СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Маленькие скандалисты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заметки детских психологов о происхождении детских скандалов . Данный материал поможет подготовиться к родительскому собранию в детскм саду и школе.

Просмотр содержимого документа
«Маленькие скандалисты»

Маленькие скандалисты

( советы психологов)





С точки зрения возрастной психологии человек на каждом этапе своего развития решает важную проблему взаимоотношений с окружающим миром. Эти этапы примерно совпадают со ступенями системы образования. Соответственно, в одной группе детского сада или в классе собираются дети со схожими возрастными проблемами. Отсюда и типичные конфликты.

Способны ли дети самостоятельно « разрулить» эти проблемы? Возрастные психологи уверены: нет. Конечно, чем старше ребёнок, тем больше у него опыта и возможностей выходить из трудных ситуаций без посторонней помощи. Но накапливать этот опыт лучше при участии доброжелательных взрослых.

Родителям необходимо понять, что ждёт ребёнка на раннем этапе развития, ненавязчиво вмешаться в конфликт и сделать тонкую настройку, которая научит ребёнка самостоятельно справляться с трудностями в будущем.

Ранняя социализация- Детский сад

Обычно малыши попадают в детский сад в 3 года. Психологи считают этот возраст довольно сложным, да и родители наверняка слышали о пресловутом кризисе 3 лет. В этом возрасте ребёнок начинает осознавать, что у него есть собственные желания. Это приводит к тому, что «хочу» становится для малыша всеобъемлющем, а вот «надо» и «должен» он пока ещё не усвоил.

Типичные конфликты: Ребёнок дерётся. Причём пускает в ход кулаки, как только он чем-то недоволен. Его случайно задели или не дали игрушку, а он уже бросается на обидчика. Типичная ошибка взрослого- ругать малыша за проявление агрессии. Ребёнок имеет право на злость и обиду. Надо лишь учить кроху правильно реагировать. Учите ребёнка разрешать конфликты словами: предложить поменяться игрушками, начать играть в новую игру и т. д.

У ребёнка отбирают игрушки и он мстит. Вася отнял машинку? Малыш берёт другую, чтобы треснуть обидчика. Типичная родительская ошибка в этой ситуации- останавливать ребёнка, не давая ему защитить свою собственность и уговаривая отдать детям все свои вещи по первому требованию, лишь бы быть «хорошим мальчиком». Дайте ребёнку право распоряжаться своими вещами-только так он поймёт, что такое «своё и чужое». Если же ребёнок и сам часто покушается на чужое, проследите за собой: может и Вы никогда не спрашиваете у него разрешения взять его вещи? Беря у него что-то, всегда спрашивайте позволения, а потом благодарите.

Ребёнок упрямится и не слушается. То есть ребёнок находится в конфликте со взрослым-воспитателем. Эту проблему надо решать вместе с педагогом. Выслушайте его претензии, расскажите, как решаете подобные проблемы дома, и постарайтесь взглянуть на ситуацию с точки зрения воспитателя, который несёт ответственность за 25 детей. Обратите внимание на детали, которые могут утомлять ребёнка, осложнять его жизнь, из-за чего ему становится труднее контролировать себя.

Малыш отказывается участвовать в общих играх. Он сидит в углу, не подходит к детям, но Вы чувствуете, что внутренне он страдает от конфликта. Постарайтесь понять, не драматизируете ли Вы ситуацию? Дети 3-4 лет часто не умеют играть вместе, если им не помогают взрослые. Если обычно ребёнок общителен, потренируйтесь с детьми Ваших приятелей и посоветуйте ему играть так же как в садике. Обратите внимание воспитателя на эту проблему, пусть он придумает совместные игры для Вашего крохи и других детей.

Садовские конфликты, как правило, не имеют психологической глубины. Симпатии ребёнка быстро меняются: хороший тот, кто поделился конфетой, а плохой- кто отобрал куклу…



Начальная школа-ищем своих и чужих. Попадая в школу, ребёнок начинает подчиняться новым правилам. Этот стресс провоцирует некоторых на конфликтное в той или иной форме поведения. В 6-8 лет школьник начинает остро нуждаться во взаимодействии со сверстниками и набирается необходимого опыта. Ребёнок формирует первые связи вне семьи и начинает испытывать привязанность к новым людям. Но влияние родителей пока еще велико, и этим надо пользоваться.

Типичные конфликты. Ребёнок дразнит кого-то.

Например, обзывает полную девочку или мальчика в очках. Это провоцирует слёзы, драки… Не стоит драматизировать. Пусть ребёнок примерит на себя роль забияки, главное, чтобы он там не задержался. Расскажите ребятам о тех людях, чьи недостатки обернулись достоинствами: Рубен Гальего стал букеровским лауреатом( болен ДЦП), Валентин Дикуль излечил многих людей( хотя сам –инвалид). Познакомьте с людьми, которые интересны, несмотря на свой физический изъян. Укажите недостатки людей, которых любит Ваш ребёнок. Стал бы он дразнить любимую бабушку из-за того, что она хромает? Пусть поставит себя на место того человека, которого он обзывает. Так Вы подведёте ребёнка к мысли о том, что приятнее находить в человеке хорошее и игнорировать недостатки, в которых он не виноват.

Ребёнок поддаётся «стадному чувству». Часто дети «за компанию» делают не очень хорошие вещи. Если Ваш ребёнок вместе со всеми дерзит учителю и обижает слабого, сначала разберитесь, является ли он зачинщиком или идёт на поводу у заводил. Зачинщику покажите, как использовать его таланты в мирных целях и увлекать за собой других. А ведомому ребёнку предложите встать на позицию человека, который страдает от нападок.

Ребёнок стал « мальчиком для битья» Привлеките к разрешению конфликта школьного психолога. Отдайте ребёнка в тот коллектив, где он будет успешен(студию искусства или спортивную секцию и т. п)- это вселит уверенность, поднимет самооценку.

Средняя школа: референтная группа

Подростку более интересен круг сверстников, нежели семейные связи. Родители и учителя, с его точки зрения, ничего не понимают в жизни, а мнение друзей-закон. Однако для решения конфликтных вопросов подросткам по-прежнему нужна помощь взрослых, хотя и в более деликатной форме.

Типичные конфликты: Ребёнок копирует «плохого» одноклассника. Довольно часто мальчик или девочка из приличной семьи вдруг связывается с отъявленной шпаной и буквально смотрит ему в рот. Словарный запас ребёнка пополняется нецензурщиной, он конфликтует с детьми, которых Вы хотели бы видеть среди его друзей. Так проявляется желание ребёнка самоутвердиться, стать « крутым». Читать ему нотации о «дорожке» вниз по наклонной плоскости» бесполезно. Определите подростка в спортивную секцию, в танцклуб, где он узнает истинную цену сильного характера, который проявляется не в конфликтах, а в том, чтобы одержать победу над собой.

Ребёнок требует дорогие вещи Сегодня статус материальных ценностей настолько высок, что ребёнок может стать изгоем из-за того, что у него нет модных вещей. Объясните следующее

  • Держите ребёнка в курсе семейного бюджета. Пусть он знает, что Вы действительно не можете, а не «хотите» купить ему новый телефон ,плеер и т.д.

  • Объясните, почему Вы зарабатываете меньше других родителей. Нельзя говорить, что они воруют, а Вы -нет. Ребёнок будет думать, что деньги идут в руки только нечестным путём. Дайте логичное объяснение: Вы больше времени посвящаете семье, вовремя не получили должного образования. Тогда возрастёт стимул к учёбе и высокооплачиваемой работе.

  • Всегда найдётся человек, который может купить что-то, о чём другие лишь мечтают, но это не всегда делает его счастливым.

Ребёнок переживает из-за первой любви. Платоническая влюблённость редко проходит гладко. Чаще мальчик с девочкой ссорятся или же любовь, увы, безответна. Подростки скрывают чувства от родителей, и не лезьте к ним в душу со своими советами! Найдите личность, адекватную отцовской или материнской,- старшего брата, сестру, тётю или дядю,- кто сможет утешить юного влюблённого и объяснить поведение объекта любви. Потребность в наставнике у подростка еще велика.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!