СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Малые жанры фольклора.Загадки

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Загадки на смекалку,логические.Описание малых фольклорных жанров.происхождение загадок

Просмотр содержимого документа
«Малые жанры фольклора.Загадки»

Прогноз погоды в нашем классе

Прогноз погоды в нашем классе

Фольклор (искусство народа) происходит от английских слов folk – народ, lore  – мудрость, знание, то есть народная мудрость. Фольклор (искусство народа) происходит от английских слов folk – народ, lore  – мудрость, знание, то есть народная мудрость.  Особый раздел народного поэтического творчества составляет детский фольклор.  Особый раздел народного поэтического творчества составляет детский фольклор.

Фольклор (искусство народа) происходит от английских слов folk – народ, lore – мудрость, знание, то есть народная мудрость.

  • Фольклор (искусство народа) происходит от английских слов folk – народ, lore – мудрость, знание, то есть народная мудрость.

Особый раздел народного поэтического творчества составляет детский фольклор.

  • Особый раздел народного поэтического творчества составляет детский фольклор.
1 значение фольклора – народное творчество.  2 значение  – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

1 значение фольклора – народное творчество. 2 значениесовокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

 Загадка, разгадка, да семь вёрст правды в ней.  (Из словаря В. И. Даля)

Загадка, разгадка, да семь вёрст правды в ней.

(Из словаря В. И. Даля)

В. И. Даль

В. И. Даль

Малые жанры фольклора Колыбельная  Потешка  Загадка  Поговорка  Пословица  Частушка  Дразнилки Заклички Скороговорки  Считалки  Пестушки  Сказки

Малые жанры фольклора

Колыбельная

Потешка

Загадка

Поговорка

Пословица

Частушка

Дразнилки

Заклички

Скороговорки

Считалки

Пестушки

Сказки

Загадка  – выражение, которое нуждается в разгадке.  Загадка  –  любимый жанр фольклора у детей и взрослых. Загадка никогда не называет прямо предмет или явление.  Лежал, лежал, да и в реку побежал. (снег)

Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке.

Загадкалюбимый жанр фольклора у детей и взрослых. Загадка никогда не называет прямо предмет или явление.

Лежал, лежал, да и в реку побежал.

(снег)

Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета – отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчетливым. Метафора  (с греч. – перенос) – скрытое сравнение. Цветное коромысло над небом повисло.
  • Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета – отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчетливым.
  • Метафора (с греч. – перенос) – скрытое сравнение.
  • Цветное коромысло над небом повисло.
 Радуга , как  цветное коромысло , над небом повисло.    Радуга = цветное коромысло

Радуга , как цветное коромысло , над небом повисло.

Радуга = цветное коромысло

Как «построена» загадка Метафора  Белые хоромы, красные подпоры.  Гусь  Звуковой образ   З убастый з ве р ек г р ы з ет с ви зг ом дубок. Пила Сравнение  Пять ларчиков, как пять чуланчиков.  Перчатки Прямой вопрос  Кто бежит без провода? Река

Как «построена» загадка

Метафора

Белые хоромы, красные подпоры.

Гусь

Звуковой образ

З убастый з ве р ек г р ы з ет с ви зг ом дубок.

Пила

Сравнение

Пять ларчиков, как пять чуланчиков.

Перчатки

Прямой вопрос

Кто бежит без провода?

Река

Сопоставьте загадки и способы их построения Полон хлевец белых овец. Бел, как снег, целовать станут, а он тает. Кто на себе дом таскает? Что видно только ночью? Ела-ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. Метафора  Прямой вопрос  Сравнение  Метафора  Звуковой образ  Прямой вопрос

Сопоставьте загадки и способы их построения

  • Полон хлевец белых овец.
  • Бел, как снег, целовать станут, а он тает.
  • Кто на себе дом таскает?
  • Что видно только ночью?
  • Ела-ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
  • Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая.
  • Метафора

  • Прямой вопрос

  • Сравнение

  • Метафора

  • Звуковой образ

  • Прямой вопрос
Сочиняем загадку Попробуем составить загадку про снег. Какой он?  Можно слово «снег» заменить другим: Мы говорим: снег идет, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать такую загадку:   белый холодный пушистый одеяло ковер покрывало Белое пушистое одеяло всю землю укрыло. Белый, а не мел, пушистый, а не кот, нет ног, а идет?

Сочиняем загадку

Попробуем составить загадку про снег.

Какой он?

Можно слово «снег» заменить другим:

Мы говорим: снег идет, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать такую загадку:

белый

холодный

пушистый

одеяло

ковер

покрывало

Белое пушистое одеяло всю землю укрыло.

Белый, а не мел, пушистый, а не кот, нет ног, а идет?

Творческая работа I. Используя законы жанра, придумай загадки  1 ряд - о предметах одежды,  2 ряд – о музыкальных инструментах,  3 ряд – о кушаньях. II. Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.  III. Приведи примеры загадок, которые загадывают в сказках.

Творческая работа

I. Используя законы жанра, придумай загадки

  • 1 ряд - о предметах одежды,
  • 2 ряд – о музыкальных инструментах,
  • 3 ряд – о кушаньях.

II. Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.

III. Приведи примеры загадок, которые загадывают в сказках.

Творческая работа Используя законы жанра, придумай загадки  1 ряд -о предметах одежды,  2 ряд - музыкальных инструментах,  3 ряд - кушаньях.  Метафора Белые хоромы, красные подпоры. Гусь  Звуковой образ З убастый з ве р ек г р ы з ет с ви зг ом дубок. Пила  Сравнение Пять ларчиков – пять чуланчиков. Перчатки  Прямой вопрос Кто бежит без провода? Река

Творческая работа

Используя законы жанра, придумай загадки

1 ряд -о предметах одежды,

2 ряд - музыкальных инструментах,

3 ряд - кушаньях.

Метафора

Белые хоромы, красные подпоры. Гусь

Звуковой образ

З убастый з ве р ек г р ы з ет с ви зг ом дубок. Пила

Сравнение

Пять ларчиков – пять чуланчиков. Перчатки

Прямой вопрос

Кто бежит без провода?

Река

Творческая работа I. Используя законы жанра, придумай загадки  1 ряд - о предметах одежды,  2 ряд – о музыкальных инструментах,  3 ряд – о кушаньях. II. Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.  III. Приведи примеры загадок, которые загадывают в сказках.

Творческая работа

I. Используя законы жанра, придумай загадки

  • 1 ряд - о предметах одежды,
  • 2 ряд – о музыкальных инструментах,
  • 3 ряд – о кушаньях.

II. Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.

III. Приведи примеры загадок, которые загадывают в сказках.

 Его весной и летом  Мы видели одетым,  А осенью с бедняжки  Сорвали все рубашки.

Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки.

Мне было трудно на уроке. Я плохо усвоил новый материал. Я научился отгадывать и создавать загадки, но мне еще нужна помощь.   Урок прошел для меня плодотворно, с пользой. Я научился и могу помочь другим  отгадывать и создавать загадки.

Мне было трудно на уроке. Я плохо усвоил новый материал.

Я научился отгадывать и создавать загадки, но мне еще нужна помощь.

  Урок прошел для меня плодотворно, с пользой. Я научился и могу помочь другим  отгадывать и создавать загадки.

Погода в нашем классе

Погода в нашем классе

Домашнее задание.  На выбор: Сочинить загадки, используя разные способы построения. Сочинить рассказ на основе загадки. Создать книжку-малышку «Загадки».

Домашнее задание.

На выбор:

  • Сочинить загадки, используя разные способы построения.
  • Сочинить рассказ на основе загадки.
  • Создать книжку-малышку «Загадки».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя