СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ЗАНЯТИЯ №3 Диофантовы уравнения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ЗАНЯТИЯ №3 Диофантовы уравнения»

Добрый день!

Сегодня на занятии нам предстоит повторить основные способы решения линейных диофантовых уравнений и рассмотреть решение нелинейных Диофантовых уравнений.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ЗАНЯТИЯ №3

Учебный предмет «Математика»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Диофантовы уравнения

К концу занятия ты будешь:

Знать способы решения нелинейных Диофантовых уравнений.

Уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Ты будешь сегодня успешным на занятии, если в течение занятия сможешь успешно справиться с предложенными задачами.

Шаг

Инструкция для учащихся

1

Повторение.

1.Определение Дилфантового уравнения.

2. Перечислите правила решения линейных Диофантовых уравнений.

3. При каком условии уравнение не имеет решения целых числах?

2

Теоретический материал:

Диофантовы уравнения имеют, как правило, много решений. Убедились в этом при решении линейных Диофантовых уравнений. Поэтому их называют неопределенными уравнениями.

Методы решения диофантовых уравнений:

МЕТОД РАЗЛОЖЕНИЯ НА МНОЖИТЕЛИ

Рассмотрим случай, когда в уравнениях можно применить различные способы разложения на множители.

Пример 1.Найдите все целочисленные решения уравнения

х2-3ху+2у2=3

Разложим леву часть уравнения на множители

Получаем .

Целочисленными решениями являются пары чисел (-1;-2), (5;2), (1;2), (-5;-2).

Пример 2. Найдите все целочисленные решения уравнения

х2-4х-у2+2у+6=0

Выделим в левой части уравнения х2-4х-у2+2у+6=0 квадраты относительно х и относительно у:

2-4х+4)-4-(у2-2у+1)+1+6=0;

(х-2)2-(у-1)2=-3;

(х-у-1)(х+у-3)=-3;

Целочисленными решениями являются пары чисел (3;-1), (1;3), (3;3), (1;-1).

Пример 3. Найдите все натуральные решения уравнения

1+х+х23=2у.

Разложим леву часть уравнения на множители

(1+х)(1+х2)=2у;

1-й случай. Пусть m=0. Тогда

Вывод: нет натуральных решений.

2-й случай. Пусть m0,

.

Решениями является пара чисел (1;2).

Пример 4. (Белорусская математическая олимпиада школьников 2012). Найдите все пары (n;m) целых чисел n и m, для которых выполняется равенство

n2+n+1=(m2+m-3)(m2+m+5)

Преобразуем правую часть уравнения

n2+n+1=m4+m2+8m-15;

n2+n-(m4+m2+8m-16)=0;

Рассмотрим полученное уравнение как квадратное относительно n. Для того чтобы существовали натуральные решения этого уравнения, необходимо, чтобы дискриминант являлся квадратом некоторого целого числа

D=4m4+4m2+32m-63=(2m2+2)2-4(m-1)2-59m2+2)2 и при всех натуральных m2.

D=4m4+4m2+32m-63=(2m2+1)2-32(m-2)(2m2+1)2

Натуральные решения уравнения n2+n-(m4+m2+8n-16)=0 могут существовать лишь при натуральных m=1 или m=2.

Если m=1, то n2+n+6=0, откуда n=-2 или n=-3.

Если m=2, то n2+n-20=0, откуда n=-5 или n=4.

Единственная пара натуральных чисел, удовлетворяющих условию, является пара чисел (4;2).

Пример 5.

3

Проверьте, насколько хорошо вы усвоили тему, для этого предлагается решить следующие уравнения.

Задачи для самостоятельного решения

1. Найдите все целочисленные решения уравнения

а)х+у=ху;

б)х424+2у)=у2+1999;

в)10х2+11ху+3у2=7;

2.Найдите все натуральные решения уравнения

(х-у+z)(x2+y2+z2)=2005

3.(Белорусская математическая олимпиада школьников 2012). Найдите все тройки (х; n; p) натуральных х и n и простых р, для которых 2х32+10х+5=2рn.

4

Урок закончился, а что осталось, поделитесь своими впечатлениями от занятия!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!