СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Буктрейлер как средство повышения читательского интереса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как создать собственный буктрейлер? Виды и функции буктрейлеров.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Буктрейлер как средство повышения читательского интереса»»

Мастер-класс

учителя родного (русского) языка МКОУ «СОШ ст. Екатериноградской»

Прохладненского муниципального района

Кабардино-Балкарской Республики

Бледных Марины Валерьевны


«Образовательные и педагогические возможности буктрейлера»

Приветствую всех участников конкурса, членов жюри, гостей. Мое имя – Бледных Марина Валерьевна, я учитель родного русского языка и родной литературы Екатериноградской школы. Я познакомлю вас с интересной педагогической находкой - с образовательными и педагогическими возможностями буктрейлера.

Презентация педагогического опыта учителем-мастером

Сл.1

«Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку», - рассуждал в середине 19 века Луи Жан Жозеф Блан, французский историк, журналист. Эти слова не потеряли актуальность и сегодня.

В наше время классическая литература всё больше утрачивает популярность среди школьников. Сегодня практически нет людей, неумеющих читать, а вот количество тех, кто не прочёл ни одной книги, к сожалению, растет. Прошли те времена, когда книга была основным источником знаний, а герои художественных произведений становились идеалами для подрастающего поколения. Современные ученики мало читают и не представляют свою жизнь без удобного гаджета и интернета.

Что же остается нам, коллеги? Следовать девизу нашего конкурса: «Учить и учиться!» Искать новые способы мотивации, новые методы, способные заинтересовать современного школьника, изучать новые педагогические технологии.

Сл.2

Поиск новых форматов обучения отвечает одному из основных требований Концепции преподавания русского языка и литературы. Сегодня я хочу представить способ привлечения детей к чтению, раскрывающий их творческий потенциал, который я открыла для себя – буктрейлер.





Сл.3

Что такое «трейлер» известно всем любителям кино, - это рекламный анонс нового фильма, содержащий самые интересные и интригующие моменты. Как правило, именно после просмотра трейлера многие решают, стоит фильм внимания или нет.

Буктрейлер – это аналог кинотрейлера. На слайде представлены определения из Википедии.

Это современный способ рекламы книги, который в последнее время все активнее заявляет о себе. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя. Это жанр, объединяющий литературу, визуальное искусство, электронные и интернет-технологии.

Сл.4

Буктрейлеры появились недавно, в США. Но! у американцев основная задача жанра – реклама книги с целью успешной продажи. В России же буктрейлеры из рекламы продажи книги превращаются в рекламу чтения произведения и приобретают иную цель.

Сл.5

Буктрейлеры можно классифицировать по способу создания и по содержанию

По способу визуального воплощения текста:

  1. игровые (мини-фильм по книге);

  2. неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.)

  3. анимационные (мультфильм по книге).

Сл.6

По содержанию:

  • повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);

  • атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);

  • концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

Сл.7

Буктрейлер – медиапродукт, особая разновидность медиатекста, являющаяся одновременно и предметом изучения и обучающим средством.

Работа ученика по созданию буктрейлера раскрывает не только основные линии повествования в произведении, а еще и то, как он (и это главное!) это увидел, почувствовал, показал. Говоря педагогическим языком: работа над буктрейлером развивает образное мышление, читательскую грамотность, творческие способности, формирует читательский интерес и т.д.

Я предлагаю посмотреть буктрейлер к произведению К.Г. Паустовского.

видео

Дети с удовольствием включаются в подобную творческую деятельность. Здесь реализуется системно-деятельностный подход, который, в свете требований ФГОС, осознается нами как важнейший методологический принцип работы учащихся с буктрейлером. Технически для них создание короткого видео не представляет трудностей. И конечно, очень остро относятся к критике одноклассников, активно защищают свои буктрейлеры, иногда подбирая очень неожиданные обоснования, цитаты, иллюстрации.

Особых проблем в использовании этой технологии я не выявила, а перспективы достаточно разнообразны: от создания личных ученических коллекций до создания базы роликов для школьной библиотеки.

Сл.8

Представление системы учебных занятий

Буктрейлер может быть создан учителем, для того чтобы заинтересовать произведением или творчеством писателя или эпохой. А может быть создан и учеником, и здесь педагог уже может оценить глубину понимания презентуемого, уровень восприятия, авторское видение. Это может быть и индивидуальная, и групповая работа.

Буктрейлер достаточно мобилен и может быть использован на любом этапе урока. Например, в начале изучения нового раздела «Литература 19 века» или «Произведения о Великой Отечественной войне», в целях мотивации к изучению уместен ролик-анонс от учителя, содержащий вопросы, ответы на которые учащиеся смогут дать по окончании изучения раздела. В середине урока можно использовать повествовательный буктрейлер о знакомом произведении с целью оценки направленности ролика, обсуждения его – это будет способствовать развитию коммуникативных компетенций. На заключительном этапе урока можно обратиться к атмосферному буктрейлеру, на этапе осмысления учебной деятельности узнать, совпало ли настроение, ощущение с предложенным роликом. И, конечно же, это идеальное задание на дом.


Сл.9.

Что же главное при создании буктрейлера?

  1. Время – длительность ролика не более 3-х минут

  2. Сценарий.

  3. Три кита – текст/изображение/музыка

  4. Цель – заинтересовать, заинтриговать, мотивировать к изучению.

Сл.10

Чтобы транслировать данную технологию на другие учебные предметы, необходимо понимать буктрейлер не только как рекламный анонс художественного произведения, но как медиапродукт, мотивирующий к изучению (личности, эпохи, страны, таблицы Менделеева, финансовой грамотности, особенности профессий и т.д.)




Проведение имитационной игры

Давайте вместе попробуем создать сценарий ролика, посвященный нашему конкурсу с целью привлечь к участию в конкурсе педагогов в следующем году.

Сл.1

Давайте подумаем вместе. Можно начать с исторической справки.

В этом году конкурсу «Учитель года» исполняется 33 года.

С чего началось участие в конкурсе?

Сл.2

- Положение, которое мы все внимательно изучили, обновление сайта, анализ собственного педагогического опыта, и вопросы к себе: Я – современный учитель? Востребованный? Интересный? Авторитетный?

Сл.3

Далее, по схеме отбора:

14 участников приняли участие в дистанционном этапе.

Семеро прошли в очный этап.

Сл.4

Шестеро дали открытые уроки и три педагога определены для участия в сегодняшнем этапе.

Сл.5

Какой опыт мы приобрели на разных этапах?

Чему можно научиться здесь?

Преодолели ли мы свои внутренние страхи?

Какие выводы сделали?

Сл.6

Кто же из нас успешней, активней, современней остальных?

Совсем скоро мы узнаем ответ на последний вопрос.

Сл.7

Ну, а чтобы получить бесценный опыт, профессиональное признание, быть успешным, благодаря новым знаниям и возможностям необходимо принять участие в конкурсе

Сл.8

«Учитель года – 2023»

Моделирование


Пример буктрейлера (видео)


Действия учителя

Педагог, который сопровождает создание буктрейлера, на этом этапе реализует несколько дидактических приёмов работы с текстом и работы с формированием умений монологической речи.

  • направляет работу с осмыслением прочитанного текста и, фактически, пересказом этого текста, но непременно выделяя наиболее яркие моменты, которые прежде произвели впечатление на самого автора буктрейлера.

Педагог акцентирует внимание на тех эмоциях, которые вызвал прочитанный текст у автора и на том, насколько соответствует подобранный видеоряд этим эмоциям.

  • учит выстраивать  многоаспектную,  системную работу в реализации собственного проекта.

При подготовке текста для включения в сценарий медиапроекта-буктрейлера и его последующего озвучивания реализуются основные функции монологической речи: информативная, воздействующая, эмоционально-оценочная.

Так, например,  информативная  функция чаще всего реализуется в повествовании или описании, а  воздействующая может быть реализована в рассуждении, в то время как оценочную функцию мы встречаем во всех трех видах.

Ещё одна функция, назовём её по отношению к медиапроектированию не просто оценочной, а эмоционально-оценочной, подразумевает оценку событий, предметов, явлений, поступков. Реализация этой функции очень важна для создания такого буктрейлера, который вызовет эмоциональный отклик у каждого, кто с ним познакомится.

Таким образом, можно сказать, что создание буктрейлера тесно связано с формированием и развитием умений монологической речи через выполнение оригинальных упражнений.


 в 2022-2032 годах в Российской Федерации Международного десятилетия языков коренных народов. 2022 год будет Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России Наступивший 2022 год будет посвящен культурному наследию народов России. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!