СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для РМО. Методическая разработка. "Алгоритм написания сочинения - рассуждения, ЕГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для РМО. Методическая разработка. "Алгоритм написания сочинения - рассуждения, ЕГЭ"»

Алгоритм написания сочинения - рассуждения ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ  10 - 11 КЛАСС ЕГЭ. Постникова Е.А. МБОУ лицей № 3

Алгоритм написания сочинения - рассуждения

ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10 - 11 КЛАСС

ЕГЭ. Постникова Е.А. МБОУ лицей № 3

Так как написание сочинения – рассуждения - важная часть экзаменационной работы по русскому языку, сегодня и попробуем разобраться, что же поможет нам справиться с этой задачей. Начнём с алгоритма написания сочинения - классической схемы: Сочинение – 150 – 180 слов: 20 предложений по 10 слов. Абзацное членение – в идеале 8 абзацев - обязательно – 6:    но может отсутствовать «вступление» и объединены в один абзац «моя позиция» и первый аргумент. Внимание!  Никто не отменял переходов между абзацами!

Так как написание сочинения – рассуждения - важная часть экзаменационной работы по русскому языку, сегодня и попробуем разобраться, что же поможет нам справиться с этой задачей. Начнём с алгоритма написания сочинения - классической схемы:

Сочинение – 150 – 180 слов: 20 предложений по 10 слов.

Абзацное членение – в идеале 8 абзацев - обязательно – 6: но может отсутствовать «вступление» и объединены в один абзац «моя позиция» и первый аргумент.

Внимание! Никто не отменял переходов между абзацами!

План сочинения: основная задача – извлечение информации из текста.  Вступление 1 – 2 предложения II. Основная часть 15 предложений Проблема Проблема 1 – 2 предложения 2. Комментарии проблемы (исходный текст) + анализ связи 2. Комментарии проблемы (исходный текст) + анализ связи 3 предложения 3. Позиция автора (полное имя) 3. Позиция автора (полное имя) 4. Моя позиция 4. Моя позиция 1 предложение 1 предложение 5. Аргументы (весомые, фактические) - два 5. Аргументы (весомые, фактические) - два 8 предложений III . Вывод (последний абзац исходного текста) 2 – 3 предложения

План сочинения:

основная задача – извлечение информации из текста.

  • Вступление

1 – 2 предложения

II. Основная часть

15 предложений

  • Проблема
  • Проблема

1 – 2 предложения

2. Комментарии проблемы (исходный текст) + анализ связи

  • 2. Комментарии проблемы (исходный текст) + анализ связи

3 предложения

3. Позиция автора (полное имя)

  • 3. Позиция автора (полное имя)

4. Моя позиция

  • 4. Моя позиция

1 предложение

1 предложение

5. Аргументы (весомые, фактические) - два

  • 5. Аргументы (весомые, фактические) - два

8 предложений

III . Вывод (последний абзац исходного текста)

2 – 3 предложения

Помни : главная цель работы – извлечение информации из текста Оценивание работы Вступление Проблема – К 1 (1-0) Комментарий - К 2 (5-1-0) Позиция автора – К 3 (1-0) Моё мнение Аргументация – К 4 (3-2-1-0) Вывод К 5 (2-1-0) ЧТО МОЖЕМ ПОТЕРЯТЬ?  И нужно ли это делать?

Помни : главная цель работы

– извлечение информации из текста

Оценивание работы

  • Вступление
  • Проблема – К 1 (1-0)
  • Комментарий - К 2 (5-1-0)
  • Позиция автора – К 3 (1-0)
  • Моё мнение
  • Аргументация – К 4 (3-2-1-0)
  • Вывод

К 5 (2-1-0)

ЧТО МОЖЕМ ПОТЕРЯТЬ?

И нужно ли это делать?

ключевым словом . И наша задача : по прочтении текста, с карандашом в руках, ответить на вопрос (одним словом) – о чём? он, ради чего (какой идеи, мысли) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать? 1 – 2 предложения. Ясно, что оно должно быть связано с темой текста = ключевым словом . И наша задача : по прочтении текста, с карандашом в руках, ответить на вопрос (одним словом) – о чём? он, ради чего (какой идеи, мысли) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать? 1 – 2 предложения. Ясно, что оно должно быть связано с темой текста = ключевым словом . И наша задача : по прочтении текста, с карандашом в руках, ответить на вопрос (одним словом) – о чём? он, ради чего (какой идеи, мысли) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать? " width="640"

«Как корабль назовешь, так он и поплывет» Зачин (варианты вступления)

  • Так ли необходимо вступление?

Да, потому что поможет выйти на проблему исходного текста.

  • С чего же начать сочинение?

Это зависит от содержания текста, от его стилистики.

Но точно знаю, с чего не следует начинать :

Перед нами текст …

Темой данного текста является …

  • Почему? (речевые ошибки !)
  • Сразу определим объём вступления.

1 – 2 предложения. Ясно, что оно должно быть связано с темой текста = ключевым словом . И наша задача : по прочтении текста, с карандашом в руках, ответить на вопрос (одним словом) – о чём? он, ради чего (какой идеи, мысли) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать?

  • 1 – 2 предложения. Ясно, что оно должно быть связано с темой текста = ключевым словом . И наша задача : по прочтении текста, с карандашом в руках, ответить на вопрос (одним словом) – о чём? он, ради чего (какой идеи, мысли) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать?
  • 1 – 2 предложения. Ясно, что оно должно быть связано с темой текста = ключевым словом . И наша задача : по прочтении текста, с карандашом в руках, ответить на вопрос (одним словом) – о чём? он, ради чего (какой идеи, мысли) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать?
ВЫВОД: Вступление  – это ключевое слово, и если его «обыграть», то легко «подойти» к определению проблемы исходного текста. Могу предложить возможные  варианты начала сочинения : Описание Через вопрос темы Выражение собственной позиции Лирическое отступление Цитата, которая вспомнилась, когда вы читали этот текст (Эти бессмертные строки А.С. Пушкина вспомнились мне, когда я читал этот текст…) Краткое сообщение об авторе исходного текста: основные проблемы, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью его творчества. (Подсказка – информация, сопровождающая исходный текст).  ЕГЭ. Часть С. Постникова Е.А. МОУ лицей № 3.

ВЫВОД:

Вступление – это ключевое слово, и если его «обыграть», то легко «подойти» к определению проблемы исходного текста.

  • Могу предложить возможные варианты начала сочинения :
  • Описание
  • Через вопрос темы
  • Выражение собственной позиции
  • Лирическое отступление
  • Цитата, которая вспомнилась, когда вы читали этот текст (Эти бессмертные строки А.С. Пушкина вспомнились мне, когда я читал этот текст…)
  • Краткое сообщение об авторе исходного текста: основные проблемы, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью его творчества. (Подсказка – информация, сопровождающая исходный текст).

ЕГЭ. Часть С. Постникова Е.А. МОУ лицей № 3.

Практика - Как написать вступление? Что поможет? Односоставные предложения (назывные, безличные) Риторические вопросы (но без пафоса и лжи) Обращения Цитаты (косвенная и прямая речь) Комбинация вариантов Задание : подберите из предложенного списка примеры к возможным вариантам начала сочинения, соответствующие содержанию и стилистике текста.

Практика

- Как написать вступление? Что поможет?

  • Односоставные предложения (назывные, безличные)
  • Риторические вопросы (но без пафоса и лжи)
  • Обращения
  • Цитаты (косвенная и прямая речь)
  • Комбинация вариантов

Задание : подберите из предложенного списка примеры к возможным вариантам начала сочинения, соответствующие содержанию и стилистике текста.

Практика Односоставные предложения Назывные: слова – термины, логические цепочки Безличные: Часто бывает так, что …

Практика

  • Односоставные предложения

Назывные:

слова – термины, логические цепочки

Безличные:

Часто бывает так, что …

Практика 2. Риторические вопросы Всегда ли мы можем … Часто ли мы задумываемся … Каждый ли человек может … Кто из нас не задавался вопросом …

Практика

2. Риторические вопросы

Всегда ли мы можем …

Часто ли мы задумываемся …

Каждый ли человек может …

Кто из нас не задавался вопросом …

Практика 3. Цитирование. Комбинация вариантов. «Красота спасёт мир», - утверждал герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Согласны ли мои современники с этим… Смотри: вариант № 13 ЕГЭ за 2020 г. – приложение

Практика

3. Цитирование. Комбинация вариантов.

«Красота спасёт мир», - утверждал герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Согласны ли мои современники с этим…

Смотри: вариант № 13 ЕГЭ за 2020 г. – приложение

Задание:  написать вступления разными способами. Практика Проблема бережного (ответственного) отношения к природе, охрана природы, ответственности человека перед будущими поколениями. Ключевые слова – логические цепочки Цитирование Природа – красота – человек: человек, умеющий видеть красоту вокруг себя, никогда не поднимет на неё руку… «Природа – храм или мастерская…» - задаётся вопросом главный герой романа И.С. Тургенева «отцы и дети».

Задание:

написать вступления разными способами.

Практика

Проблема бережного (ответственного) отношения к природе, охрана природы, ответственности человека перед будущими поколениями.

Ключевые слова – логические цепочки

Цитирование

Природа – красота – человек: человек, умеющий видеть красоту вокруг себя, никогда не поднимет на неё руку…

«Природа – храм или мастерская…» - задаётся вопросом главный герой романа И.С. Тургенева «отцы и дети».

Проблема равнодушия (безучастности к другому человеку), непонимания – проблема сострадания (сочувствия, понимания), милосердия. Ключевое слово: Милосердие – это… Риторический вопрос или восклицание: Какое красивое, но «трудное» слово. Почему «трудное», спросите вы? Да потому, что ко многому обязывает… Цитирование:  В словаре В.И. Даля…. М. Булгаков в моём любимом романе пишет: «…И милосердие иногда стучится в их сердца…»  Практика

Проблема равнодушия (безучастности к другому человеку), непонимания – проблема сострадания (сочувствия, понимания), милосердия.

Ключевое слово: Милосердие – это…

Риторический вопрос или восклицание: Какое красивое, но «трудное» слово. Почему «трудное», спросите вы? Да потому, что ко многому обязывает…

Цитирование:

В словаре В.И. Даля….

М. Булгаков в моём любимом романе пишет: «…И милосердие иногда стучится в их сердца…»

Практика

Практика Проблема РОЛИ, ВЛИЯНИЯ одиночества - Много ли интерпретаций у этой проблемы? - Кто из писателей-поэтов «специалист» по этой проблеме? Одиночество… хорошо это или плохо? Нет однозначного ответа. «Одинокий листок… Одинокий утёс… одинокий пару, который «мятежный просит бури», - образы, созданные М.Ю. Лермонтовым. Но так ли притягательно одиночество?

Практика

Проблема РОЛИ, ВЛИЯНИЯ одиночества

- Много ли интерпретаций у этой проблемы?

- Кто из писателей-поэтов «специалист» по этой проблеме?

Одиночество… хорошо это или плохо? Нет однозначного ответа.

«Одинокий листок… Одинокий утёс… одинокий пару, который «мятежный просит бури», - образы, созданные М.Ю. Лермонтовым. Но так ли притягательно одиночество?

Как обозначить проблему текста? Способы формулировки проблемы, рассматриваемой в тексте.  Как правило, сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:  1) проблема чего ; этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; В тексте поднимается проблема одиночества; Текст Ю.Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста; - ключевые слова, логические цепочки  2) формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.  Вопросы: помните, что вопросы не должны быть риторическими (то есть не требующим ответа)

Как обозначить проблему текста?

Способы формулировки проблемы, рассматриваемой в тексте. Как правило, сформулировать проблему текста можно двумя основными способами: 1) проблема чего ; этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; В тексте поднимается проблема одиночества; Текст Ю.Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста; - ключевые слова, логические цепочки 2) формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина. Вопросы: помните, что вопросы не должны быть риторическими (то есть не требующим ответа)

 - Например, в тексте вы обнаружили, что автор утверждает: «каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдет в эту душу» Попробуйте в этом высказывании найти ключевые слова . Человек - открыть душу – красота мира . Согласны? Вы, конечно, можете задать вопрос : «Каждый ли человек…». Но такой странный вопрос не имеет ответа. Значит… В таком случае вопрос может звучать приблизительно так: Как влияет красота мира на человека, на его душу ? Или так : Автор размышляет над проблемой влияния красоты окружающего мира на человека .

- Например, в тексте вы обнаружили, что автор утверждает:

«каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдет в эту душу»

Попробуйте в этом высказывании найти ключевые слова . Человек - открыть душу – красота мира . Согласны?

Вы, конечно, можете задать вопрос : «Каждый ли человек…». Но такой странный вопрос не имеет ответа.

Значит…

В таком случае вопрос может звучать приблизительно так: Как влияет красота мира на человека, на его душу ?

Или так : Автор размышляет над проблемой влияния красоты окружающего мира на человека .

Слово «проблема» может сочетаться с существительным в родительном падеже. Какие проблемы могут волновать авторов предложенных текстов?  Проблема чего:  войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность... какой-либо проблемы. Точка зрения на какую-либо проблему. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему. Коснуться какой-либо проблемы. Уделить внимание какой-либо проблеме.  Над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

Слово «проблема» может сочетаться с существительным в родительном падеже.

Какие проблемы могут волновать авторов предложенных текстов? Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность... какой-либо проблемы.

Точка зрения на какую-либо проблему.

Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.

Коснуться какой-либо проблемы.

Уделить внимание какой-либо проблеме.

Над какой-либо проблемой думать, работать.

Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

Речевые клише. Формулируем проблему. Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему Касается …  проблемы. Уделяет внимание ... проблеме. Над какой-л. проблемой думать, работать. Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения Автор затрагивает проблему... Много места уделено проблеме... Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна. Автор очень эмоционально отстаивает идею...

Речевые клише.

Формулируем проблему.

  • Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему
  • Касается …  проблемы.
  • Уделяет внимание ... проблеме.
  • Над какой-л. проблемой думать, работать.
  • Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения
  • Автор затрагивает проблему...
  • Много места уделено проблеме...
  • Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
  • Автор очень эмоционально отстаивает идею...
Тема Проблемы Роль книги Проблема нравственного воспитания Человек, любящий свою родину Проблема патриотизма Война Проблема сохранения человеческого достоинства  Проблема патриотизма  Проблема мужества Природа Проблема отношения человека к природе  Экологическая проблема Честь и достоинство Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке; Музей Археологические раскопки Проблема исторической памяти  Проблема сохранения духовного наследия Язык Проблема бережного отношения к языку  Проблема экологии языка Спор, дискуссия Проблема общения  Проблема этики, хороших манер

Тема

Проблемы

Роль книги

Проблема нравственного воспитания

Человек, любящий свою родину

Проблема патриотизма

Война

Проблема сохранения человеческого достоинства Проблема патриотизма Проблема мужества

Природа

Проблема отношения человека к природе Экологическая проблема

Честь и достоинство

Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке;

Музей

Археологические раскопки

Проблема исторической памяти Проблема сохранения духовного наследия

Язык

Проблема бережного отношения к языку Проблема экологии языка

Спор, дискуссия

Проблема общения Проблема этики, хороших манер

Важно! Итог! Проблема – одна и только одна Как определить проблему? Можно пойти от обратного: сначала выделить из исходного текста позицию автора (не всегда это цитата из текста, можно просто сформулировать её самостоятельно) задать вопрос к « позиции автора » ответ и будет « проблемой » текста

Важно! Итог!

Проблема одна и только одна

Как определить проблему? Можно пойти от обратного:

  • сначала выделить из исходного текста позицию автора (не всегда это цитата из текста, можно просто сформулировать её самостоятельно)
  • задать вопрос к « позиции автора »
  • ответ и будет « проблемой » текста
Комментарий  должен осуществляться с опорой на прочитанный текст  NB!  Установить логическую связь между примерами-иллюстрациями ТЕКСТУАЛЬНЫЙ – следование за автором в раскрытии проблемы на каком материале раскрывает проблему автор на чём заостряет внимание? почему? какие имена, факты, события упоминает автор и для чего как выражено отношение автора к изображаемому и как это проявляется КОНЦЕПЦИОННЫЙ какому типу принадлежит эта проблема (философская, нравственная…) как часто мы с этой проблемой сталкиваемся и для кого она важна почему эта проблема привлекла внимание автора к каким выводам приводит автор читателя – далее следует позиция автора (Таким образом, автор утверждает…)  Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного рода интерпретации.

Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст

NB! Установить логическую связь между примерами-иллюстрациями

ТЕКСТУАЛЬНЫЙ – следование за автором в раскрытии проблемы

  • на каком материале раскрывает проблему автор
  • на чём заостряет внимание? почему?
  • какие имена, факты, события упоминает автор и для чего
  • как выражено отношение автора к изображаемому и как это проявляется

КОНЦЕПЦИОННЫЙ

  • какому типу принадлежит эта проблема (философская, нравственная…)
  • как часто мы с этой проблемой сталкиваемся и для кого она важна
  • почему эта проблема привлекла внимание автора
  • к каким выводам приводит автор читателя – далее следует позиция автора (Таким образом, автор утверждает…)
  • Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного рода интерпретации.
Позиция автора Цитирование не всегда точно отражает позицию автора, лучше сформулировать её более конкретно. Обязательно использовать шаблоны! Аргументация Аргументы – тезис (проблема) – доказательства (факты): Действительно, … Правоту автора подтверждает… Самое важное! Сделать вывод: Таким образом, … Логические аргументы - направлены к разуму: Факты Статистика Мнение выдающихся людей Психологические аргументы - обращены в сердцу, вызывают эмоциональный отклик

Позиция автора

Цитирование не всегда точно отражает позицию автора, лучше сформулировать её более конкретно. Обязательно использовать шаблоны!

Аргументация

Аргументы – тезис (проблема) – доказательства (факты): Действительно, … Правоту автора подтверждает…

Самое важное! Сделать вывод: Таким образом, …

Логические аргументы

- направлены к разуму:

Факты

Статистика

Мнение выдающихся людей

Психологические аргументы

- обращены в сердцу, вызывают эмоциональный отклик

I . Логические (рациональные) аргументы 1 . Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания). 2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.). 3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества). 4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки ). 5. Законы природы. 6. Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; опирается на выявленные сущностные признаки определяемого предмета. Ср.: терминологические определения. 7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения. 8. Данные экспериментов и экспертиз. 9. Свидетельства очевидцев.

I . Логические (рациональные) аргументы

1 . Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).

2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).

3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).

4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки ).

5. Законы природы.

6. Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; опирается на выявленные сущностные признаки определяемого предмета. Ср.: терминологические определения.

7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения.

8. Данные экспериментов и экспертиз.

9. Свидетельства очевидцев.

II . Иллюстративные аргументы – примеры В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. а) конкретный пример: – пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае); – литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения); б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях).

II . Иллюстративные аргументы – примеры

В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.

а) конкретный пример:

– пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);

– литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения);

б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях).

III . Ссылки на авторитет: – мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.; – цитата из авторитетного источника; – мнение специалиста, эксперта; – обращение к опыту и здравому смыслу аудитории; – мнение очевидцев; – мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции); – общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

III . Ссылки на авторитет:

– мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.;

– цитата из авторитетного источника;

– мнение специалиста, эксперта;

– обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;

– мнение очевидцев;

– мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции);

– общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Этические нормы (подобные нарушения стали встречаться чаще): не допускать выражения отрицательных эмоций Этическая ошибка   ( исследования Щербининой Ю., Филиппова О. И др. ) связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми.  Речевая агрессия – грубое, оскорбительное,  обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго («Этот текст меня бесит»,

Этические нормы (подобные нарушения стали встречаться чаще): не допускать выражения отрицательных эмоций

Этическая ошибка  

( исследования Щербининой Ю., Филиппова О. И др. ) связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми.  Речевая агрессия – грубое, оскорбительное,  обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго («Этот текст меня бесит», " Судя по тому, что говорит автор, он маньяк"  и др.).

Практика Например:  « Михалков в своём репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами».

Практика

Например:

« Михалков в своём репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!