Мастер-класс на тему:
«Активные методы взаимодействия классного руководителя с родителями»
Подготовила и провела: Сидлецкая Мария Викторовна
учитель начальных классов
Актуальность мастер-класса объясняется стремлением педагогов повысить качество и эффективность работы с родителями.
Цель мастер-класса: предоставить участникам процесса возможность прочувствовать на собственном опыте действенность данных форм, методов и приёмов.
способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании представленных приемов и методов работы при проведении родительских собраний.
Задачи мастер-класса:
продемонстрировать участникам мастер-класса использование активных форм работы с родителями;
показать возможность формирования представления о новых формах проведения родительских собраний;
выяснить целесообразность применения использованных приемов и методов.
Форма проведения мастер-класса: лекционно-практическое занятие.
Ожидаемые результаты: участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения методов и приемов работы классного руководителя, направленных на совершенствование форм работы с родителями; поймут их важность и необходимость для современного воспитания школьников
Ход мастер-класса
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Своё выступление мне бы хотелось начать с интересной притчи.
Притча о мудром воспитании.
Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
- Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?
- Как вы думаете, кто же может исполнять роль мудреца для современных родителей, подтолкнуть к правильному решению? (учитель)
Сегодня я хочу представить Вашему вниманию мастер-класс «Активные методы работы с родителями».
Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.
Эту тему я выбрала не случайно. В своей работе с детьми мне пришлось столкнуться со множеством проблем. Но в работе с родителями проблем было не меньше. Чтобы осознать всю важность этого вопроса, мне пришлось через многое пройти. Сегодня я иначе, чем пять лет назад, смотрю на проблему взаимодействия учителя и родителей. Сегодня хочу рассказать вам о своем опыте и показать на практике некоторые приемы работы с родителями моих учеников.
Коллеги, на моём мастер- классе я попрошу Вас выступить в роли родителей.
Родители являются социальными заказчиками школы, а потому должны активно участвовать в воспитательном процессе школы и класса в частности. Но работа с родителями часто строится по остаточному принципу. А встречи сводятся либо к вызовам в школу по не самым приятным поводам, либо к родительским собраниям, где, по сути, происходит разбор полётов. Это, конечно, тоже необходимо. Другой вопрос, какие формы использовать классному руководителю при взаимодействии с родителями, чтобы работа была результативной.
Некоторые из форм всем знакомы:
При работе с родителями, возникает ряд проблем: низкий процент посещаемости родительских собраний, а также зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме), не желая показаться некомпетентными в вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.
Для того, чтобы совместная работа была интересной, вовлекала каждого родителя, чтобы мамы и папы не жалели о потерянном времени и не смотрели на часы во время собрания, нужно выбирать активные методы взаимодействия.
Не зря подмечено «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму»
Итак, рассмотрим некоторые методы взаимодействия педагога с родителями.
«Найди похожих»
Родители все разные, большинство уставшие, молчаливые, пассивные. Как с ними поздороваться. Можно предложить такой интересный метод – приветствие «Найди похожих», цель которого – преодоление неловкости, создание весёлой, непринуждённой обстановки, сплочение.
Проведение:
– Я буду говорить фразы, кому они подходят – встают и пожимают друг другу руки.
- Отвечая на следующую фразу я попрошу Вас выйти и образовать круг.
«Возьми салфеток»
Участники тренинга стоят в общем кругу. По кругу передается пачка бумажных салфеток со словами: «Возьмите пожалуйста себе немного салфеток».
После того как все взяли салфетки я произношу следующую фразу: «Теперь я попрошу Вас представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько каждый из вас взял салфеток».
Ответы участников.
(Разбирая салфетки, кто-то поскромничал и взял всего одну салфетку, а кто-то не поскромничал и взял порядка 5 салфеток)
По результатам данного упражнения родители узнают, у кого когда день рождения, узнают о хобби друг друга, выявляются, те кто любит танцевать, кто любит петь, а кто увлекается спортом и много других интересных моментов из личной жизни друг друга.
Разминка.
Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение «Разная интонация». Задание: произнести фразу «Мне не безразличны успехи моего ребёнка». Дети пришли в 1 класс, мамам не безразличны успехи дочери или сына. Все мамы это говорят, а думают по-разному. Я предлагаю сказать эту фразу с оттенком: иронии, упрёка, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности, злости, обиды, безысходности, неприязни к учителю. (Участники берут карточки и произносят предложенную фразу в заданной на карточке интонации). Данное упражнение помогает каждому родителю либо высказать вслух своё отношение к происходящему (если предложенная информация совпала с его внутренним ощущением), либо посмотреть на себя со стороны (если его чувства выразил другой участник).
«Запрет»
Возвращаясь к притче о мудреце, вспомним, что именно учитель часто может выступать в роли мудреца, который может направить, дать совет. Ведь мы видим и слышим учеников, чувствуем их душевное состояние и не должны оставаться в стороне.
-Приглашается двое участников. Один из них играет роль мамы, второй – ребенка.
- Мать ребенка очень о нём заботиться: следит за тем, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел. Запрещает прыгать ребенку по лужам, бегать по улице, прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот и т.д. Рассмотрим всё перечисленное на конкретном примере.
Ты – маленький ребенок. Вы с мамой спешите в школу. Ребёнок очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов.
- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой!
Перестань глазеть! (Завязываю глаза платочком)
Вы бежите дальше, и встречаете по дороге подругу мамы и, взрослые быстро обмениваются последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:
- Мама, а кто такой дядя Юра?
- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши)
Мама прощается с подругой, и вы бежите дальше.
- Мам, а меня Машка ждет в школе, которая…
- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)
Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Мама кричит:
- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)
Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Мать в ужасе кричит на неё.
- Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю платочком ноги)
Ребенок начинает хныкать. Мама продолжает на неё кричать:
- Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце).
Ведущий: Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка,
И когда мама захочет увидеть ребенка, сказать ему что важное, захочет услышать ласковые слова, обняться с ним, когда попросит его приехать или прийти, вполне возможно, что ребенок не сможет этого сделать, ведь он связан по рукам и ногам самой мамой.
Но в каждом случае можно найти компромисс.
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;
- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;
- Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.
Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.
Упражнение «Пойми меня»
Задание: вам необходимо заполнить вторую часть таблицы, предварительно посовещавшись в группе.
Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! | Гордость. Удовлетворение. |
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. | Скука, поставлен в тупик. |
Все дети играют, а мне не с кем. | Одиночество, покинутость. |
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. | Уверенность, самостоятельность. |
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать | Боль, злость, чувство не любви. |
. У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? | Разочарование, желание бросить. |
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. | Одобрение, благодарность, радость. |
(Педагоги озвучивают свои ответы.) С какими трудностями вы столкнулись при заполнении таблицы? Главное вывести группу родителей на понимание эмоционального состояния ребёнка не с позиции «Я», а с позиции «Он».
«Практикум для детей и родителей»
Если в классе есть сложные дети из сложных семей, то с ними можно проводить отдельные собрания.
-Для следующих приемов нужны дети и родители.
-Класс делится на две группы: дети и родители. На настоящем собрании детям и родителям необходимо поменяться ролями. Дети превращаются в родителей, а родители в детей. Родители и дети получают задания, которые им необходимо обыграть.
Задания для детей, исполняющих роль родителей:
1) Вы поручили ребёнку прибраться дома и помыть посуду, а он проиграл всё это время в компьютер и ничего не сделал. Ваша реакция?
2) Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребёнка двойка. Как вы поступите?
Задания для родителей, исполняющих роль детей:
1) Мама попросила вас убрать комнату и помыть посуду, а пришёл друг, вы заигрались и ничего не сделали. Как объяснить маме?
2) Вы получили двойку, и вам надо объяснить родителям, за что и почему.
-Когда всё сделано, группы обмениваются листочками.
-Решая эти ситуации, каждый из вас посмотрел на себя со стороны и, возможно, узнал свои поступки, свои слова, может быть даже и поведение. И каждый наверняка сделал для себя определённые выводы.
Родители сначала смущаются, не ожидают, что им придётся что-то творить во время собрания, выходить в круг, рисовать, смеяться, но потом все увлекаются общим делом, начинается откровенная доверительная, а иногда даже, весёлая беседа.
Работа с родителями – неотъемлемая часть работы с классом. Здесь самое главное - взаимодействие, а потому и работа эта должна вестись посредством активных и интерактивных форм. Она должна побуждать. Совместная деятельность учителя, родителей и детей обязательно принесет свои плоды, которые порадуют.
И хотелось бы закончить наш мастер-класс словами Льва Кассиля: «Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».
Спасибо за работу..