Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Берёзовский ДС «Семицветик»
Мастер- класс
«Семь цветов у радуги, у музыки семь нот»
(«Музыкально-игровая деятельность детей в музыкальной развивающей предметно-пространственной среде ДОУ»)
Музыкальный руководитель:
Марина Каримовна Тепляшина
2018-2019 уч.г.
Целевая аудитория: воспитатели, музыкальные руководители, педагоги ДОУ Форма проведения: мастер-класс, практическое занятие с педагогами.
Продолжительность: 30 минут.
Практическая значимость: освоение педагогами ДОУ приемов организации музыкально-игровой деятельности детей.
Цель: создание условий для повышения мотивации педагогов на системное использование музыкально-игровой деятельности детей в музыкальной развивающей предметно-пространственной среде ДОУ.
Задачи:
-
познакомить со способами активизации интереса детей к музыкальному искусству и самостоятельной музыкальной деятельности;
-
представить методы и приемы работы с дошкольниками по обогащению опыта восприятия музыки через цветовую палитру и воспроизведения её на инструментах системы «Цветные ноты»;
-
способствовать развитию коммуникативных навыков при выполнении заданий мастер-класса;
-
повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в развитии музыкально-творческих способностей старших дошкольников.
Материал, оборудование:
Инструменты системы «Цветные ноты»:
1. диатонические колокольчики на ручке - набор
2. диатонические колокольчики с кнопками - набор
3. чайм-бары - набор
4. глокеншпили – 3 шт.
5. ксилофон – 1 шт.
6. бумвокеры (перкуссионные трубки) – 2 набора
7. раздаточный материал - цветовые карточки обозначения нот
8. проектор
9. экран-доска
10. стикеры
Структура
1. Теоретическая часть
2. Практическая часть. Взаимодействие с педагогами с показом эффективных приемов развития музыкальности.
-
Игра «Семь цветов у радуги, у музыки семь нот»
-
Знакомство с музыкальными инструментами системы «Цветные ноты»
-
Игра на инструментах
3. Рефлексия: Итог мастер-класса
Ход
-
Теоретическая часть
Добрый день, уважаемые коллеги!
Почему я решила провести мастер – класс!
Во – первых, это здорово всегда узнавать что-то новое!
Во – вторых, это весело и интересно учиться чему-то и детям, и взрослым!
В – третьих, взрослые смогут почувствовать себя детьми в совместной игре и творчестве, дети еще больше смогут сблизиться и подружиться!
В – четвертых, вы сегодня поиграете на уникальных музыкальных инструментах, и я, надеюсь, что ваши дети захотят продолжить заниматься музыкой хотя бы дома, а некоторые в кружках и музыкальной школе.
Актуальность
Музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию.
Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами, инструментами.
Теоретическое обоснование темы «Музыкально-игровая деятельность детей в музыкальной развивающей предметно-пространственной среде ДОУ»
В нашем ДОУ созданы условия для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности. Наполнение музыкальной развивающей предметно-пространственной среды соответствует основным принципам ФГОС ДО.
Изучив литературу по данному направлению и активно используя РППС в музыкальной деятельности детей, считаю, что только через совместную деятельности взрослого и ребенка складывается партнерская позиция, которая благоприятствует эмоциональному комфорту. Это позволяет стимулировать взаимную оценку и самооценку деятельности детей. Ребенок не только слушает, смотрит и наблюдает, но и действует.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает и знания, умения. В соответствии с возрастными возможностями дошкольники овладевают музыкальной терминологией, основами музыкальной грамоты («звукоряд», «скрипичный ключ», «нотный стан», «ступени звукоряда», «гамма» и т. п.). Ребенок учится соотносить цвет и музыку, конструировать на нотном стане.
Музыкальные инструменты системы «Цветные ноты» побуждают в детях творческую самостоятельность. Посредством игровой организации процесса ребенок постепенно подводится к игре на музыкальных инструментах, легко ориентируется в звукоряде представленных инструментов. У дошкольника формируются предпосылки к дальнейшей музыкальной деятельности.
Каждый, а особенно ребенок, может с уверенностью почувствовать себя настоящим исполнителем развивая при этом двигательные, координационные, музыкальные способности.
«Разноцветная методика» (чёрные нотки на доске)
Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени.
А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто надо добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными?!
Как действует эта разноцветная методика?
Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал — один из самых сильных. За воображение, креативность, интуицию и творческие способности отвечает правое полушарие головного мозга. Поэтому, когда используются цветные ноты, детям проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.
Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот — семь цветов радуги. Все гениальное — просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.
В России эта система легла в основу многих методических разработок. На устах имя М.Лазарева и его «Цветотоник».
Цветные ноты — это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!
Практическая часть
Приглашаю поучаствовать в игре (выходят по одному), у кого в одежде есть следующие цвета: красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Участникам раздаются цветные карточки с названиями нот. На доске после пропевания звукоряда повесить катрочку со звукорядом и нотами. Остальным участникам тоже раздать цветной звукоряд.
-
На скакалке До скакала,
Покраснела и упала.
-
В мандарине нота Ре
Отдыхала в кожуре.
-
Солнце светит, мы лучи
Превращаем в ноту Ми.
-
Нота Фа сидит на ветке
И мечтает о конфетке.
-
Нота Соль всегда хотела,
Чтобы с неба соль летела.
-
В синем море Ля купалась,
Полотенцем вытиралась.
-
В тучу фиолетовую
Си летит ракетою.
Участники, сидящие за столами выстраивают звукоряд из предложенных карточек.
Муз. рук.: А теперь предлагаю пропеть все ноты по порядку.
Участники поют гамму
Муз. рук.: Ноты выстроились в ряд,
В музыкальный звукоряд.
А как называются звуки в звукоряде? (Ступени) А сколько ступеней в звукоряде? Давайте посчитаем (Семь)
-
Знакомство с музыкальными инструментами системы «Цветные ноты»
Общий принцип этих уникальных инструментов - каждый комплект состоит из отдельных нот определенного цвета, настроенных на определенную ноту звукоряда (гаммы).
7 нот – 7 цветов— 7 предметов + 1 повторная нота «До» следующей октавы.
Исполнитель может использовать как отдельную ноту - играя в составе группы – так и несколько, исполняя аккорды и мелодии.
Основные музыкальные инструменты системы «Цветные ноты»:
-
Boomwhackers (TM) бумвокеры - перкуссионные трубки, самый популярный и одновременно необычный инструмент системы.
Это пластиковые трубки одинакового диаметра. Длина от 30 до 70 см основная октава и от 70 до 170 см басы. Чем длиннее трубочка, тем ниже звук и наоборот. Трубочки легкие, почти невесомые, что позволяет развивать тактильную чувствительность и стучать ими где угодно, ведь их звук приятен и по силе не громче хлопка в ладоши.
-
Чайм-бары (резонаторные пластины) - те же пластиковые трубки, к которым добавлены металлические пластины соответствующего цвета. Для них трубка служит резонатором, и вместе получается мягкий и яркий звук металлофона альтового тембра.
-
Колокольчики с кнопками и на ручках – придают ансамблю Цветных нот светлое и яркое звучание. Диапазон – на октаву выше чем у чайм-баров (сопрано).
Колокольчики с кнопками за счет легкого звукоизвлечения особенно подходят для занятий с малышами от 1 года.
Колокольчики на ручках дадут возможность музицирования в движении, могут использоваться без поверхности (в отличие от чайм-баров или колокольчиков с кнопками). Колокольчик нужно взять правой рукой зажав его в кулак за ручку и прижать его к плечу, это исходная позиция.
-
Ксилофон – в переводе с греческого примерно как «звучащее дерево» или «звук дерева». Это ударный музыкальный инструмент, который состоит из нескольких деревянных пластин. Они выкладываются в определённом порядке, который зависит от частоты звука: слева располагаются более низкие ноты, а справа более высокие. По такому же принципу расположены клавиши фортепиано. Играют на ксилофоне при помощи деревянных палочек.
-
Глокеншпиль (металлофон) – оркестровый ударный музыкальный инструмент в виде набора металлических пластинок, по которым ударяют молоточками, появился на основе ксилофона. Каждая пластина также имеет звук определённой частоты. Расположены они так, что слева направо образуют звуковой ряд от второй до четвёртой октавы. При игре на металлофоне молоточек необходимо держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. (Объясняя, что молоточек должен быстро подниматься вверх, как мячик, который отскакивает от пола, можно в качестве примера несколько раз ударить мячом о пол).
-
Игра на инструментах (работа в группах)
-
Участникам предлагается выбрать группу инструментов, поиграть на них, услышать их звучание. Выстроить звукоряд. Так удобнее проводить предварительную работу при разучивании партитур.
-
По предложенной схеме сыграть музыкальный отрывок
Вверх по радуге иду (К/О/Ж/З/Г/С/Ф)
Пора вернуться обратно: Вниз по радуге бегу – все играют вниз быстрее.
Чайм-бары –
Металлофоны –
Колокольчики на кнопках –
Колокольчики на ручках –
Бумвокеры –
Руководство к упражнению:
Сначала следует проговорить название нот вслух, затем сыграть партитуру
«a capella» чётко проговаривая название нот. (При этом следует следить за единым темпом и чистотой исполнения.)
Далее соединяем оркестр с аккомпанементом, чётко пропевая названия нот.
Ма -ленькой ё -лочке холодно зимой
(цвет) Г жж Г жж с з ж о к
соль ми ми соль ми ми соль фа ми ре до
бумвокеры колокольчики
И-з лесу ё-лочку взяли мы домой
С кс Г жж с з ж о к
ля до ля соль ми ми соль фа ми ре до
бумвокеры чайм-бары, металлофоны
Итоговая рефлексия:
Муз.рук: Замечательно! Сегодня Вы пришли на мастер-класс «Семь цветов у радуги, у музыки семь нот».
Прошу вас выразить свое мнение по поводу услышанного и увиденного сегодня на мастер-классе.
«Метод пяти пальцев»Л. Зайверта.
Участники левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.
«М» (мизинец) – мысли, знания, информация (Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрёл?);
«Б» (безымянный) – близость к цели (Что я сегодня сделал и чего достиг?);
«С» (средний) – состояние духа (Каким было моё настроение, расположение духа? Что было связано с положительными эмоциями?);
«У» (указательный) – услуга, помощь, сотрудничество (Чем я сегодня помог другим? Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими?);
«Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние (Что я сегодня сделал для моего здоровья?)
Прием «Радуга»: Выберите нотку нужного цвета
Участникам необходимо ответить на вопрос, «С каким цветом радуги у вас ассоциируется сегодняшний мастер-класс?». Значение цветов радуги может быть следующим:
• оранжевый– радостное, восторженное настроение;
• красный - нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия;
• синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
• зелёный цвет – активность;
• жёлтый цвет – цвет радости;
• фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию.
Приложение
Словарь терминов
-
Диатонический звукоряд
Диатонический (греч. diatonikos — переходящий от тона к тону) – музыкальная диатоническая гамма – звукоряд, образованный из простых ступеней –до, ре, ми, фа, соль, ля, си (без знаков альтерации), основной звукоряд в его восходящей или нисходящей последовательности.
- Перкуссия — это отдельный вид ударных инструментов, чье звучание органично вплетается в ритмическую структуру любого музыкального произведения, но чаще всего — танцевальных и этнических композиций. Перкуссией также являются инструменты, которые не являются элементами различных барабанных установок.
Классификация
Инструменты категории «Перкуссия» классифицируются по высоте звучания, которая может быть определенной или неопределенной, а также по способу звукообразования. Если разделять перкуссионные инструменты согласно методу образования звука, то получится три класса:
-
Идиофоны (треугольник, колокольчики, там-там, маримба, гонг, вибрафон) — за звук отвечает тело инструмента, которое может быть металлическим или деревянным;
-
Мембранофоны (барабаны, том-томы, бонги) — за звук отвечает мембрана, изготовленная из кожи или какого-либо искусственного материала;
-
Ударные инструменты, оснащенные струнами (сантур, цимбалы, янцинь).
В каких музыкальных стилях применяется перкуссия?
Прежде всего, это музыкальные произведения в стилях «этно» и «фолк». Любая национальная музыка исполняется, в том числе, на перкуссионных инструментах, среди которых могут быть кастаньеты, бубен, шейкеры, коубелл, бонги, трещотки, маракасы, колокольчики, бубен и так далее. Список перкуссионных инструментов, с помощью которых музыканты в разных частях планеты исполняют фольклорную или этническую музыку, просто огромен. Мелодии этих произведений базируются именно на ритмических рисунках, реализуемых благодаря различным перкуссионным инструментам.
Помимо этого, начиная с конца 1980-х годов перкуссия является неотъемлемой частью электронной танцевальной музыки. Как правило, перкуссия в таких композициях представлена в виде заранее приготовленных сэмплов. Чаще всего перкуссионные инструменты можно услышать в стилях чилл-аут, даунтемпо, техно, транс, хаус и брейк-бит. В электронике чаще всего используются такие перкуссионные инструменты, как ксилофон, тамбурин, колокольчики, гонг, бонги и т.д. С помощью перкуссии электронно-танцевальная музыка становится более динамичной и запоминающейся.