Мастер-класс для родителей и педагогов
«Как научиться сотрудничеству»
Место проведения: МБОУ «Школа №43» Ново-Савиновского района города Казани
Разработчики мастер-класса: Земскова Мария Владимировна, педагог-психолог,
Куфтерина Гузял Марсовна, учитель начальных классов
Мастер-класс был проведен в рамках республиканского стажировочного семинара "Образовательные ресурсы в реализации образовательного процесса на основе межпредметных технологий" в апреле 2018 года.
Цель: оптимизация взаимодействия взаимоотношений между педагогами и родителями.
Задачи: сплочение родителей и педагогов, развитие сотрудничества; осознание общих задач, стоящих перед школой и семьей; развитие умений поставить себя на место другого человека; реализация творческих способностей.
Целевая аудитория: родители и педагоги
Количество участников: 20 человек.
Время проведения: 20-25 минут.
Материалы: две коробки, фломастеры или маркеры, бумага, раздаточный материал
1. Приветствие участников.
Здравствуйте, дорогие участники мастер-класса. Сегодня мы поговорим о сотрудничестве семьи и школы. Предлагаем вам всем разделиться на две группы: родители и педагоги (рассаживаются за 2 стола)
2. Упражнение “Слово – ассоциация”.
Ведущий. Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку, которая поможет настроиться на совместную работу.
Всем вместе предлагаю подобрать к слову “мороженое” слово – ассоциацию (например, “жара”). Далее к “жаре” – свою ассоциацию, например, “море”.
Ведущий начинает игру, произнося слово “школа”, рядом стоящий участник берет массажный мяч и проговаривает свое слово – ассоциацию. Упражнение проводится по кругу.
3. Упражнение «Коробки»
Кто объединяет родителей и педагогов? Конечно, это дети, учащиеся. Выберите из вашей группы по одному представителю – он будет ребенком.
(ребенок встает ногами в коробку)
Теперь пусть выйдут два родителя и два педагога.
(родители и педагоги ставят одну ногу в коробку, где стоит ребенок)
Ваша задача - довести ребенка до воображаемой цели (на другой конец кабинета).
Вопросы к родителям и педагогам:
- Как вы добивались поставленной цели? Что вы чувствовали? Возникали ли в процессе трудности и какие? Как вы сотрудничали с педагогом (родителем)?
4. Упражнение “Наши общие задачи”.
Ведущий предлагает участникам ответить на вопрос «Какова ваша задача как родители /педагога?»
Работа в подгруппах 5 минут.
Составляется кластер на доске из написанных группами задач.
Вопрос к двум группам:
- Внимательно посмотрите на задачи ваших групп. Что вы заметили? Есть ли что-то общее в написанных вами задачах? Можно ли выделить одну общую цель/задачу?
Итоги “Наши общие задачи” вывешиваются для всеобщего обозрения участников, из двух кластеров составляется один общий.
5. Упражнение «Поговорим?»
Вспомните, как вы отзываетесь о родителях/педагогах дома, в кругу друзей. Какими фразами вы выражаете свое недовольство, негодование.
Запишите эти фразы в группе (работа в группах 5 минут)
Давайте зачитаем эти фразы вслух.
- Как вы думаете, можно ли говорить о сотрудничестве, когда мы слышим эти фразы.
Чтобы услышать друг друга, применяется метод «Я-высказывания»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/21/s_5bcc41ca1c344/974371_1.png)
Попробуйте переделать ваши фразу с помощью метода «Я-высказывания».
6. Что значит сотрудничать?
Попробуем поработать с определением «сотрудничество» с помощью метода «инсерт». Прочитайте высказывания. Все они так или иначе касаются сотрудничества. Поставьте в правой колонке таблицы соответствующий символ.
“V” | “+” | “-” | “?” |
Поставьте “v”, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете | Поставьте “+”, если то, что вы читаете, является для вас новым | Поставьте “-”, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете | Поставьте “?” на полях, если то, что вы читаете, непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу |
Согласованность, слаженность мнений и действий | |
Желание и стремление решить проблему | |
Внимание к личности | |
Снятие барьеров общения, навыки конструктивного общения | |
Умение преодолевать негативные эмоции и чувства и проявлять понимание, симпатию, заботу | |
Отказ от конфронтации | |
Готовность к диалогу | |
Совместная деятельность | |
Сотрудничество – это труд двух сторон | |
Это совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду. | |
Сотрудничеству нужно учить | |
Политика конструктивного взаимодействия - четыре этапа: Первый этап - принятие. Второй - понимание. Третий - сотрудничество. Четвертый - сотворчество. | |
В ситуации сотрудничества дети в школе начинают дружить и в целом лучше учиться | |
Воевать, конечно, привычнее и, возможно, интереснее, но в долгосрочной перспективе более себя оправдывает сотрудничество | |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/21/s_5bcc41ca1c344/974371_2.png)
- Что для вас значит сотрудничать?
7. Рефлексия
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/21/s_5bcc41ca1c344/974371_3.png)
В конце нашего мастер-класса хотелось бы получить от вас обратную связь.
На слайде вы видите начала предложений, предлагаем вам закончить любое из представленных предложений.
Спасибо за продуктивную работу!