Мастер - класс
по теме:
«Использование метода сторителлинг
как средство развития связной речи дошкольников»
2022
В современных условиях на фоне глубоких социально – экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования.
Это обусловлено тем, что заметно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушениями речи различной формы. В связи с этим, мне как учителю-логопеду пришлось переосмыслить цели, содержание, методы своей работы, направив их на тенденцию к гуманистическому, личностно-ориентированному обучению и воспитанию.
Средствами развития ребенка, для реализации этой важной цели, выступают педагогические технологии. Одной из таких технологий является сторителлинг- инновационная технология развития речи детей.
В данной технологии соединено несколько подходов к развитию связной речи – это и традиционный подход, и система развития игрового тренинга, и моделирование.
Педагогам, работающим с дошкольниками. Важно сформировать у детей навык рассказывания.
(Высыпаю кубики на стол).
- Что ж, познакомимся поближе с данной технологией. Перед вами набор кубиков, адаптированный для работы с детьми дошкольного возраста. На гранях каждого кубика есть картинка, изображение предмета, или какого - либо явления. Выберите кубик, картинку на нем, расставьте кубики в единую линию. Логически связывая картинки, придумайте историю. Не забываем основное правило: повествование ведется слева на право.
(К первому участнику).
- Прошу, Вас, начните рассказ.
- С каких слов мы можем начать рассказ? (однажды, давным- давно, жили – были, в некотором царстве и тд.)
- Вы отлично справились!
- А как вы думаете, доступно ли выполнение данного задания дошкольникам?
Верно, но на практике я столкнулась с тем, что рассказы детей отличаются однотонностью, предложения простые, в основном односложные. Редко наблюдаются проявления творчества.
(Убираю кубики). Воспринимать и понимать алгоритм составления рассказа дети могут в том случае, если педагогом качественно выдержанна основная структура обучения: от простого к сложному.
Сегодня мы рассмотрим основные этапы работы данной технологии и попробуем несколько методов активного сторителлинга.
Начнем с классики (в руке волшебный мешочек). Что это? Как вы думаете, что в нем? Посмотрим? Я предлагаю каждому из мешочка достать по одному предмету и рассказать о нем, не называя его. (Достаю предмет из мешочка кружку). Этот предмет фарфоровый, белый, с рисунком. У него есть дно, ручка, из него можно пить…..и тд.
Последовательно каждый участник достает из мешочка предмет и выполняет задание.
(Убираю предметы в мешочек). В упражнениях и играх данной направленности мы обогащаем жизненный опыт детей, развиваем глагольный словарь и словарь прилагательных.
(Беру и держу в руках набор картинок веером). В моей практике следующий прием пользуется у детей особой популярностью. Мы будем вместе рассказывать веселую историю. Выберите любую картинку, назовите их(участники берут картинки). Я начну рассказывать историю, когда я остановлюсь, участник, у которого подходящая по смыслу картинку, показывает и называет ее. И так до конца рассказа. Начинаем….
Однажды девочка Катя пошла в лес. Нашла большой гриб. И только хотела положить его в плетеную корзинку, как слышит, зовет ее кто-то. Посмотрела, видит на высокой сосне сидит пушистая белка.
- Давай, меняться,- говорит белка,- ты мне гриб, а я тебе сосновую шишку.
- Давай, – согласилась Катя.
Летит птичка.
- Чик-чи –рик, давай меняться, я тебя угощу наливным, румяным яблочком, а ты мне сосновую шишку.
- Хорошо, согласилась Катя.
Откуда ни возьмись бежит ежик.
- Давай меняться, - говорит еж, - я тебе большой гриб, а ты мне румяное яблоко.
Положила Катя большой гриб в плетеную корзинку и пошла домой.
Вот так! На добрый привет и добрый ответ!
(Сбор картинок) Аналогичные игры можно разнообразить, заменяя картинки на схемы, предметы, модели.
Вернемся к рассказыванию с использованием кубиков.
(Набор кубиков для ассоциаций). Выберите кубик, рассмотрите картинку на верхней грани, назовите 3-4 слова ассоциации. Желательно, чтобы это были не только существительные. А теперь составьте с этими словами предложения.
(Убираю кубики). Упражнения данной направленности развивают умения детей логически и грамматически верно согласовывать слова в предложения.
(Высыпаю кубики и прошу составить историю). Освоив основные приемы, самое время для создания новой продукции. Придумайте новую историю, опираясь на те знания, которые вы сегодня вспомнили.
(Обращаюсь к зрителям мастер – класса).
Составление творческого и интересного рассказа немыслимо без развития мышления, воображения, фантазии. Увидеть необычное в обычном поможет игра «Друдлы» (на экране черно- белые изображения). Уважаемые коллеги, предложите свои интерпретации к изображениям.
(Обращаюсь к участникам мастер – класса)
- Ваша история готова? И мы готовы услышать новую историю. (слушаем рассказ).
Большое спасибо за участие. (Раздаю буклеты).
- Для пополнения вашей педагогической копилки я подготовила буклеты, в которых описан опыт моей работы по использованию на практике разнообразных приемов и видов технологии сторителлинг.
- Данную технологию я успешно использую в своей коррекционной практике. Сторителлинг помогает мне создать комфортную среду общения, в которой выступает двигателем речемыслительной деятельности.
Современные дети требуют современных идей. Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра.
Спасибо за внимание!