СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Создание условий для развития ВПФ у дошкольников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен воспитателям ДОУ . Как  важно создавать благоприятные условия в группах детского сада для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста в соответствии с их возрастными особенностями. На данном этапе (в дошкольном возрасте) закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.   

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс для педагогов ДОУ «Создание условий для развития ВПФ у дошкольников».»


Мастер - класс

«Создание условий для развития ВПФ у дошкольников»


Высшие психические функции (познавательные процессы) — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления.

В основе развития познавательных способностей лежит развитие познавательных процессов. (ВПФ) К ним относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь.


Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления.

Существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В этот период пробуждается целенаправленная активность для освоения познавательных приемов, которая позволяет обучать ребенка, ускоряет процесс развития и формирования познавательных способностей. Ведущую роль в этом процессе играют взрослые, участвующие в обучении и воспитании ребенка.

Если ребенок был недостаточно включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений. Эта существенная особенность детского возраста опосредуется наличием тесной взаимозависимости различных качеств формирующейся личности. Поэтому очень важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Особенности развития познавательных процессов.

Внимание

Внимание включено во все познавательные процессы и проявляется в любой сознательной деятельности. (прислушивается ли человек к музыке или всматривается в чертеж). В дошкольном возрасте внимание ребенка в большей степени является непроизвольным.

По данным психологов, у ребенка в дошкольном возрасте должны быть сформированы три аттенционных (т.е. связанных с внимание) умения.

Во-первых, ребенок должен уметь выполнять задания с постепенно повышающим уровнем сложности.

Во – вторых, он должен удерживать в голове инструкцию в течение всего занятия. Если ребенок во время занятия забывает, что именно от него требуется, значит, существуют определенные проблемы с развитием внимания.

Третье умение – навык самоконтроля.

На этапе перехода от непроизвольного к произвольному вниманию большое значение имеют средства, управляющие вниманием ребенка. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Если дошкольника 4-5 летнего возраста просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет вполне в состоянии произвольно и в течение достаточно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных объектах или их деталях.

В результате постоянного упражнения внимания у детей должна развиваться наблюдательность как черта личности, позволяющая человеку за короткое время заметить большее число различных объектов, их деталей и характеристик.

(Возрастные особенности внимания и нормативы развития можно посмотреть в таблице в папке рекомендаций).

Существенное влияние на развитие внимания оказывают подвижные игры и упражнения.

«Наступалки», «Слушай внимательно», «Найди и промолчи», «Стой!»,

«Запрещенное движение», «Покажи – не ошибись», «Спокойно, стучать, вверх», «Рюкзачок бежит по кругу», «Канон», «Четыре стихии» и т.д.

Дидактические игры и упражнения:

Игра «Угадай, на чем играю»

Цель. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Игра «Где позвонили?»

Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Лабиринты, раскрась одинаковые фигуры одинаковым цветом, закрась по образцу, найди отличия, перенеси фигуры на новое место, расставь знаки в фигурах по образцу, путаница.

Вашему вниманию представляю игру «Покажи – не ошибись». Материал: мячи, палки, кегли и т.д. Педагоги становятся в круг. Педагог показывает и называет предметы: мяч, скакалка и т.п. если предмет назван правильно, педагоги должны поднять правую руку. Если предмет назван неверно – то должны потопать ногами.


Память.

Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. У детей дошкольников доминирует непроизвольная зрительно-эмоциональная память.

У детей младшего и среднего дошкольного возраста хорошо развита механическая память. Дети легко запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное, услышанное, но только при условии, если оно вызвало у них интерес. Чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала.

К 6-7 годам процесс произвольного запоминания можно считать сформированным.

Память развивается в деятельности. Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее эта деятельность, тем лучше развивается память ребенка. Особое значение в развитии ребенка - дошкольника имеет двигательная память.

Существенное влияние на развитие памяти оказывают подвижные игры и упражнения.

Выполни движения, запомни порядок, Кто ушел? У ребят порядок строгий. Волшебная цифра. Кого не стало? Запомни свое место.

Дидактические игры и упражнения используются для развития визуальной и аудиальной памяти.


Мышление.

Мышление является самым важным процессом познания. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.


Виды мышления:

-Наглядно-действенное (ведущее до 3 лет)

-Наглядно-образное (4-7 лет)

-Словесно – логическое

В процессе мыслительной деятельности ребенок использует специальные приемы, или операции: - анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенных свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).

Существенное влияние на развитие мышления оказывают подвижные игры и упражнения.

Больше-меньше. Покажи по – разному. Слушай и показывай. Машины и пешеходы.

  Игры на формирование умений выполнять классификацию.

 Игры на формирование умений выполнять систематизацию.

«Новоселье у матрешек». Игра «Что тяжелее?» «Кто старше?», «Что ярче светит?», «Что быстрее?», «Кто быстрее?»

Рассказы – загадки.

«Что было ночью?» «Не покатались».

Продолжи предложения.

Игра «Нелепицы»

 Играем в Игра «Ассоциация» Щенок и мячик. Рыбка и червячок.


Дидактические игры и упражнения:

Головоломки помогают развивать концентрацию внимания, мыслительные операции, память, т.к. ребенок запоминает последовательность выполнения задания. Серия вопросов и ответов способствуют тренировке памяти, мышления, сообразительности.

Логические игры, используемые в работе: ребусы, признаки, домино и другие. Способствуют развитию зрительного восприятия, пространственного мышления. Карточки представляют собой яркие цветные рисунки, изготовленные по технологии пазла. Комментирование ребенком своих действий способствует развитию речи и логики ученика.

Настольные игры способствуют развитию коммуникативных навыков (соблюдение очередности), развитию волевой сферы, Настольные игры – это прекрасный способ нагрузить свой мозг приятными и полезными задачками. Способность планировать свои действия в настольных играх поможет детям планировать свои действия и в реальной жизни.

Компьютерные инструменты развития ВПФ

Игры и тренажеры «Логика и внимание», «Учимся мыслить логически», «Развиваем реакцию», «Мир логических головоломок» - это сборники занимательных игр на сообразительность, развитие координации и реакции. Помогают развивать математические способности, строить причинно-следственные связи, повышать концентрацию внимания.


Восприятие, воображение.

Ведущей познавательной функцией является – восприятие. В процессе обучения восприятие совершенствуется и оттачивается в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения и речи. Важную роль в развитии восприятия играет ознакомление с сенсорными эталонами. Существуют слуховые, вкусовые, цветовые эталоны, эталоны формы и величины и т.д. Ведущая задача в дошкольном детстве – научить ребенка пользоваться этими эталонами при восприятии окружающего мира.

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства. В младшем дошкольном возрасте у ребенка преобладает репродуктивное воображение, в старшем – когда появляется произвольное запоминание, воображение превращается в творческое воображение. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, становятся сюжетно-ролевые игры. Воображение играет ведущую роль в управлении деятельностью и поведением человека.


Для развития перцептивных процессов и воображения у дошкольников используются подвижные игры и упражнения:

Дидактические игры и упражнения:

Для развития воображения – рисование, конструирование.

Отгадывание загадок, пантомима, использование игр, требующих перевоплощения.

Для развития у детей мозговых структур – межполушарных связей и психических процессов использую специально подобранные задания автора Трясоруковой Т.П., выполняя которые ребенок задействует правую руку, левую руку или выполняет одновременно двумя руками, тем самым создавая условия для улучшения взаимодействия в работе правого и левого полушарий.

Интеграция правого и левого полушарий позволяет успешно решат ряд развивающих задач: улучшить сенсомоторную и пространственную координацию, повысить возможности произвольного внимания, усидчивости, самоконтроля, точность, плавность движений обеих рук, а также активизировать развитие речи и психомоторных процессов.

Для полезных и интересных занятий с детьми использую в своей работе программу от «Мерсибо». Занимательные игры и упражнения на флешке расширяют базу дидактических пособий, повышают эффективность развивающих занятий, используются, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!