Прогноз погоды в нашем классе
Фольклор (искусство народа) происходит от английских слов folk – народ, lore – мудрость, знание, то есть народная мудрость.
- Фольклор (искусство народа) происходит от английских слов folk – народ, lore – мудрость, знание, то есть народная мудрость.
Особый раздел народного поэтического творчества составляет детский фольклор.
- Особый раздел народного поэтического творчества составляет детский фольклор.
1 значение фольклора – народное творчество. 2 значение – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.
Загадка, разгадка, да семь вёрст правды в ней.
(Из словаря В. И. Даля)
В. И. Даль
Малые жанры фольклора
Колыбельная
Потешка
Загадка
Поговорка
Пословица
Частушка
Дразнилки
Заклички
Скороговорки
Считалки
Пестушки
Сказки
Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке.
Загадка – любимый жанр фольклора у детей и взрослых. Загадка никогда не называет прямо предмет или явление.
Лежал, лежал, да и в реку побежал.
(снег)
- Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета – отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчетливым.
- Метафора (с греч. – перенос) – скрытое сравнение.
- Цветное коромысло над небом повисло.
Радуга , как цветное коромысло , над небом повисло.
Радуга = цветное коромысло
Как «построена» загадка
Метафора
Белые хоромы, красные подпоры.
Гусь
Звуковой образ
З убастый з ве р ек г р ы з ет с ви зг ом дубок.
Пила
Сравнение
Пять ларчиков, как пять чуланчиков.
Перчатки
Прямой вопрос
Кто бежит без провода?
Река
Сопоставьте загадки и способы их построения
- Бел, как снег, целовать станут, а он тает.
- Ела-ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
- Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая.
Сочиняем загадку
Попробуем составить загадку про снег.
Какой он?
Можно слово «снег» заменить другим:
Мы говорим: снег идет, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать такую загадку:
белый
холодный
пушистый
одеяло
ковер
покрывало
Белое пушистое одеяло всю землю укрыло.
Белый, а не мел, пушистый, а не кот, нет ног, а идет?
Творческая работа
I. Используя законы жанра, придумай загадки
- 1 ряд - о предметах одежды,
- 2 ряд – о музыкальных инструментах,
- 3 ряд – о кушаньях.
II. Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.
III. Приведи примеры загадок, которые загадывают в сказках.
Творческая работа
Используя законы жанра, придумай загадки
1 ряд -о предметах одежды,
2 ряд - музыкальных инструментах,
3 ряд - кушаньях.
Метафора
Белые хоромы, красные подпоры. Гусь
Звуковой образ
З убастый з ве р ек г р ы з ет с ви зг ом дубок. Пила
Сравнение
Пять ларчиков – пять чуланчиков. Перчатки
Прямой вопрос
Кто бежит без провода?
Река
Творческая работа
I. Используя законы жанра, придумай загадки
- 1 ряд - о предметах одежды,
- 2 ряд – о музыкальных инструментах,
- 3 ряд – о кушаньях.
II. Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.
III. Приведи примеры загадок, которые загадывают в сказках.
Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки.
Мне было трудно на уроке. Я плохо усвоил новый материал.
Я научился отгадывать и создавать загадки, но мне еще нужна помощь.
Урок прошел для меня плодотворно, с пользой. Я научился и могу помочь другим отгадывать и создавать загадки.
Погода в нашем классе
Домашнее задание.
На выбор:
- Сочинить загадки, используя разные способы построения.
- Сочинить рассказ на основе загадки.
- Создать книжку-малышку «Загадки».