МУ «Отдел образования и по делам молодёжи»
администрации МО «Оршанский муниципальный район»
МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа»
Районный конкурс проектных работ младших школьников
«Я познаю мир»
«Изготовление национального платья
в технике ручной вышивки»
проект
Выполнили: ученицы 4 класса
Черемушкина Валерия,
Криваксина Кристина,
Орехова Дарья
Руководитель:
Лебедева З.В., учитель
начальных классов
Великополье
2017
Содержание:
1. Введение 3
1.История марийской вышивки. 4-5
2. Техника вышивки. 5-6
2. Основная часть.
1.Описание внешнего вида модели. 6
2. Организация рабочего места 7
4. Инструменты и приспособления 7
5. Технология изготовления.Составление технологической карты 7-8
6. Расчет себестоимости. 8
3. Заключение. 9
4. Библиографический список. 10
Введение
Мы, учащиеся 4 класса Великопольской СОШ, любим рукодельничать: шить, вышивать, вязать. Вышивка – очень интересное занятие. Мы с 1-го класса занимаемся этим делом. Вышивали салфетки, обереги, головные уборы (вуйонго). В этом году мы решили изготовить необычную, эксклюзивную и запоминающуюся вещь: марийское национальное платье. Наше изделие должно привлекать к себе внимание, производить впечатление на взрослых и детей. Нам хотелось, чтобы наше изделие отличалось от других, не было похожим, мы решили выполнить платье по технике «старинная марийская вышивка».
Цель нашего творческого проекта – изготовление марийского платья в технике ручной вышивки.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
продолжить изучение истории и техники ручной марийской вышивки;
выбрать эскиз модели и подходящий рисунок для вышивания;
оценить себестоимость изделия;
представить получившуюся модель.
Этапы создания проекта
1.Проектировочный этап:
1) исследования, определяющие выбор темы проекта, определение потребности в изделии;
2) выбор оптимального варианта конструкции и технологии изделия;
3) выполнение эскиза детали;
4) разработка основных требований к изделию.
2.Технологический этап:
1) материальная реализация проекта: составление технологической схемы на изготовление деталей и сборку изделия;
2) соблюдение техники безопасности;
3) текущий контроль качества выполнения технологических операций;
3. Завершающий этап – защита проекта:
1) анализ результатов работы над проектом (экономическое обоснование, самооценка, оценка окружающих.
2) презентация:
Постановка проблемы
В настоящее время любое платье можно купить в магазине, даже национальное вышитое. Это удобно, но дорого и неинтересно, т.к. изготовленная своими руками вещь больше ценится.
Прежде, чем приступить к выполнению проекта, нам необходимо было узнать как можно больше о технике выполнения марийской вышивки, истории ее появления и традициях. Используя доступную нам литературу и интернет ресурсы, мы продолжили изучение истории возникновения искусства вышивания. С этой целью мы встретились с автором книги «Маритур» И.А.Степановой.
История марийской вышивки
Вышивка является одним из древнейших видов украшений тканей.
Марийцы проявляют интерес к вышивке как в древние времена, так и сегодня. В каждом районе сохранились изготовленные в прошлом и давно вышедшие из употребления вышитые изделия.
Вышивку применяли для отделки деталей женской и мужской, детской одежды; она украшала женские головные уборы, свадебные покрывала и платки, полотенца, салфетки.
Узор и изображение выполняются вручную с помощью иглы или вышивальной машины на различных тканях цветными или бесцветными нитками. В старину вышивку выполняли на белом (холщовом, льняном) полотне тонко спряденными шерстяными нитками домашнего крашения или покупными хлопчатобумажными и шелковыми нитками. Узор выполняли без всяких вспомогательных средств (канвы или предварительно начерченного на ткани рисунка), по отсчету.
С древних времен украшения имели особое значение в жизни человека. Они служили неким условным языком. По украшениям можно было даже определить возраст человека. Кроме того, они использовались в качестве оберегов.
Издревле люди одухотворяли природу. Солнце, деревья, птицы, животные - все имело свой магический смысл в древнейших языческих верованиях.
Солнце на вышивке изображали в виде кругов, крестов, ромбов, розеток. Знаком солнца и неба являлся конь. Птица символизировала свет, жизнь всего живого на Земле. Изображение древа жизни, двух птиц или животных, предстоящих пред древом, служило знаком семьи, рода. Воплощением образа женщины, олицетворением семьи и плодородия было символическое изображение утки.
Для марийской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос Они строятся из прямых и ломаных линий в вертикальной и горизонтальной симметрии.
Типичной для марийской вышивки является и цветовая гамма. Она состоит в основном из четырех цветов: красного (в различной тональности и насыщенности), зеленого, синего и черного. Доминирующим был красный цвет, добавочные - зеленый, синий, желтый, оранжевый - вводились небольшими линиями и пятнами в основной (красный) фон вышивки, оживляя ее и придавая ей цветовое богатство. Характерная особенность - четкое выделение узора при помощи окантовки прямой (контурной) линией.
Техника вышивки
При выполнении орнамента используют следующую технику вышивки:
косая стежка, счетная гладь, роспись
Техника исполнения разнообразных стежков выполняется по счету нитей на ткани без предварительного нанесения рисунка. В марийской вышивке нет рисунков с округлыми очертаниями, все элементы узора вышиваются прямолинейно и геометризировано. Ромбы, квадраты, треугольники образуются контурной вышивкой с заполнением косой стежкой или счетной гладью, имеют множество вариантов исполнения. Плотная вышивка дополняется мелкими ажурными узорами из зубцов, усиков, крючков и ответвлений, выполняемые росписью. Рассмотрим каждый из стежков.
КОСАЯ СТЕЖКА
Косая стежка (темышантур) - шов, рисующий линейными параллельными стежками дорожку по лицевой и изнаночной сторонам. Длина косой стежки на лицевой стороне больше, чем на изнанке. Обычно этот шов выполняется размером: четыре нити в длину, две нити в высоту.
СЧЕТНАЯ ГЛАДЬ
Счетная гладь (керыштыш, темышантур) - вышивка гладью, но каждый стежок исполняется по счету нитей, без предварительного нанесения рисунка на ткань. Обычно она исполняется только горизонтально, реже - вертикально.
Вышивать начинаем с нижней строчки узора, с левой стороны.
Вышивая таким способом, мы получаем рисунок орнамента на лицевой и изнаночной сторонах. Но с одной стороны он выглядит позитивно, с другой - негативно. Этим швом можно создавать как самостоятельные рисунки, так и заполнять поле контурного орнамента.
РОСПИСЬ
Роспись (пушкылтур) - двусторонний шов, создающий контур орнамента. Вышивают в два хода, т.е. по одной и той же линии, в одно и то же место прокола ткани необходимо дважды пройти иголкой. Первым ходом создается пунктирный рисунок, размеры прошитого и пропущенного стежков должны быть одинаковыми. Если стежок вышивается по горизонтальной или вертикальной линии, то он отсчитывается через две нити. Если стежок вышивается по диагонали, то отсчитываем 2 нити вверх, 2 нити вправо и делаем прокол ткани, в результате получаем стежок, напоминающий половинку стежка крест
Шов роспись вышивается обычно черными нитками, реже темно-синими, иногда коричневыми. Он придает выразительность орнаменту и всей вышивке.
Описание внешнего вида модели
После освоения различных техник вышивания, мы приступили к разработке эскиза своей будущей модели. Наше изделие – это платье прямого силуэта, длиной до колена, с короткими рукавами. На правом боковом шве одного из платьев втачана молния. Передняя часть горловины, подол и рукава платья вышиты рисунком – «розетки». Горловина обработана кособейкой, края рукавов и подола - кружевами. Кроме этого, мы украсили свое изделие блестками и бусинками.
Схема
Организация рабочего места
Прежде, чем приступить к выполнению изделия, организуем свое рабочее место так, чтобы все инструменты были под рукой. Освещение слева, игольница на самом видном месте, с правой стороны ножницы и нитки. Еще потребуется ткань.
Инструменты и приспособления
Для вышивки вручную необходимы очень несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, пяльцы.
Иглы для вышивания по ткани можно применять специальные для штопки и вышивальные № 1 и 2, они средней длины с большими ушками.
Наперсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от проколов рукой, помогает делать четкие и твердые проколы ткани. Наперсток может быть металлическим или пластмассовый, но обязательно должен быть подобран по размеру пальца.
Ножницы должны быть маленького размера с загнутыми концами. Они служат для отрезания рабочей нитки от вышиваемого изделия. Необходимы также большие ножницы с прямыми концами для обработки края изделия и разрезания ткани и мотков ниток.
Пяльцы предназначены для удобства и натяжения ткани.
Схема для вышивки – это лист бумаги в клетку, на который с помощью условных знаков или цвета нанесен рисунок.
Используемые материалы: для выполнения изделия нам потребуются: нитки разноцветные, иглы, ножницы, ткань габардин белого цвета, пяльцы.
Технология изготовления
Подготовить рисунок или орнамент для вышивки и нанести на ткань;
Подготовить ткань и запялить ее в пяльцы;
Выполнить вышивку косой стежкой, счетной гладью, росписью;
Постирать и проутюжить вышивку.
Передать вышитые изделия для пошива.
Составление технологической карты
«Изготовление национального платья
в технике ручной вышивки»
№ | Выполняемая операция | Техника вышивки | Инструменты и приспособления |
1. | Подготовить рисунок. Перевести с книги или нарисовать самим | | Бумага в клеточку. Книга по вышивке. |
2. | Нанести узор на ткань | | Копировальная бумага, узор, линейка, карандаш |
3. | Подготовить ткань, запялить ее в пяльцы. | | Пяльцы |
4. | Вышить розетки | Вышивка «Счетная гладь» | Пяльцы, нитки, игла, ножницы |
5. | Проутюжить вышивку | | утюг |
Расчет себестоимости
Расчет материальных затрат на изготовление 3 платьев.
Материал Вид работы | Количество | Стоимость |
Ткань Габардин | 3 метра | 1000 р. |
Набор цветных вышивальных ниток | | 100 р. |
Блестки | 1 пачка | 20 р. |
Бусинки | 33 шт. | 60 р. |
Молния | 1 шт. | 24 р. |
Кособейка | 2 метр | 16 р. |
Кружева | 6 метров | 280 р. |
Оплата труда швеи (кройка и шитье) | 3 шт. | 3000 р. |
Итого: | 3 шт. | 4500 |
Стоимость одного платья =1500 р.
Заключение
Мы остались довольны выполненной работой. Нам понравилось работать с выбранным материалом. Сложностей при изготовлении изделия у нас не возникло. Мы рады, что пополнили свои знания по технике выполнения различных видов вышивки, моделирования одежды, познакомились с видами тканей и получили первоначальные навыки в швейном деле!
Мы гордимся, что наше изделие отражает традиции и обычаи марийского народа. Мы любим свой народ и постараемся и в будущем сохранить
особенности национального ремесла.
Результатом своей работы мы очень довольны! Будем носить наши платья с большим удовольствием!
Библиографический список.
1. http://maxreferal.ru/referat/mariiskaia-vyshivka/
2.Степанова И.А. Маритур: Встречи с марийской вышивкой.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2005.-160с.: ил.
3. Молотова Т.Л. Марийский народный костюм.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992.
Валентин Колумб. Он написал стихотворение , который называется "Рождение марийской вышивки". (читает ученик)
Итак,
Как семицветны наши зори,
Когда под утро петухи кричат,
Так семицветны вышивок узоры,
На тувырах и шовырах девчат.
Ты по селу пройдись
Базарной ранью,
Где голомит веселая толпа,
Написана на ней
Крестом и гладью
Нелёгкая народная судьба.
Родной узор
Неповторим и вечен,
И дороги сегодня нам вдвойне
Наплечники червлённые,
Как венчики,
Два солнца-
На груди и на спине.
Любой стежок здесь к месту,
Все так точно
Деталь и совершенна и мудра.
От вышивки такой светло и ночью,
Да, голь была на выдумки хитра!
О, женщины марийские!
Как славно расшито вами
Жизни полотно.
Писать мы научились так недавно,
А вышивать умели так давно.
11