Мастер-класс по теме:
Дисграфия у детей с ОВЗ и пути её преодоления (слайд №1)
1. Вступление.
-Здравствуйте, коллеги. Вас приветствует учитель-логопед, учитель русского языка и литературы, Белокобыльская Н.В.
Начну нашу работу с отрывка из жития Сергия Радонежского, знаменитого русского святого, молитвенника земли русской. (слайд №2)
У Кирилла было три сына: Стефан и Петр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать. Отрок со слезами молился: "Господи! Дай мне выучить грамоту, вразуми меня".
Печалились родители его, огорчался учитель.
Когда он послан был отцом своим искать скот, он увидел некоего черноризца на поле под дубом, стоящего и молящегося. Когда кончил молиться старец, он обратился к Варфоломею: "Что хочешь, чадо?" Отрок же сказал: "Душа желает знать грамоту. Учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Святой Отче, помолись, чтобы смог я научиться грамоте". И ответил ему старец: "О грамоте, чадо, не скорби: с сего дня дарует тебе Господь знание…»
Итак, дисграфики – это не те, кто ленится. Напротив, за редкими исключениями, они великие труженики. Все, как один, могут сказать (да и говорят) словами отрока Варфоломея: «Учусь я грамоте, но не могу её одолеть». Сергию Радонежскому помог Господь. А нашим детям можем помочь мы с Вами.
2. Основная часть. (слайд №3)
Актуальность выбранной темы очевидна. С проблемами обучения письму и чтению всё чаще встречаются как узкие специалисты: логопеды, дефектологи, так и, прежде всего, учителя начальных классов, родители, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся. Существуют определённые закономерности и причины в развитии ребёнка, которые могут привести к ошибкам на письме и чтении.
Что же такое ДИСГРАФИЯ?
Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.
Стойкие, или специфические ошибки: (слайд №4)
-пропуски, замены, перестановки вставки букв, слогов, слов;
-зеркальное написание или другие искажения букв;
-отсутствие заглавной буквы и точки в предложении;
-слитное написание или разрыв слова;
-ошибки обозначения мягкости.
Механизмы дисграфии. (Слайд №5)
Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.
Что может повлиять на развитие процесса письма?
1.Неврологические нарушения.
2.Неблагоприятные социальные и средовые факторы:
-неправильная речь окружающих;
-двуязычие в семье;
-недостаточность речевых контактов;
-раннее обучение грамоте.
Классификация дисграфии (разработана сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена) (слайд № 6)
В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:
артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.
Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы.
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. (слайд №7)
В основе данного вида Д. лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание (с-ш, ж-з, л-р)
2. Акустическая дисграфия. (слайд № 8)
Проявляется в замене букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие звуки:
-свистящие и шипящие;
-звонкие и глухие;
-аффрикаты и их компоненты (ч-ть, ч-щ, ц-ть, ц-с);
-твердые и мягкие.
3. Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза. (слайд № 9)
В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложения на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Наиболее характерны следующие ошибки:
-пропуск гласных( собака-«сбака», дома- «дма»);
-перестановка букв (тропа- «прота», окно- «коно»);
-добавление букв (таскали- «тасакали»);
-пропуск, добавление, перестановка слогов (комната- «кота», стакан- «ката»);
-пропуск согласных при стечении (диктант- «дикат»)
4. Аграмматическая дисграфия. (слайд № 10)
Она связана с недоразвитием грамматического строя речи. Этот вид Д. может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.
Аграмматизмы проявляются:
-в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов( захлестнула- «нахлестнула», козлята- «козлёнки»);
-в изменении падежных окончаний (много «деревов»);
-в нарушении предложных конструкций (над столом- «на столом»);
-в изменении падежа местоимений (около него- «около ним»);
-в изменении числа существительных («дети бежит»);
-в нарушении согласования («белая дом»);
-в трудностях конструирования сложного предложения;
-в пропусках слов, нарушении порядка слов в предложении.
5. Оптическая дисграфия.(слайд № 11)
Данный вид Д. связан с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
в-д, б-д, п-т, э-е и т.д.
Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные. (слайд №12)
А сейчас переходим к практической части мастер-класса.
Представьте, то вы провели диагностику письменной речи учащихся, и перед вами работы детей с различными видами дисграфии.
Я предлагаю вам определить вид дисграфии и подобрать упражнения для её коррекции. Для этого из списка заданий выберите нужные вам и поставьте около него любой значок.
Работа участников мастер-класса. Предлагаю вам в помощь буклеты, где отражены основные теоретические материалы по теме МК и практические советы по коррекции письменной речи школьников.
-А пока вы выполняете задание, я хочу вам продемонстрировать сборник упражнений по коррекции различных видов дисграфии, который я составила и использую в своей практике.
-Ещё хочу обратить ваше внимание на сайты, которые использую в работе (слайд № 13)
-А также на пособия, которые могут быть полезными при работе с дисграфиками (слайд 14)
Далее обсуждение работ, подведение итогов мастер-класса.
-Ещё попрошу вас заполнить небольшие анкеты, чтобы подвести итог работы.
-Уважаемые коллеги, спасибо за внимание.
Страница в социальной сети ВК логопеда О.В. Елецкой https://vk.com/topic-30895474_35248022
Страница на портале Социальная сеть работников образования логопеда Юлиной В.В. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2016/10/02/tetradi-dlya-profilaktiki-i-korrektsii
Сайт Белокобыльской Н.В. http://natalek123.ucoz.ru/