СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Маршруты помощи для детей с ОВЗ: диагностика, ранняя помощь, образование, жизнь в обществе (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Маршруты помощи для детей с ОВЗ: диагностика, ранняя помощь, образование, жизнь в обществе (из опыта работы)»

Лгалова Эльвира Александровна, учитель

МБОУ г. Иркутска СОШ № 17

Маршруты помощи для людей с ОВЗ: диагностика, ранняя помощь, образование, жизнь в обществе.

(из опыта работы)

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это особая категория. Количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Они отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Если у ребенка незначительные ОВЗ, то при создании благоприятных условий, можно будет избежать большей части проблем с развитием. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение таких детей позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе. Они могут свободно общаться со своими сверстниками. Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существуют проблемы и трудности инклюзивного образования, такие как:

  • коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за "своего".

  • педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.

  • многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с "особенным" ребенком.

  • не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Ребенку независимо от его нарушения необходимо положительное эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного благополучия, физического и психического здоровья. Это облегчает решение образовательных, воспитательных и социальных задач. В 2016-2017 учебном году в мой первый класс поступила девочка, у которой диагностировали аутизм. Пришлось изучить литературу об этом заболевании, чтобы понять, как работать с данным ребенком.

Родители, которым приходится слышать, что у их ребенка аутизм, воспринимают данное состояние, как смертельный приговор.

Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы.

Как проявляется болезнь?

  1. Проблемы в социализации. Находясь среди других, ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, с годами — тревогу. «Дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то активно обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, так как не понимают эмоций других людей, правила игр. Аутисты предпочитают уединение, которое ограждает их от сильных переживаний по поводу неумения общаться.

  2. Приступы агрессии. Любое расстройство, неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Агрессия у детей-аутистов может быть направлена на других и на самих себя.

  3. Стереотипность поведения, боязнь перемен. Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т.д. Для них характерна приверженность к определенным правилам, распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются, впадают в агрессию. Такая реакция может быть как при переезде в другую квартиру, так и если кто-то переставит игрушки на полке. Все эти проявления мы наблюдали у Саши Р. При разговоре с взрослыми девочка отводила взгляд и никогда не смотрела в глаза (отсутствующий взгляд), её не интересовало общение со сверстниками, она предпочитала играть сама. Саша до сих пор не любит, когда к ней прикасаются, при разговоре не всегда может внятно выразить, что она хочет. В первом классе часто устраивала истерики по любому поводу (неправильно лежащий учебник у соседа по парте, упавшая ручка или карандаш, неверный ответ одноклассника, отмена или перестановка урока и т.д.). Она могла зациклиться на этом, и её сложно было вернуть к занятиям, у девочки могла развиться агрессия даже по отношению к самой себе.

На момент поступления в школу девочка умела читать по слогам, владела счетом в пределах десятка, различала цвета, имела пространственные и временные представления, умела писать печатными буквами, Основная проблема была в привыкании к новым людям: учителям, обслуживающему персоналу, учащимся класса. Мое знакомство с новой ученицей произошло задолго до 1 сентября, девочка с мамой несколько раз приходили в школу, знакомились с классной комнатой, актовым и спортивным залом, столовой и другими помещениями.

Изучив проявления болезни, состояние девочки, её семью, окружение, были намечены приёмы работы с девочкой. Саше Р. было рекомендовано продолжать посещение психолога. Мама девочки всегда рядом, возникающие проблемы тут же обсуждаются и разрешаются. Саша сидит за первой партой, её сосед спокойный выдержанный ребёнок, который адекватно реагирует на все негативные проявления Саши. Поначалу учащимся было сложно, т.к. Саша особо не проявляла к ним интереса, могла встать во время урока, ходить по классу, «наводить порядок» у других детей на партах, что-то взять у них без разрешения, могла громко заговорить или засмеяться. Но постепенно одноклассники перестали удивляться, стали относиться к девочке с пониманием. С детьми класса проведено ряд бесед о толерантности к окружающим нас людям, о том, что все мы разные. Одноклассники знают, что Саша в процессе обучения и воспитания нуждается в помощи, готовы всегда прощать многое, потому что понимают, что она не такая, как они. Стараются быть милосердным, добрым, хотя они сами в этом также нуждаются.

При составлении технологической карты урока для Саши определяется «чему надо научить», «как этому научить», «как проверить, усвоена тема или нет». Иногда планируются индивидуальные домашние задания. Постепенно стала вводиться работа в паре, у доски, работа над проектом. Именно в проектной деятельности раскрывается весь её познавательный и творческий потенциал. 

Начало и конец урока строго по звонку, четкое следование расписанию занятий. Похвала – положительная оценка учителя является обязательным условием в работе с Сашей. Стараемся создать обстановку, в которой девочке захотелось бы общаться, стимулируем активность, если появляется желание отвечать, всегда ее выслушиваем, подбадриваем, хвалим. Дети ее ответам аплодируют, Саше это приятно, она всегда радуется.

В первом классе проходила адаптация, знакомство с учителем, ребятами класса. Саша посещала не все уроки, т.к. находиться все уроки в школе девочке было тяжело, в четвертой четверти по решению педагогического консилиума перешла на обучение на дому. Во втором классе девочка могла находиться на уроках весь день, но бывали дни, когда мы вынуждены были отправлять Сашу домой, т.к. эмоциональной нагрузки девочка не выдерживала. Мама девочки брала задания, которые они выполняли дома, при необходимости проводились консультации. Начиная с третьего класса, девочка стала учиться в школе, высиживая все уроки по расписанию. В это же время начала проявлять инициативу в общении с детьми. Большинство ребят с пониманием относятся к этому, общаются с ней на переменах, делятся «вкусняшками», успокаивают, если девочка начинает нервничать. Со второго класса, Саша привлекается к участию в предметных олимпиадах. Во втором классе это были только дистанционные олимпиады. Начиная с третьего класса, Саша активно участвует в классных и школьных праздниках, мероприятиях: «Под крылом Жар-птицы», «Битва хоров», «здравствуй, осень золотая» и др. В команде «Умники» с ребятами класса девочка стала призёром дистанционного конкурса «Компьютошка» XIII и XIV городского молодёжного компьютерного фестиваля «Иркутская компьютериада - 2019» и «Иркутская компьютериада - 2020». Саша заняла первое место в школе среди учащихся 4-х классов в международном конкурсе «Русский Медвежонок», первое место в школе во Всероссийской олимпиаде по русскому языку, 14 марта 2020г. девочка приняла участие в олимпиаде по русскому языку среди учащихся 4-х классов Правобережного округа г. Иркутска. Анализируя пройденный за эти годы путь, можно сделать вывод, что Саша адаптировалась к школе, девочка с удовольствием ходит в школу, пропуск занятий для нее наказание.

Да, аутизм не лечится, однако при помощи способов коррекции заболевания можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире. Конечно, родителям и преподавателями необходимо выполнять рутинные действия долгое время, однако результат этих стараний приносит большие успехи, о чем свидетельствует проводимая работа, которая дает положительный результат.

Литература:

  1. Т. Кимельман Как победить аутизм/ Т. Кимельман, Г.Краевая, Е. Новосёлова, Т.Хлыбова, Н. Чакова. – 2 изд.доп. – Ставрополь. «Коннект - сервис», 2011, -358с.

  2. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе. М.: Чистые пруды, 2006. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Выпуск. 2 (8))

  3. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Учебное пособие для вузов. М: академия, 2002, - 208с.

  4. https://businessman.ru/new-ovz-chto-eto-takoe-deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-obuchenie-soprovozhdenie.html

  5. https://businessman.ru/new-ovz-chto-eto-takoe-deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-obuchenie-soprovozhdenie.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!