Малые фольклорные жанры как средство активизации
познавательной и творческой деятельности учащихся.
«Сводом народной премудрости» назвал Даль малые фольклорные жанры, которые к тому же явились образными суждениями, художественным опытом народа, образцом точной, выразительной лаконичной речи. Именно эти особенности малых фольклорных жанров определили их появление в учебниках начального обучения в 19 веке, в частности в «Родном слове» К. Ушинского, в «Азбуке» Л. Толстого, а затем в учебниках современного периода.
Из разнообразных фольклорных материалов чаще всего применяются в начальных классах загадки народные и авторские. Такое внимание к загадкам не является случайным. Еще в дошкольном возрасте дети тянутся к ним, как к увлекательной и интересной игре. Они пытаются не только отгадать загадку, но и запомнить ее, чтобы загадать другим.
Кроме занимательной формы, загадка интересна для детей еще и тем, что она вводит их в мир открытий, они узнают уже известные им предметы и явления с новой, ранее не знакомой им стороны. Тем самым дети углубляют и уточняют свои первоначальные знания об окружающем мире.
Известный фольклорист В.И. Чичеров отмечает, что загадка – это мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого – либо предмета или явления. Следовательно, ребенку приходиться совершать мыслительные операции (сравнивать, анализировать, обобщать), чтобы отгадать загадку. К.Д. Ушинский назвал загадку «гимнастикой ума». Вопрос о роли загадки в развитии умственных способностей детей освещен в работе В.К. Аникина, Ю.Г. Илларионовой, Д.В. Менджерицкой, Е.И. Удальцовой, М.Н. Мельниковой. Загадка рассматривается ими, как богатый материал для развития образного мышления, как зерно поэтического творчества. Работа над загадкой обогащает и речь ребенка, делает ее более точной и образной.
Хотя загадка широко применяется в школьной практике, познавательные и воспитательные возможности ее полностью не используются учителем. Это показал констатирующий эксперимент, который был проведен нами в ряде школ города Костаная (школа – сад №14, школа – сад № 6, школа № 4, школа №23). Наблюдения на уроках показывают, что знакомство младших школьников с загадками носит только характер усвоения содержания, отгадывание ее нередко бездоказательное.
Во многих классах ученики читают ее, запоминают текст и орфографию. Это, конечно, необходимо, но на наш взгляд, совершенно недостаточно.
Нигде на уроке нам не удалось услышать вопросы о том, зачем загадывают загадку, кто их авторы, как строится загадка.
А задания творческого характера на основе изучения прочитанных текстов – явление чрезвычайно редкое и еще реже удачное. Поэтому, очевидно, результаты наших бесед с детьми, творческих заданий, анкетирования, которые мы провели в выше перечисленных школах, были более чем скромные. Это видно из таблицы.
Вопросы | Кол-во | Справились | Частично справились | Не справились | % |
Что такое загадка? Как она возникла? | 93 | 19 | 20 | 54 | 38 |
Зачем загадываются загадки? | 93 | 30 | 28 | 35 | 40 |
Как строится загадка? | 93 | 6 | 14 | 73 | 10 |
На какие темы составлены загадки? | 93 | 30 | 40 | 23 | 51 |
Кто является авторами загадок? | 93 | 28 | 31 | 34 | 48 |
Какие загадки им знакомы? | 93 | 34 | 42 | 17 | 60 |
Составь свою загадку | 93 | 12 | 18 | 53 | 12 |
Все это заставило нас задуматься над тем, как с максимальной пользой с учетом возрастных возможностей детей научить их составлять загадки.
Для того чтобы работа над загадками была наиболее полной и многогранной необходимо на наш взгляд учителю, прежде всего, отчетливо представлять себе их основные языковые и структурные особенности, а также привести в систему уроки. Нами в помощь учителю разработаны методические рекомендации по «Изучению загадок в начальной школе». В них предусмотрено дать детям небольшие сведения по теории литературы в доступной формулировке, так как мы даем формулировку загадки и то, что большая часть загадок имеет рифму, что такое рифма, знакомим с понятием простое сравнение и отрицание. Помещаем также в данной работе творческие задания - активизирующие мыслительную деятельность ребенка, помогающие развитию образного мышления и их творческих способностей, в частности подробно описываем работу по составлению загадки. Нами разработаны конспекты уроков по теме «Загадки» для учащихся 1,2,3 классов начальной школы.