3
Мастер-класс.
Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста
Автор-составитель:
Фролова Лариса Юрьевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Рисование имеет большое значение в формировании личности дошкольника, так как от рисования ребенок получает только пользу.
Рисование развивает интеллектуальные возможности ребёнка, память, внимание, мелкую моторику, учит мыслить и анализировать, соизмерять и ассоциировать, придумывать и воображать.
Обучение рисованию с внедрением нетрадиционных техник - это любопытно и интересно! Рисование нестандартными техниками раскрепощает ребёнка, он не опасается сделать что-то не так.
Рисование необыкновенными материалами и уникальными техниками дает детям возможность почувствовать незабываемые позитивные эмоции.
Рисование с внедрением нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высочайшая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. И даже не надо и говорить о том, что нетрадиционные техники разрешают осуществлять личный подход к детям, учесть их желание, энтузиазм.
Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.
Задачи:
- познакомить педагогов с нетрадиционными техниками рисования – рисования солью, «фроттаж», кусочком текстиля.
- научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных методов в рисовании.
- повысить уровень мастерства педагогов.
Участники мастер-класса: педагоги дополнительного образования.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Оборудование: рисунки, выполненные в технике нетрадиционного рисования. Столы, стулья для педагогов; материал для практической деятельности – гуашь, баночки с водой, кисти, альбомные листы бумаги, клей, соль, клей ПВА, кусочки ткани, карандаши, салфетки..
Ход мастер-класса:
Организационный момент
Педагогам предлагается рассмотреть готовые рисунки и определить какие из них выполнены с использованием нетрадиционной техники и какой.
Знакомство педагогов с нетрадиционными техниками рисования:
кляксография, рисунки из ладошек, пальчиков, отпечатки листьев, пробок, оттиск печатками из овощей, рисование ватной палочкой, смятой бумагой, печать по трафарету, тычок жесткой кистью, свеча и акварель, оттиск поролоном; восковые мелки и акварель; гратаж, монотопия (обычная, пейзажная), диатопия, рисование по-сырому, набрызг, акварельные мелки, рисование солью, пластилином, тиснение.
Практическая часть
Остановимся подробнее на следующих техниках.
Рисование солью.
Для рисования необходимы: цветной картон, клей ПВА, мелкая соль, акварельные краски.
Педагогам предлагается структура последовательного выполнения работы:
Нарисовать рисунок простым карандашом.
Обвести рисунок клеем. След-полоска от клея должна быть широкой.
Засыпать рисунок солью, немного подождать и стряхнуть лишнюю соль с рисунка Изображение просто сказочное! Можно оставить и так.
Раскрашиваем акварелью. Можно дождаться высыхания, а можно рисовать и по - мокрому. Цвет наносим «Точечно», соль сама впитывает цветную воду, потому кисть должна быть достаточно мокрой. Результат виден сразу и сам процесс рисования очень интересен.
Рисование кусочком текстиля.
Для работы нам понадобится гуашь, кусочки хлопчатобумажной ткани, лист белой бумаги формата А – 4, клей белый ПВА, лист цветного картона (для оформления работы).
Педагогам предлагается написать пейзажи, без помощи кисточки – простым кусочком ткани. Берем кусочек ткани размером 10 х5 см, сминаем, делаем что то вроде тампона и начинаем рисовать.
Фроттаж.
Название этой техники происходит от французского слова frottaqe (натирание). Сущность её состоит в том, что под лист бумаги подкладывается рельефная поверхность и, при раскрашивании листа карандашами, проявляется набросок.
Для работы в этой технике, необходимо заблаговременно вырезать из картона шаблон, приклеить его на базу. Получаются вот такие карточки (показ карточек).
Имея в распоряжении набор различных шаблонов, дети составляют свои композиции, что благоприятно сказывается на развитии образного мышления, воображения, творческой инициативы
Заключительный этап
Педагоги рассматривают выполненные работы, оценивают.