СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мартыненко Е.В. статья "Использование информационных технологий в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится об использовании информационных технологий, которые необходимы  для успешного обучения. Раскрываются возможности информационных технологий, что способствует повышению качества образования. 

Просмотр содержимого документа
«Мартыненко Е.В. статья "Использование информационных технологий в начальной школе"»

использование информационных технологий в начальной школе

25 Апрель, 2010 - 10:41 — lena

 
Информационные технологии в учебном процессе
Мартыненко Елена Владимировна ([email protected])
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22(МОУ СОШ №22) г. Шахты
Аннотация.
В статье говорится об использовании информационных технологий, которые необходимы  для успешного обучения. Раскрываются возможности информационных технологий, что способствует повышению качества образования. Медиатехнологии в сочетании с традиционными формами работы очень перспективны в плане развития коммуникативных навыков, что позволяет сделать процесс обучения творческим, интересным и более эффективным.
Первоклассник, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
 игровая деятельность;
 создание положительных эмоциональных ситуаций;
 работа в парах;
 проблемное обучение.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его использовать на уроке? На помощь пришёл компьютер.
За последнее время произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе образовательный прроцесс. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ на уроках усиливает  положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
принцип равенства позиций;
принцип доверительности;
принцип обратной связи.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка),
 обеспечивает наглядность,
 привлекает большое количество дидактического материала,
 повышает объём выполняемой работы на уроке,
 обеспечивает высокую степень дифференциации обучения,
 расширяет возможность самостоятельной деятельности,
 формирует навык исследовательской деятельности,
 обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, а в общем, способствует повышению качества образования.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.
При подготовке к урокам я использую электронные ресурсы учебного назначения:
 мультимедийные курсы
 презентации к урокам
логические игры
тесты
ресурсы Интернет
электронные энциклопедии.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
 повышает качество знаний,
 продвигает ребенка в общем развитии,
 помогает преодолеть трудности,
 вносит радость в жизнь ребенка,
 позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития,
 создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.
Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока –принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых слабых. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий. Ребёнок становится ищущим,  творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
Я считаю, если учителя в своей работе используют ИКТ, значит им  небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.
Литература
1.    Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. -  №1.
2.    Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. -  №3.
3.    Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. - М.:Педагогика, 1987.
4.    Духлянов В.Л., Мылова И.В. Информатика в младших классах (Машина Поста.) / Книга для учителя. - СПб.:ЛОМУУ, 1992.
5.    Жорж Папи. Мини–Компьютер // газета "Начальная школа" - еженедельное приложение к газете "Первое сентября". - 1996. - №№1...12




Скачать

© 2016, 375 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!