Тема: «Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР».
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросе развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с
ТНР.
Задачи:
1)показать значимость данного направления в подготовке детей к школьному обучению;
2) научить игровым приемам развития пространственных ориентировок у детей;
3)развивать творческую активность педагогов.
Вступление.
Здравствуйте, коллеги! Тема моего выступления «Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР». Цель и задачи представлены на слайде.
Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться не только на местности, но и на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги. Этот процесс также предполагает активные действия субъекта в пространстве.
Значение своевременного развития у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении рассматриваются в психолого-педагогической литературе в двух аспектах.
Общеразвивающий аспект связан с особой ролью пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребёнка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно-творческой, познавательной, трудовой).
Математический аспект связан с развитием у детей способности владения различными способами пространственной ориентации («по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением точки отсчёта), что служит основой успешного усвоения соответствующих математических разделов в школе.
При построении работы по формированию пространственных представлений как базовые выделяются следующие направления:
- обучение ориентировке в схеме собственного тела;
- обучение восприятию пространственных отношений между предметами;
- обучение ориентировке в окружающем пространстве;
- обучение ориентировке на плоскости.
А сейчас предлагаю приступить к практической части.
Практическая часть.
1. Работа по формированию пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями начинается с уточнения и закрепления представлений о схеме тела. Эта работа включает в себя следующие направления:
- практическое овладение схемой собственного тела, асимметрии конечностей;
- практическое овладение схемой тела другого субъекта;
- использование соответствующих вербальных эквивалентов для обозначения пространственных понятий.
Для формирования ориентировки в схеме собственного тела и тела другого субъекта можно использовать следующие игры и упражнения:
Танец- игра «Буги-вуги» (танцевальная)(Ориентировка в схеме собственного тела)
Игра «Куклы». (Ориентировка в схеме тела другого субъекта)Участники делятся на пары – один кукловод, второй кукла. Ведущий говорит команду, а «кукловод» выполняет ее на «кукле».
- Поднимите правую руку вверх.
- Согните левую руку в локте и закройте правое ухо.
- Правую ногу отставьте назад.
- Левую ногу согните в колене и отставьте вправо.
- Голову наклоните назад.
- Туловище наклоните вперед.
3. Игра «Расскажи». (использование соответствующих вербальных эквивалентов для обозначения пространственных понятий).
Ведущий задает вопросы, а «кукловод» отвечает.
Расскажи:
- где правая рука куклы?
- где левая рука куклы?
- что с левой ногой? С правой?
- Куда наклонена голова? Куда наклонено туловище?
2. На основе представлений о сторонах собственного тела и тела других объектов проводится работа по формированию ориентировки в пространственном расположении предметов. В содержание данной работы входят следующие направления:
- определение пространственного положения предметов по отношению к себе (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева);
- определение пространственного положения своего тела относительно других предметов (перед столом, за шкафом, слева от окна);
- определение пространственного положения предметов относительно друг друга;
- использование в активной речи предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения между предметами.
Здесь можно использовать следующие игры и упражнения:
4.Игра «Встань правильно» или «Найди свое место» (определение пространственного положения предметов по отношению к себе (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева).
Перед участниками ставится задача на ориентировку в специально созданных пространственных ситуациях и определение своего места по заданному условию:
- встаньте так, чтобы справа от вас был шкаф, а сзади – стул.
- сядьте так, чтобы впереди вас сидела …, а сзади -….
- повернитесь так, чтоб слева от вас было окно.
- встаньте так, чтоб вы оказались между мячом и кубиком.
5. Игра «Скажи, где ты?» (определение пространственного положения своего тела относительно других предметов (перед столом, за шкафом, слева от окна, использование в активной речи предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения между предметами.) Участники описывают свое местоположение относительно других предметов.
6. «Живые вагончики» ( определение пространственного положения предметов относительно друг друга). Участники выставляют игрушки в соответствии с инструкцией ведущего, затем называют их пространственные позиции.
1) «Поставьте ежика впереди мишки. Поставь лисичку позади мишки». И т.д.
2) «Расскажите, кто впереди мишки, кто позади мишки». И др.
7.«Строим город» Участники выполняют инструкции ведущего
1) «Положи красный кирпичик вниз, а синий сверху»
2) «Возьми красный кубик, сверху положи синий конус, справа от кубика поставь в ряд три зеленых кирпичика». И др.
3. Ориентировка в пространственном расположении предметов тесно связана с ориентировкой в различных направлениях пространства. Работа по формированию умения ориентироваться в различных направлениях пространства проводится по следующим направлениям:
- освоение и дифференциация различных направлений окружающего пространства (впереди, позади, далеко, близко, высоко, низко) относительно сторон собственного тела;
- освоение пространственных направлений относительно тела другого субъекта;
- освоение основных пространственных направлений в процессе активного передвижения;
- вербализация различных направлений окружающего пространства.
Для развития ориентировки в направлениях пространства применяются следующие игры и упражнения:
8.«Городки». На полу из цветных полосок выкладывается квадрат, состоящий из 16 квадратов (сторона каждого 40-50 см). В один из квадратов ведущий ставит флажок (игрушку) и участнику нужно добраться до флажка (игрушки), согласно инструкции ведущего. (Участник начинает игру с первого квадрата. Ведущий диктует инструкцию, по которой участник выполняет ходы по клеткам).
4. Значительное место в работе по формированию пространственных представлений отводится развитию умения ориентироваться на плоскости (поверхность стола, лист картона или бумаги, тетрадь в клетку: верхняя ее часть, нижняя, правая, левая, середина). При выполнении заданий, связанных с ориентировкой на плоскости, у детей закрепляются представления о схеме тела, развивается умение ориентироваться в пространственном положении предметов, а также в различных направлениях пространства на плоскости.
Игры и упражнения:
9. «Положи, куда скажу».
По указанию ведущего участники выкладывают что-либо на листе бумаге (фигуры, цифры, буквы, картинки с изображением предметов или животных).
Недостаточность сформированности пространственных представлений влияет на уровень интеллектуального развития ребенка. Соответственно, при специальной помощи, при коррекции пространственных представлений в интеллектуальном развитий детей происходят положительные изменения.
В исследованиях многих ученых делается вывод о том, развитие пространственных представлений в онтогенезе лежит в основе дальнейшего формирования высших психических функций ,а также эмоциональной жизни ребенка.