СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Маршрут урока "Ещё раз об интеллигентности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: развитие коммуникативных и исследовательских навыков в процессе формирования ключевых компетенций. 

Просмотр содержимого документа
«Маршрут урока "Ещё раз об интеллигентности"»

Фестиваль мультимедийных уроков

Номинация: гуманитарные предметы (русский язык)

Автор работы: Тошева Ирина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Удельнинская гимназия

Урок развития речи

(Русский язык, 9 класс. Программа под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта)

«Ещё раз об интеллигентности»

Технология создания текста типа размышление

Цель урока:

Развитие коммуникативных и исследовательских навыков в процессе формирования ключевых компетенций

Задачи урока:

  • Способствовать совершенствованию умений работы с текстом (выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, конструировать вопросы, делать выводы

  • Развивать навыки аргументированного и лаконичного изложения своих мыслей и построения доказательных рассуждений

  • Выявлять и отстаивать свои нравственно-этические мировоззренческие позиции

Тип урока: комплексное применение знаний.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: объяснительно-иллюстративные, проблемные и поисковые, творческие, диалогические.

Оборудование: Д.С.Лихачёв, «Письма о добром и вечном» (письмо 12, «Человек должен быть интеллигентным»)

Длительность: 45 минут (1 урок).

В основу урока заложен компетентностный подход:


Метод тематического погружения в мультимедийную среду позволяет:

  • Обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций (информационная, коммуникативная);

  • Сохранить классно-урочную форму обучения;

  • Использовать интерактивную доску, что

  • обеспечивает экономичность обучения;

  • повышает концентрацию внимания;

  • улучшает понимание и запоминание материала;

  • способствует креативному обучению.


Ход урока

  1. Организационный этап.

(Мультимедийная презентация, слайды 2, 3)

II. Воспроизведение и коррекция умений и навыков для творческого решения задач.

Блок 1. Актуализация опорных знаний о тесте и его типах, о приемах анализа типологической структуры текста; о стилях речи и приемах определения стилевой принадлежности текста; о средствах художественной выразительности.

III. Подготовка к комплексному применению знаний.

Блок 2. (Мультимедийная презентация, слайды 4 – 11 )

  1. Слово о Д.С.Лихачёве.

  2. Лексическая работа. (Понятие «интеллигентность»)

  3. Д.С. Лихачёв, «Письма о добром и прекрасном»

IV. Самостоятельная работа по комплексному применению знаний, умений и навыков.

Блок 3. ( Мультимедийная презентация, слайды 12 – 14)

  1. Постановка проблемы

  2. Работа с текстом (изучающее, аналитическое чтение; отбор и систематизация материала)

V. Обобщение и систематизация знаний и способов выполнения работы.

Блок 4. (Мультимедийная презентация, слайды 13,14)

VI. Контроль и самоконтроль на основе выполнения самостоятельных работ.

Блок 5. (Мультимедийная презентация, слайды 15, 16, 17 )

VII. Подведение итогов урока.

(Мультимедийная презентация, слайды 18, 19)

  1. Вернёмся к началу урока: мы достигли поставленных целей? насколько убедительны мы в ответе? можно ли поставить точку и утвердить абсолют?

  2. Как вы можете объяснить тему урока?

Почему для высказывания на морально-этическую тему мы выбираем публицистический стиль?

  1. Что дало занятие в плане личностного самопознания?

VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания.

2 варианта (по выбору):

  1. На основании письма 12 (Д.С. Лихачёв, «Письма о добром и прекрасном») написать сочинение-рассуждение двух других разновидностей;

  2. Прочитать письма 3 или 4 (Д.С. Лихачёв, «Письма о добром и прекрасном») и написать рассуждение-размышление по одному из писем.


Приложение

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

«Письма о добром и прекрасном»

(Письмо 12)

Человек должен быть интеллигентен! A если y не­го пpофессия не требует интеллигентности? A если он не смог получить обpазования: так сложились обстоя­тельства? A если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению c другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самoго человека.

Это очень, очень важно, и прежде всeго для тогo, чтобы жить счастливо и долго - да, долго! Ибо интел­лигентность равна нравcтвенному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказанo: «Чти отца свoего и мaтерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к цeлому народу, и к отдельному че­ловеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, a потoм, почему она связана с зaповедью долголетия.

Многие думают, что интеллигентный человек – это тот, котоpый много читал, получил хорошее образова­ние (и даже по преимуществу гуманитарноe), много путешествовал, знает несколько языков.

A междy тем можно иметь все это и быть неин­теллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степeни, а быть все-таки внутрeнне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать c интеллигент­ностью... Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Oна проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незамет­но (именно незаметно) пoмочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг ceбя – не мусорить окурками: или рyганью, дурными идеями (это тoжe мyсор, и ещe какой!).

Я знaл на русском Севере крестьян, котoрыe были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, yмели цeнить хорошие пеcни, yмeли рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло c ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это теpпимое отношение к миру и к людям.

Интeллигентность надo в себе pазвивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможнa и нeобходима в любых условиях.

Что тренировкa физических сил способствует долгoлетию – это понятно. Гoраздо меньше понимают, что для долroлетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость непoнимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить...

Приветливость и добротa делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно крaсивым.

Лицо чeлoвeка, искажающееся злoбой, становится безобразным, а движения злoго чeлoвекa лишены изящeствa – не наpочитого изящества, а природного, кoтороe горaздо дороже. Социальный дoлг человека – быть интeллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!