляр – усадьба – идеал покоя, бездумного существования; крыжовник – символ плотского, физиологического счастья.


Футляр для чувства, для любви. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности.


III. Постановка учебной проблемы(система вопросов, выводящая на формулирование темы урока, поиск решения, наблюдение, дискуссия)(5мин.)
- А теперь я хочу задать вам вопрос : Кто из вас любит читать Чехова?

А почему не все?

_ «Точен и скуп на слова был он даже в обыденной речи. Словом он чрезвычайно дорожил... сам он говорил прекрасно - всегда по-своему, ясно, правильно». (И.Бунин).
- Скромный агент страховой компании из Японии Асахи Суэхико посвятил Чехову вот такие стихи:
Ноябрьская ночь.
Антона Чехова читаю.
От изумления немею.
- В чём же причина такого восхищения Чеховым? Как он работал? В чём особенности его творческой манеры?

- Л. Н. Толстой метко охарактеризовал одну особенность его рассказов: «Чехова как художника нельзя даже сравнить с прежними русскими писателями - с Тургеневым, Достоевским или даже со мною. У Чехова своя собственная форма... Смотришь - человек будто без всякого разбора мажет красками, какие попадаются ему под руку, и никакого как будто отношения эти мазки между собою не имеют, но отойдёшь, посмотришь - и в общем получается удивительное впечатление: перед вами яркая неотразимая картина».

Чехов, действительно, любит писать «мазками» - особыми яркими, правдивыми деталями, свежими и одновременно типичными, минуя последовательное и всестороннее описание предмета, явления или картины природы. Эта манера проводится им во всей системе художественных средств произведения.

IV Формулирование проблемы (5 мин.)

Об этом мы поговорим сегодня на уроке

Давайте вместе сформулируем тему нашего урока

Художественное мастерство Чехова – рассказчика

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока

Раскрыть идейное содержание рассказов А. П. Чехова(«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») через языковые средства выразительности(речевой портрет, диалог, характеристику героя, обстоятельность авторского повествования и пейзажные зарисовки.

Никто не понимает так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни", - писал М. Горький. В этом мы убедились, когда познакомились с "маленькой трилогией" о футлярных людях. М. Горький очень точно назвал чеховских героев людьми, "проглядевшими свою жизнь". Кого из таких героев вы можете назвать? (Ответы учащихся)

V. Актуализация новых знаний.(открытие нового знания, формулирование правила, применение знаний, т.е. формирование умений, тренировочные упражнения ) (10 мин)

Работа в группах (5 – 7 мин)

Проанализировать «маленькую трилогию с точки зрения её художественной формы по плану:

а)роль пейзажа

б) роль портрета

в)роль деталей

г)особенности речи

д)изобразительно- выразительные средства
Выступления групп (5 мин на выступление каждой группы; в случае затруднения, учитель дополнительными вопросами подводит учащихся к правильному ответу).

«О любви»
Выступление 1 группы

  • Рассказ «О любви» впервые был опубликован в августовском номере журнала «Русская мысль» в 1898 году и явился завершением «маленькой трилогии». В нём тот же приём композиции (рассказ в рассказе), те же герои. Только в качестве рассказчика выступает хозяин имения, помещик Алёхин

  • Как данный рассказ соотносится с темой «футлярности»? (В рассказе показана «футлярная» жизнь помещика Алёхина – доброго и хорошего человека, который был вынужден «жить по правилам», скрывать свою искреннюю любовь, что в результате привело его к душевному опустошению.)
    Один из приёмов характеристики действующего лица - его речь. Она помогает понять и его чувства, его социальное положение, уровень культуры...
    Охарактеризуйте речь Алёхина с точки зрения лексики. (Общая характеристика: содержательна, точна, правильна, богата, выразительна).

Вывод: речь культурного, умного, образованного человека, Так ли это?

?-Известно, что Чехов был большим мастером речевого портрета. Докажите это на примере речи Алёхина.
Учащиеся должны отметить использование самых разных пластов лексики. В речи Алёхина много элементов разговорно-бытовой, непринуждённой речи (холостяки, батраки, без гроша и пр.), просторечных слов (бабы, мужики, шайка), просторечных грамматических форм (тосковал по чёрном сюртуке), фразеологизмов (верчусь как белка в колесе, говорил бог знает что), вульгарных слов (мурло). Речь Алёхина по-народному метафорична. Вкладывая в уста героя множество просторечных слов и выражений, Чехов тем самым показывает, как быт засасывает умного, культурного человека, приземляет его, меняет его привычки и даже речь. Когда же Алёхин начинает говорить о любви, он меняется, меняется и строй его речи. Появляются возвышенные слова (питать пристрастие), старославянизмы (тайна сия велика есть), книжная лексика (трактовать). Когда Алёхин говорит о любимой женщине, речь его становится поэтичной («…воспоминание о стройной белокурой женщине оставалось во мне все дни, я не думал о ней, но точно лёгкая тень её лежала на моей душе». Чтобы охарактеризовать чувства героя, автор использует точные и яркие эпитеты (тихая и грустная любовь, жгучая боль и пр.). Кроме того, учащиеся должны подметить такую черту авторского стиля, как обстоятельность повествования, достигаемую подробной детализацией описываемого, например, при описании Анны Алексеевны («Дело прошлое, и теперь бы я затруднился …», «Её взгляд, изящная, благородная рука …» и др.). Автор использует ряды однородных членов, которые не только детализируют описываемый предмет, выражая чувства рассказчика, но и придают рассказу мелодичность, музыкальность.)

Вывод: вложив в уста героя просторечные слова и выражения, Чехов приземляет героя, не идеализирует.
- Как ведет себя Анна Алексеевна? О чем она рассуждает?
(Анна Алексеевна тоже не смеет открыться любимому человеку и скрывает от него и себя свое чувство. Она жертвует любовью ради семьи, ради спокойствия возлюбленного. «Ей казалось, что она уже недостаточно молода» для Алёхина и для того «чтобы начать новую жизнь»)
Диалог в рассказе встречается не часто, но, как и другие средства, имеет характерологическую функцию.
Учащиеся должны показать, что диалог является средством раскрытия характера героев.

Например, когда за обедом у Лугановичей Алёхин рассказывает о деле поджигателей, Чехов приводит всего две реплики: Анны Алексеевны и Лугановича. Но в этих репликах писатель сумел выразить нравственную сущность героев: Анна Алексеевна взволнована рассказом, солидарна с Алёхиным и возмущена фактом неправосудия; «Луганович – это добряк, один из тех простодушных людей, которые держатся мнения, что раз человек попал под суд, то, значит, он виноват». В диалоге, происходящем в театре, главная роль принадлежит Анне Алексеевне. Автор тем самым хочет наиболее полно раскрыть образ героини, мир её чувств. Диалог передаёт душевное состояние героини, её борьбу с собой, с зарождающейся любовью к Алёхину. Последние реплики героини рассказа, которые звучат в конце повествования о «тихой, грустной любви», выдают её плохое настроение, раздражение от «сознания неудовлетворённой, испорченной жизни».)
- Какую же роль играет речевая характеристика героев? (Посредством речевой характеристики Чехову удалось изобразить и нравственный мир, и целую гамму чувств и настроений своих героев.)
* Один из приёмов характеристики действующего лица - его речь. Она помогает понять и его чувства, его социальное положение, уровень культуры...
Интересен в рассказе образ мужа Анны Алексеевны.
Учащиеся должны отметить, что образ Лугановича создан исключительно посредством характеристики рассказчика. Он называет его то «милейшей личностью», то «добряком» и «простаком», но ни разу не называет по имени и отчеству, подчёркивает в портрете «красные уши» (что не вызывает симпатии), мимоходом довершает характеристику отдельными штрихами: «рассуждает с таким скучным здравомыслием», «на балах и вечеринках держится возле солидных людей», «вялый», «ненужный» и др.)
- В чём, по-вашему, особенность изображения Лугановича? (Через положительные оценки Чехов отрицательно характеризует героя.)
- В ранних рассказах Чехов зачастую занимал позицию стороннего наблюдателя. В рассказе же «О любви» за фигурой рассказчика (помещика Алёхина) ясно виден автор с его мыслями, взглядами, чувствами. В чём это проявляется?
Учащиеся должны показать, что голос автора сливается с голосом рассказчика, например, в рассуждениях Алёхина о любви, о том, что нужно «объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать», о возможности и невозможности счастья с любимой женщиной, и, наконец, в выводах, которые автор делает устами своего героя: «…я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить…».)
Важным средством раскрытия идейного замысла у Чехова является пейзаж.

. Учащиеся должны отметить простоту и краткость в изображении природы. Первая пейзажная зарисовка («Теперь в окна было видно серое небо …») не претендует на какую-либо изящность, но в то же время очень верно отражает суть явлений и как бы объясняет причину, побудившую героев выслушать рассказ Алёхина («…в такую погоду некуда было деваться…»). В конце повествования даётся ещё одна картина природы, в отличие от первой, изображённая в мажорных тонах («…дождь перестал и выглянуло солнце…»). Однако герои рассказа не испытывают радостных чувств. Картина природы как бы оттеняет грустное настроение героев, только что услышавших рассказ о любви двух умных, красивых людей, об их несостоявшемся счастье.)

Анализ художественных деталей в рассказе А. П. Чехова «О любви»

- Что мы узнали об Алёхине, о его стремлении «жить по правде»? Как автор относится к герою?

(Помещиком Алёхин становится вынужденно. Окончив курс в университете, он приводит имение в порядок, чтобы расплатиться с долгами отца, то есть для Алехина это вопрос чести имени, задача глубоко нравственная. Ему чужда и неприятна его новая жизнь: «Я решил, что не уеду отсюда и буду работать, признаюсь, не без некоторого отвращения»,- говорит он. Образ жизни не позволяет Алехину часто бывать в городе, иметь много друзей. Единственные близкие знакомые его – семья Лугановичей. Через некоторое время он понимает, что влюблен в жену Лугановича Анну Алексеевну и любовь эта взаимна)
- Что же изменилось, когда герой полюбил? Какие вопросы тревожили его? Как он себя ведёт? Что понимает? Что губит его?
(Алехин, полюбив чисто, бескорыстно, глубоко жену неинтересного, ограниченного человека Лугановича и будучи любим ею, не только не открывается Анне Алексеевне, но, как и она, скрывает от самого себя «запретное чувство». Алехин ведет себя как нерешительный, робкий, слабый, всегда и во всем поступающий согласно общепринятой морали. Он, оправдывая свою нерешительность взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу женщины, в конечном итоге понимает, как мелко и обманчиво было все то, что мешало ему и Анне Алексеевне любить друг друга.
Убедившись, что Анна Алексеевна его любит, он спрашивает себя: «Куда бы я мог увести ее? Ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто, если бы мы разлюбили друг друга?» По мнению Алехина, эти размышления помешали решить вопрос положительно, в действительности же оказалось, что решаемый вопрос очень труден. Сомнения Алехина – не пустые, не трусливые, они открывают нам честные и добрые мысли. Но нет в его жизни главного – ясной и высокой жизненной цели. И это губит его)
?- Какова судьба их взаимного чувства?
(В невозможности открыть чувства проходят годы. И лишь прощаясь навсегда, они признаются друг другу в любви и понимают, «как ненужно, мелко и обманчиво было все то, что им мешало любить».)
Чехов показывает нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном сча­стье и призвании. В чем проявляется неумение современных Чехову молодых людей жить и ненормальность самой жизни? Докажите это.
(Алехин, умный, добрый, чистосердечный человек, общительный, обра­зованный, знающий языки, имеющий наклонность к «кабинетной работе», к науке, к искусству, к комфорту, - спит в сенях, ест в людской кухне, ходит в грязной одежде, не моется по месяцам, хлопочет по хозяйству, к которому относится с отвращением, живет в полном одиночестве, ску­чает, сохраняя и преумножая доходы имения, которое ему не нужно. Люди живут не так, как хотят, как могли бы, и не так, как должно.)
?- Какое значение для развития действия и для понимания подтекста произведения имеет рассказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре?
(И центральный эпизод, и побочный (о Пелагее) рассказа «О любви» пронизаны мыслью о дисгармоничности жизни (дисгармония - отсутствие согласия, соответствия, разлад). Дисгармонична не только жизнь Алехи­на, упустившего истинное признание и личное счастье, но и семьи Лугановичей, и красивой, деликатной, мягкой Пелагеи, влюбленной в пьяницу и урода повара, «совсем не подходящего к ней по ее душевным и внешним ка­чествам».)
Алехин побоялся выйти из своего футляра, чтобы самому сделать свою жизнь яркой и интересной, побоялся взять на себя ответственность за другого человека. Анна Алексеевна уезжает. Не случайно появляется мотив дороги. Любовь и была дорогой к другой жизни, но Алехин предпочел «вернуться в Софьино», то есть в свой футляр.


Анализ художественных деталей в рассказе «Человек в футляре»

Чехов говорил: «Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев». Покажите, как с помощью художественной .детали Чехов проясняет внутренний мир героев и свое отношение к персонажам.
- Какие предметы всегда сопровождают Беликова? Почему? Объясните роль художественной детали в рассказе? (Худ. деталь – это средство характеристики героя у Чехова. С помощью худ. детали автор показывает разъединенность героя с внешним миром)
Чехов вводит такие сопутствующие детали, благодаря которым Беликов оказывается лишь наиболее крайней формой выражения "идеи футлярности". На самом же деле она проявляется не только у него, но и у других героев рассказа, в попутных их самохарактеристиках и как бы волнами расходится от Беликова по всей житейской округе. Заметим, что приводившиеся выше высказывания современников о "Человеке в футляре" имели в виду не только образ Беликова, но и те расходящиеся волны, которые идут от него.

Значит, там, в футляре, еще бьется человеческое сердце. Это человеческое поведение сразу же получает ответный отклик – рассказчик говорит, что ему стало жалко Беликова. Но больше человеческое начало не даст о себе знать. Теперь понятна фраза рассказчика, о которой мы уже говорили: «Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, большое удовольствие». Хоронили не человека, хоронили футляр.

? Беликов умер, но что все еще тревожит, волнует рассказчика? Вспомним, как выглядели присутствующие на похоронах.

? Но не будем забывать, что в названии рассказа на первом месте стоит слово «человек». Есть ли что-то человеческое в Беликове? Вспомним историю с его женитьбой. Что он чувствовал, когда распространили карикатуру на него?

«Какие есть нехорошие, злые люди! – проговорил он, и губы у него задрожали».
Незаметно границы футляра исчезают, и становится ясно, что футляр – это не столько внешняя оболочка, сколько жизненная позиция. Смысл ее выражен фразой: «Как бы чего не вышло!»

Образ «человека в футляре» раскрывается постепенно, всё более углубляясь как художественное обобщение. Сначала мы смотрим на Беликова «буркинскими» глазами. Затем слова Ивана Ивановича открывают новую перспективу образа, прямо связывая его с укладом жизни. Но и это ещё не всё. Прочитав рассказ до конца, мы как бы поднимаемся на новую ступень в осмыслении образа. Автор, казалось бы, ничего не добавляет от себя к разговору двух героев. Но одна деталь, как всегда у Чехова внешне совершенно «безобидная», вдруг заставляет взглянуть на рассказанное с новой, ещё более широкой точки зрения.

?Как вообще начался разговор о Беликове?

«Рассказывали разные истории. Между прочим говорили о том, что жена старосты, Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу».

В связи с этой женщиной, которая прожила жизнь, почти не видав жизни, женщиной, обречённой на существование, подходящее скорее для «рака-отшельника или улитки», - в связи с этим и рассказывает Буркин историю о Беликове. «Футляр» - это не только городская жизнь, о которой говорит Иван Иваныч («А разве то, что мы живём в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт – разве это не футляр?»). Образ крестьянки Мавры, обречённой на то, чтобы проводить всю свою жизнь в «скорлупе», вносит новый поворот в тему «футляра».

В конце рассказа, когда Буркин, прервав Ивана Иваныча («Ну, уж это вы из другой оперы…), предложил отправиться спать и всё затихло, - вдруг раздаются чьи-то шаги: туп, туп… «Кто-то ходил недалеко от сарая; пройдет немного и остановится, а через минуту опять: туп, туп…» «Это Мавра ходит», - говорит Буркин. Только что прервался разговор о футляре, но, кажется, сама жизнь продолжает его, напоминая о Мавре, о деревенской женщине, которая всю жизнь ходит, словно на короткой привязи, вокруг одного места: туп, туп…

VI.Рефлексивно-оценочный этап (5 мин)

.(осуществляют оценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия)

?- Какую большую проблему, вечную проблему человека решает Чехов в этих коротких рассказах? (смысл человеческой жизни)
?- В чём она, по мнению Чехова?
Жизнь в футляре, который человек создаёт себе сам — это гибель, гибель души.
Нельзя жить в футляре, думать только о себе. Живи для других, делай добро. Люби, страдай, переживай, вникай в то, что вокруг тебя, не будь равнодушен, делай людей счастливыми — и ты будешь счастлив по-настоящему.
Итак, всем ходом нашего урока мы пытались показать, что для реализации своего замысла – показать несовершенство жизни, то, что людям приходится прятать свои мысли и чувства, прятать себя «в футляр» - автор использует различные языковые средства, каждое слово весомо и несёт свою смысловую нагрузку.
Стилевые особенности рассказов Чехова
1. Предельно краткое, простое заглавие.
2. Стремительная, предельно краткая завязка.
3. Диалоговое построение рассказа.
4. Речевая характеристика как основное средство раскрытия образа.
5. Говорящие фамилии.
6. Художественная деталь заменяет подробное описание.
7. Простота и лаконизм фразы.

«У русских, — писал Набоков, — была своего рода игра - делить своих знакомых на тех, кто любит Чехова, и тех, кто не любит. Те, кто не любил, считались не того сорта». Будем надеяться, что с каждой новой чеховской датой, с выходом в свет его книг, людей «того сорта» станет больше. И вы пополните эти ряды.

Продолжите фразы:

Чехов тщательно оттачивал свои фразы, поэтому….. его легко понимаешь.

Его мысли спрессованы в простые, ёмкие формулы, поэтому …..легко запоминаются.

Он понятен читателям, потому что….. в его произведениях звучит настоящий русский язык.

Чехову веришь, ибо главное в его творчестве …..- искренность и правда.


…не успокаивайтесь и не давайте усыплять себя!
Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!
Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть
Смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье,
А в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!

VII. Домашнее задание.(3 мин)

Читать рассказ «Ионыч»













КАРТА УРОКА


Группа___________________________________________________


1 - ВЗАИМООЦЕНКА


п/п

Тема

Критерии

Всего

баллов

(мах-9)

содержатель-

ность (1-3)

культура речи (1-3)

грамотность оформления(1-3)

1.

«Крыжовник»





2.

Рассказ «Человек в футляре»





3.

Рассказ «О любви»







2 - САМООЦЕНКА


Уровни

Баллы

Могу написать портретную характеристику персонажа на основе ассоциаций

3

Могу подготовить материал для портретной характеристики героя

2

Могу выделить художественные детали персонажа

1



ВСЕГО ЗА УРОК____________________________________баллов










6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!