СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для педагогов по теме : "Формирование пространственных представлений у дошкольников с ТНР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов по теме : "Формирование пространственных представлений у дошкольников с ТНР"»

Тема: «Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР».

Цель:  повышение компетентности педагогов в вопросе развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с

ТНР.

Задачи:

1)показать значимость данного направления в подготовке детей к  школьному обучению;

2) научить игровым приемам развития пространственных ориентировок у детей;

3)развивать творческую активность педагогов.

Вступление.

Здравствуйте, коллеги! Тема моего выступления «Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР». Цель и задачи представлены на слайде.

 Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться не только на местности, но и на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги. Этот процесс также предполагает активные действия субъекта в пространстве.

Значение своевременного развития у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении рассматриваются в психолого-педагогической литературе в двух аспектах.

Общеразвивающий аспект связан с особой ролью пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребёнка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно-творческой, познавательной, трудовой).

Математический аспект связан с развитием у детей способности владения различными способами пространственной ориентации («по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением точки отсчёта), что служит основой успешного усвоения соответствующих математических разделов в школе.

При построении работы по формированию пространственных представлений как базовые выделяются следующие направления:

- обучение ориентировке в схеме собственного тела;

- обучение восприятию пространственных отношений между предметами;

- обучение ориентировке в окружающем пространстве;

- обучение ориентировке на плоскости.

А сейчас предлагаю приступить к практической части.

Практическая часть.

1.  Работа по формированию пространственных представлений у детей с  речевыми нарушениями начинается с уточнения и закрепления представлений о схеме тела.  Эта работа включает в себя следующие направления:  

    - практическое овладение схемой собственного тела, асимметрии конечностей;

    - практическое овладение схемой тела другого субъекта;

    - использование соответствующих вербальных эквивалентов для обозначения пространственных понятий.

     Для формирования ориентировки в схеме собственного тела и тела другого субъекта можно использовать следующие игры и упражнения: 

  1. Танец- игра «Буги-вуги» (танцевальная)(Ориентировка в схеме собственного тела)

  2. Игра «Куклы». (Ориентировка в схеме тела другого субъекта)Участники делятся на пары – один кукловод, второй кукла. Ведущий говорит команду, а «кукловод» выполняет ее на «кукле».

- Поднимите правую руку вверх.

- Согните левую руку в локте и закройте правое ухо.

- Правую ногу отставьте назад.

- Левую ногу согните в колене и отставьте вправо.

- Голову наклоните назад.

- Туловище наклоните вперед.

3. Игра «Расскажи». (использование соответствующих вербальных эквивалентов для обозначения пространственных понятий).

Ведущий задает вопросы, а «кукловод» отвечает.

Расскажи:

- где правая рука куклы?

- где левая рука куклы?

- что с левой ногой? С правой?

- Куда наклонена голова? Куда наклонено туловище?


2.  На основе представлений о сторонах собственного тела и тела других объектов   проводится работа по формированию ориентировки в пространственном расположении предметов.  В содержание данной работы входят следующие направления:

    - определение пространственного положения предметов по отношению к себе (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева);

    - определение пространственного положения своего тела относительно других предметов (перед столом, за шкафом, слева от окна);

    -  определение пространственного положения предметов относительно друг друга;

    - использование в активной речи  предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения между предметами.

     Здесь можно использовать следующие игры и упражнения:

4.Игра «Встань правильно» или «Найди свое место» (определение пространственного положения предметов по отношению к себе (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева).

Перед участниками ставится задача на ориентировку в специально созданных пространственных ситуациях и определение своего места по заданному условию:

- встаньте так, чтобы справа от вас был шкаф, а сзади – стул.

- сядьте так, чтобы впереди вас сидела …, а сзади -….

- повернитесь так, чтоб слева от вас было окно.

- встаньте так, чтоб вы оказались между мячом и кубиком.

5. Игра «Скажи, где ты?» (определение пространственного положения своего тела относительно других предметов (перед столом, за шкафом, слева от окна, использование в активной речи  предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения между предметами.) Участники описывают свое местоположение относительно других предметов.

6. «Живые вагончики» ( определение пространственного положения предметов относительно друг друга). Участники выставляют игрушки в соответствии с инструкцией ведущего, затем называют их пространственные позиции.   

1) «Поставьте ежика впереди мишки. Поставь лисичку позади мишки». И т.д.

2) «Расскажите, кто впереди мишки, кто позади мишки». И др.

 

7.«Строим город»  Участники выполняют инструкции ведущего

1)  «Положи красный кирпичик вниз, а синий сверху»

2) «Возьми красный кубик, сверху положи синий конус, справа от кубика поставь в ряд три зеленых кирпичика». И др.



3. Ориентировка в пространственном расположении предметов  тесно связана с ориентировкой в различных направлениях пространства. Работа по формированию умения ориентироваться в различных направлениях пространства  проводится по следующим направлениям:

    - освоение и дифференциация  различных направлений окружающего пространства (впереди, позади, далеко, близко, высоко, низко) относительно сторон собственного тела;

    - освоение пространственных направлений относительно тела другого субъекта;

    - освоение основных пространственных направлений в процессе активного передвижения;

    -  вербализация различных направлений окружающего пространства.

     Для развития ориентировки в направлениях пространства применяются следующие игры и упражнения:

8.«Городки». На полу из цветных полосок выкладывается квадрат, состоящий из 16 квадратов (сторона каждого 40-50 см). В один из квадратов ведущий ставит флажок (игрушку) и участнику нужно добраться до флажка (игрушки), согласно инструкции ведущего. (Участник начинает игру с первого квадрата. Ведущий диктует инструкцию, по которой участник выполняет ходы по клеткам).

   4.   Значительное место в работе по формированию пространственных представлений отводится  развитию умения ориентироваться на плоскости (поверхность стола, лист картона или бумаги,  тетрадь в клетку: верхняя ее часть, нижняя, правая, левая, середина). При выполнении заданий, связанных с ориентировкой на плоскости,  у детей закрепляются представления о схеме тела, развивается умение ориентироваться в пространственном положении предметов, а также в различных направлениях пространства на плоскости.

     Игры и упражнения:

9. «Положи, куда скажу».

По указанию ведущего участники выкладывают что-либо на листе бумаге (фигуры, цифры, буквы, картинки с изображением предметов или животных).

Недостаточность сформированности пространственных представлений влияет на уровень интеллектуального развития ребенка. Соответственно, при специальной помощи, при коррекции пространственных представлений в интеллектуальном развитий детей происходят положительные изменения.

В исследованиях многих ученых делается вывод о том, развитие пространственных представлений в онтогенезе лежит в основе дальнейшего формирования высших психических функций ,а также эмоциональной жизни ребенка.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!