СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Через детали - к истине!"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "Через детали - к истине" включает в себя конспект анализа стихотворения А.С. Пушкина "Ворон к ворону летит..."

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Через детали - к истине!"»

Муниципальный тур Всероссийского конкурса «Учитель года-2021»

Мастер-класс учителя русского языка и литературы

МБОУ ООШ с. Яблоновка Ровенского МР Саратовской области

Саблуковой Елены Вениаминовны

СЕВ: Добрый день, коллеги! Разрешите представить Вам мастер-класс «Через детали к истине!». Сразу же хочу спросить, у кого из Вас литература была любимым предметом в школе. А кто любит поэзию? Анализировать стихотворения любили? (Ответы)

Я предлагаю сегодня Вам поразмышлять над стихотворением А.С. Пушкина «Ворон к ворону летит…». Оно не входит в школьную программу, но тем и интересно. В нём важны и каждый персонаж, и каждая деталь. Но сначала слушаем это стихотворение и пытаемся представить себе те картины (образы местности, обстановку, персонажей и записать возникшие в вашем воображении образы на чистом листе. (Видеоролик «Ворон к ворону летит…» в исполнении актёра Игоря Озерова).

(Предлагаю раздаточный материал: листы с распечатанным текстом стихотворения, карандаши, белые листы)

СЕВ: Давайте поделимся впечатлениями. О чём это стихотворение? Крупными буквами на листе бумаги запишите в двух-трёх словах своё мнение.

Ответы участников. На доске записываем версии.

СЕВ: Мы знаем уже, что первое впечатление всегда поверхностное, что читатель может с первого прочтения понять только тему, но саму идею, авторский замысел мы можем понять только через детали. Значит, цель наша какая? (Обращаю внимание на название мастер-класса). Правильно, через детали добраться до истины! Для этого предлагаю создать следственно-оперативную группу. И первый вопрос к следствию: к какому жанру фольклора Вы бы отнесли это стихотворение и почему? (Напоминаю жанры фольклора: сказка, былина, баллада, предание).

Ответы.

СЕВ: Итак, переходим к деталям. Обратите внимание на первые шесть строк стихотворения:

Ворон к ворону летит,

Ворон ворону кричит:

«Ворон, где б нам отобедать?

Как бы нам о том проведать?»

Ворон ворону в ответ:

«Знаю, будет нам обед?...

СЕВ: Какая картинка у Вас возникает при чтении этих строк? Какой образ рисуется? (Разговор двух воронов. Образ птицы ВОРОН, ассоциации с вороном – горе, чёрный, накаркал, чёрный воронок в 37 году, ворон ворону глаз не выклюет). Негативно воспринимают эту птицу в русском народе.

Она, согласно народным поверьям, горе накаркать может. Случайно ли великий поэт ввёл этот образ в начало стихотворения и повторил его… Посчитайте, пожалуйста, сколько раз? 7 раз в шести строчках!!! Вывод?

(Поэт хочет подвести нас к трагедии, к беде)

СЕВ: Теперь давайте нарисуем картину этой трагедии. Читаем 7 и 8 строку.

… В чистом поле под ракитой

Богатырь лежит убитый.

Обратим внимание на место, где произошло трагическое событие: чистое поле и одиноко стоящая ракита. Обведём карандашом чистое поле и ракиту. Вдруг это тоже поможет нам в расследовании.

Давайте подумаем, богатырь – положительный или отрицательный герой?

(Положительный, т.к. богатырь – олицетворение доброй силы, защитник, справедливый, честный человек по умолчанию).

Почему он убит и как это произошло. Ваши версии?

Ответы фиксируем версии на чистом листе. Озвучиваем. Вывешиваем на доску.

СЕВ: Читаем 3-е четверостишье:

Кем убит и отчего

Знает сокол лишь его,

Да кобылка вороная,

Да хозяйка молодая»

СЕВ: О чём говорят эти строки? (О том, что сокол, кобылка и хозяйка стали свидетелями гибели богатыря).

Обращаю внимание, что «хозяйка ждёт», она не может быть свидетелем трагедии, произошедшей в чистом поле.

Можно ли из этих строк понять, куда ехал богатырь? (На охоту, т.к. с ним был сокол, вороная кобылка, а не богатырский конь, кот-й был бы ему боевым другом на поле брани. Богатырь не подозревал, что будет убит).

СЕВ: Обратимся к последнему четверостишью и будем анализировать каждую строчку. Возможно, мы найдём разгадку гибели богатыря там.

Сокол в рощу улетел…

Почему не домой? (Сокол – птица верная своему хозяину, её тяжело приручить, поэтому он улетел в рощу).

На кобылку недруг сел…

Вот и появился ещё один персонаж – недруг. А как вы думаете, откуда он взялся и почему он сел на кобылку богатыря? (У него не было своего коня). Вспомним место гибели богатыря (поле чистое, ракита). Где мог скрывать

ся недруг до появления богатыря? (За ракитой, поэтому богатырь, не заметив недруга, подъехал к дереву так близко).

Какой вы представляете себе кобылку? Обратите внимание на суффикс –к-. Какой стилистический окрас придаёт он слову кобылка? (Пренебрежительное, грубое). Легкомысленность!!! Она предала хозяина и позволила сесть на себя недругу! А почему богатырь был не на вороном коне, товарище и друге, а на кобылке? Для богатыря это была увеселительная прогулка, соколиная охота, и он не думал, что будет убит недругом из засады.

Как вы думаете, от кого узнал недруг о маршруте богатыря и кто этот недруг?

Читаем последние две строчки:

А хозяйка ждёт милÓго,

Не убитого, живого.

СЕВ: Так кого ждёт хозяйка?

Ответы: Богатыря.

Доп. вопросы: А во втором четверостишье говорится, что богатырь убитый, в третьем четверостишье говорится, что, кем убит и отчего, «хозяйка молодая» уже знает. Значит, она знает убийцу!!! Знает, почему убит богатырь!!!

Итак, мы просим следственно-оперативную группу восстановить настоящую картину преступления, т.е., раскрыть авторский замысел этого стихотворения.

Ответы.

Пушкин рассказал о предательстве!!!

Вот так, через детали мы дошли до истины, до самой сути! В 16 строчках Пушкин рассказал нам о спланированном преступлении. В этом стихотворении целый детективный роман!


Что теперь Вы можете сказать о детали в художественном произведении?

Ответы.

Спасибо всей следственно-оперативной группе, всем, кто принял участие в этом расследовании!

Благодарю за внимание!

Сокол – пернатый хищник семейства соколиных. Они очень распространены в современном животном мире и имеют огромное количество разновидностей. С незапамятных времен их поведение и повадки достаточно хорошо изучены человеком, что позволило использовать этих ловчих птиц для охоты на дичь.

Сокол, символ славян, благороден, и выступает только на стороне добра, несмотря ни на что, поэтому именно эта птица стала божественным символом доблести и мужества, верности, воплощенных на земле.

Сокол – это необыкновенная хищная птица, только она атакует противника напрямую без всяких тактических хитростей, а также она очень благородна –некогда не будет добивать упавшего или пораженного противника, пока он не поднимется ввысь.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!