СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для родителей «Поддержка детской самостоятельности и инициативы в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для родителей «Поддержка детской самостоятельности и инициативы в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 98»

города Магнитогорска







Мастер-класс для родителей

«Поддержка детской самостоятельности и инициативы

в игровой деятельности

детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»







Подготовила:

воспитатель высшей кв.категории

Соломкина Ирина Владимировна








Магнитогорск

2022 год

Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.

Взаимодействие ДОУ с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие; знание и учёт педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом в интересах ребёнка.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, определяется общая цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей : повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3. Сформировать адекватную самооценку.

Ребёнок больше времени, эмоционально и продуктивно значимого для своего развития, проводит дома, со своими близкими. Постоянное, последовательное и адекватное способностям и потребностям ребёнка вмешательство близкого взрослого гарантирует наилучший результат. Своевременное, регулярное проведение с родителями просветительской работы помогает им глубже познакомиться с проблемами своего ребёнка, подкрепить интуитивные знания практикой, разрешить сложные ситуации.      

Знакомить родителей с условиями, методами использования игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей в домашних условиях помогает мастер-класс.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Во время проведения мастер-классов педагоги обращают внимание родителей не только на общее развитие детей, но и на формирование у них навыков моторики, активизацию творческих способностей.






Цель: повышение компетентности родителей в области развития самостоятельности и инициативности дошкольника при взаимодействии с педагогом через совместную проектную деятельность.

Задачи:

1.Повысить интерес родителей к проблеме самостоятельности и инициативности.

2. Помочь родителям определить уровень самостоятельности собственного ребенка посредством индивидуальной мини-диагностики.

3. Предоставить родителям информацию об условиях развития детской самостоятельности и инициативности.

4. В игровой форме отработать способы повышения уровня самостоятельности ребенка.

Оборудование: Карточки с фразами, карточки с таблицами, мячик.

Ход работы

Вступительная часть

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена развитию самостоятельности и инициативности ребёнка.

Естественное желание большинства родителей - видеть своих детей лидерами, инициативными и активными людьми, умеющим принимать решения и решать проблемы.

В каждом возрасте у ребенка есть те области, с задачами в которых он может справляться. Нередкой, однако, становится ситуация, когда родителям легче спокойнее и удобнее делать многие вещи за ребенка, принимать за него решения, выбирать за него сферу активности.

Однако, если инициатива и самостоятельность ребенка не поощряются, не следует удивляться, что позже готовность ребенка делать что-либо самому идет на убыль. Это прекрасно демонстрируется следующим стихотворением.

Стихотворение «Взрослым» (М. Шварц)

Я в своей родной квартире

Как на слyжбе строевой.

Командир на командире...

Я один здесь рядовой!

Всем я должен подчиняться:

По приказy - одеваться,

По приказy - yмываться,

Ровно заправлять кровать.

По команде - есть садиться,

По заданию - yчиться,

По режимy - спать ложиться,

По бyдильникy - вставать!

Теперь вам ясно, почемy

Начал огрызаться я?

Конец терпенью моемy,

ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗАЦИЯ!

Сегодня мы поговорим с вами о проблеме развития самостоятельности, попытаемся определить, насколько самостоятельными вы воспитываете своих детей, а также выясним, что же лучше всего делать, чтобы ребенок вырос ответственным, самостоятельным и инициативным.

Начнем с игры разминки «Собери фразу»

Предлагаю вам разделиться на две команды. Каждая команда получит слова на отдельных листочках, ваша задача – как можно быстрее собрать из этих слов фразу. Время пошло.

Фраза № 1: «Не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя - воспитывай себя. (Английская пословица)

Фраза 2: «Человек не может быть свободен, если он не самостоятелен» (М. Монтессори)

Спасибо за активность!

Теоретическая часть

Давайте теперь обратимся к теории.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность».

Самостоятельность обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни.

Практическая часть

Сейчас я раздам вам анкеты (см. Приложение 1), с помощью которых вы сможете определить уровень самостоятельности вашего ребенка. Работа ведется индивидуально, вы отвечаете на вопросы анкеты, затем самостоятельно обрабатываете ее.

Если по результатам диагностики уровень самостоятельности вашего ребенка оказался не очень высоким, возможно вам поможет информация об основных правилах развития самостоятельности ребенка (см. Приложение 2).

Следующее упражнение «Слепой и поводырь» поможет понять значимость некоторых из перечисленных правил. Вам необходимо сейчас разделиться на пары. В каждой паре выбирается "слепой" и "поводырь".

Инструкция "повыдырям": "Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром".

Участники в парах расходятся по комнате. "Поводырь" ведет "слепого" за собой, знакомит его с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Через пять минут участники меняются ролями.

Упражнение закончилось, обсудим: как вы себя чувствовали в роли "поводыря" и "слепого", кем вам больше понравилось быть, доверяли ли вы своему партнеру. Дома попробуйте провести данное упражнение с вашим ребенком и обязательно спросите у него, кем ему больше понравилось быть и почему.

Чтобы проверить, предоставляем ли мы ребенку возможности для проявления самостоятельности, предлагаю выполнить упражнение «Самостоятельность».

Заполните таблицу. В первой колонке перечислите дела, которые ваш ребенок решает и делает сам. Во второй колонке запишите дела, в которых вы участвуете вместе с ребенком.


Самостоятельно

Вместе с мамой





Посмотрите, что из колонки «Вместе» можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку «Самостоятельно».

Подумайте, как часто вы вмешиваетесь в дела ребенка из первой колонки, потому что хотите, чтобы он сделал их быстрее или лучше. Постарайтесь предоставить самостоятельность ребенку в их выполнении, обязательно одобрите старания ребенка, несмотря на их результат.

В делах, которые ребенок делает с помощью вас, следите за моментами, когда можно ослабить ваше участие («отпустить руль»), но не делайте этого слишком рано или резко. Обязательно отметьте первые, даже небольшие самостоятельные успехи ребенка; поздравьте его (а заодно и себя!).

А сейчас мы выполним упражнение «Ценные указания».

Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит друг, чтобы что-то сделать вместе, например, отремонтировать телевизор.

Один участник «ремонтирует телевизор». Второй участник садится и читает текст: «Так, достань описание, теперь возьми отвертку и сними заднюю стенку. Да как ты откручиваешь шуруп? Не жми так!».

Поделитесь своими впечатлениями.

Согласитесь, что такая совместная деятельность вызывает только раздражение. Поэтому помним, что главное условие помощи ребенку и совместных занятий – дружелюбный тон общения. Постарайтесь избегать критики и больше хвалите ребенка за конкретные достижения.

Уважаемые родители! Важно ли оказывать эмоциональную и моральную поддержку ребёнку, если он проявляет свою самостоятельность? А если у него получается не всё и не так как нужно?

Потренируемся хвалить наших детей, и выполним упражнение «Похвалилки». Предлагаю поделиться вашими семейными «похвалилками».

Я буду бросать мяч каждому участнику, а вы должны быстро сказать что-нибудь хорошее о своем ребенке: «Например, моя Маша очень добрая.». Правило – не повторяться.

И помните, в развитии самостоятельности ребенка, важно избегать крайностей.

Придерживайтесь рекомендаций по воспитанию активной и самостоятельной личности. (см. Приложение 3, 4)

Вернёмся к упражнению «Самостоятельность», где вы заполняли таблицу. Поделитесь, что у вас получилось… Поясните ситуацию. Выскажите своё отношение.

Посмотрите, что из колонки «Вместе» можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку «Сам».

Уважаемые родители, подумайте, как часто вы вмешиваетесь в дела ребенка из первой колонки, потому что хотите, чтобы он сделал их быстрее или лучше. Постарайтесь предоставить самостоятельность ребенку в их выполнении, обязательно одобрите старания ребенка, несмотря на их результат.



Рефлексия

Скажите, что было сложным для вас? Что было для вас полезным? Какой опыт вы приобрели?

 Спасибо за участие!

Выразите, пожалуйста, одним словом ваше отношение к нашей встрече.

Спасибо за внимание!

Успехов вам в понимании и воспитании ваших детей!



Литература

1.Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Аст, 2010

2.Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка – Великий Новгород: НовГУ, 2000

3.Широкова Г. А. Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога – Ростов н\Д:Феникс, 2004

Приложение 1

Карта проявления самостоятельности (А.М.Щетинина)

Карта проявления самостоятельности заполняется на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда – 2 балла, часто – 4 балла.


Показатели самостоятельности

Частота проявлений

никогда

иногда

часто

Умеет найти себе дело




Имеет свою точку зрения




Не обращается за помощью к сверстникам




Не обращается за помощью к взрослому




Стремится все делать сам




Доводит начатое дело до конца




Без указания взрослого убирает посуду,

игрушки, вещи




Самостоятельно решает конфликты со

сверстниками




Не заботится о том, что всегда

находится в согласии с большинством




Негативно относится к какой-либо помощи со стороны сверстников или

взрослого




Без напоминания выполняет

порученные дела




Может играть один




Обработка и интерпретация результатов:

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у ребенка:

низкий – 0 -12 баллов,

средний – 13 – 24 балла,

высокий – 25 – 48 баллов.













Приложение 2

10 правил воспитания самостоятельности у дошкольника

«Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и

выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других»

П.Ф.Лесгафт

Самостоятельность – это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно. У дошкольника это качество начинает формироваться на втором году жизни. И в этот период главным для родителей и воспитателей является умение правильно реагировать на поведение ребёнка, направлять, поддерживать и создавать все необходимые условия для этого.

1.Не показывайте, а говорите

С момента, когда ребёнок начинает понимать взрослую речь, у него формируется наглядно-действенное мышление по типу «Вижу-делаю». Малыш полностью копирует поведение и действия взрослых. Однако именно в этот период он уже способен выполнить простые поручения: «Принеси мяч», «Покажи, где собака». С удовольствием выполняя их, ребёнок проявляет первое стремление к самостоятельности. Общаясь с ребёнком на протяжении всего дошкольного периода, старайтесь меньше показывать способы действия, а больше давать словесные указания. Так вы постепенно формируете наглядно-образное, а позднее и словесно-логическое мышление, являющиеся неотъемлемой частью развития самостоятельности у дошкольника.

2.Формируйте самоконтроль и взаимоконтроль

Учите ребёнка контролировать свои действия. Любое самостоятельное действие не может быть выполнено без самоконтроля. Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах её выполнения. Предлагайте ребёнку в самостоятельной деятельности или в процессе организованного занятия самому отсчитывать определённое количество упражнений, следить за качеством выполнения задания, доводить начатое до конца. Процесс взаимоконтроля у дошкольников проходит значительно легче, ведь ребёнку проще оценить правильность выполнения задания младшим братом или сверстником, чем самим собой. Однако именно на этом этапе формируется умение наблюдать, анализировать и делать выводы. Такие способности являются важным критерием развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.

3.Учите анализировать

Умение анализировать свои действия, делать выводы – способность, характерная для воспитанников старшего дошкольного возраста. Ребёнок с радостью принимает похвалу за правильно выполненное задание и в большинстве случаев отрицает критику со стороны взрослого или сверстника. Несмотря на это, необходимо давать адекватную оценку действиям старшего дошкольника и способствовать формированию у него умения самому правильно себя оценивать. Для этого в заключительной части образовательной деятельности можно предложить детям рассказать о том, что у них получилось на занятии, а над чем надо поработать. Подсказывайте каждому ребёнку способы достижения желаемого результата. Впоследствии дети сами будут способны на такой анализ.

4.Обогащайте жизненный опыт

Детям до двух лет свойственна некоторая «асоциальность», но она связана с отсутствием жизненного опыта и знаний «нормативности» действий. Маленькие шкоды и берутся за такие действия только для того, чтобы порадовать маму новыми успехами. Не удивляйтесь, если обнаружите припасенную к приходу гостей красную рыбу в кошачьей миске: пока вы говорили по телефону, малыш решил покормить кошку. Не ругайте его. Лучше восхититесь его самостоятельностью и покажите, чем он может покормить кошку в следующий раз. Со временем ребенок усвоит главное - самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех. Этот «всеобщий результат» или «всеобщий эффект» - непременное условие становления подлинной самостоятельности. Чем богаче и разнообразнее уровень знаний дошкольника, тем легче ему принять правильное решение в той или иной ситуации, тем проще разобраться в «можно» и «нельзя». Отвечайте на бесконечные вопросы ребёнка, организуйте прогулки за пределы детской площадки, берите его в путешествие, читайте и рассматривайте иллюстрации, обсуждайте поступки мультипликационных героев, то есть делайте всё возможное для обогащения жизненного опыта дошкольника.

5.Поощряйте инициативу

Среди взрослых известно выражение: «Инициатива наказуема». К сожалению, и среди детей она в большинстве случаев не приветствуется. Зачастую инициатива, проявленная дошкольником, заканчивается изрисованными обоями, разбитой посудой или перепачканной одеждой. Это так раздражает взрослых! Наберитесь терпения, спокойным тоном расскажите, что малыш сделал неправильно, как надо было поступить, чтобы избежать таких последствий. Ведь подавляя инициативу, вы можете подавить её навсегда, и уже в школьном возрасте подростка трудно будет допроситься пропылесосить, приготовить завтрак или помочь младшей сестрёнке изготовить поделку для школьной выставки.

6.Развивайте творчество и фантазию

Известно, что формируя творческие умения и фантазию ребёнка, мы развиваем у него умение предвидеть результат своей деятельности, предполагать все возможные варианты развития событий. Такая способность особенно необходима, когда мы поручаем дошкольнику ответственное задание или когда он остаётся дома один. Для этого создавайте проблемные ситуации, предлагайте детям решать их. Особенно актуальна так называемая кейс-технология, которая предполагает проблему и различные способы её решения. При этом выбор остаётся за ребёнком. Особое значение в формировании творческих способностей уделяется изобразительной деятельности, музицированию, ТРИЗ. Предлагайте дошкольникам дорисовать фигуру, придумать мелодию или новое окончание знакомой сказки, исполнить танец или составить рассказ по картинке.

7.Давайте право выбора

Ежедневно мы, взрослые, делаем выбор за ребёнка, когда предлагаем то или иное платье на утренник в детский сад, выбирая блюдо на завтрак, покупая продукты или организуя прогулку. Однако для воспитания самостоятельности у дошкольника

полезно предоставлять право выбора самому ребёнку. Предложите дочке выбрать платье, которое она хочет надеть сегодня; спросите у сына, что он хочет на завтрак: омлет или яичницу; куда он хотел бы пойти на прогулку и что купить: яблоки или бананы. Покажите, что для вас важно, чтобы выбрал именно ребёнок, что вы уважаете его мнение. Таким образом, вы формируете у дошкольника умение делать выбор в пользу верного решения проблемы в любой сложившейся ситуации.

8.Повышайте самооценку и уверенность в себе

Именно развитие самооценки на том или ином уровне позволяет ребенку оценивать себя и окружающих, воспринимать мир и проявлять индивидуальную активность во всех видах деятельности: будь то общение со сверстниками и взрослыми, игра или самообслуживание. Для дошкольного возраста характерна завышенная дифференцированная самооценка. Такая завышенная самооценки помогает ребенку справляться со сложностями его окружающего мира. К концу дошкольного возраста самооценка ребенка начинается становиться более гармоничной. Дети воспринимают себя более объективно, учитывают и знания о себе и отношение к себе окружающих. Важно формировать адекватную самооценку у дошкольника, ведь заниженная самооценка не позволит ребёнку достичь желаемого результата, а слишком завышенная – в случае неудачи или проигрыша может привести к эмоциональному срыву малыша.

9.Доверяйте

В любом случае доверяйте маленькому ребёнку, даже если чувствуете ложь. Нередко взрослые сами провоцируют ребенка на ложь. Дети нуждаются в нашей поддержке и сотрудничестве с нами, им важно чувствовать себя защищенными, знать, что у них есть тыл. Те, кто не обманывает родителей, ощущают такую связь со взрослыми. Напротив, те, кто врет систематически, нередко делают это потому, что атмосфера в семье построена на искаженных и даже манипуляторских отношениях, в ней нет атмосферы доверия. Доверие – это фундамент, на котором строятся отношения. «Помните о презумпции невиновности, – говорит Анатолий Северный. – Ребенок имеет право на уважение, и априори подвергать его слова сомнению нельзя». Только доверие и уважительное отношение способно научить ребёнка с уверенностью делать выбор, высказывать своё мнение, принимать решение (даже если оно не совсем верное), поступать так или иначе в различных жизненных ситуациях.

10.Создавайте условия

Формирование самостоятельности, по мнению Л.С. Выготского, во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи. Благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности. А для этого необходимо создать условия. Если мы говорим о воспитании самостоятельности, то ребёнок должен находиться в безопасных условиях, в условиях развивающего обучения. Окружите дошкольника игрушками, играми, предметами, книгами безопасными для его физического, умственного, нравственного здоровья. Дайте возможность маленькому почемучке создать своё пространство, отделиться от мира взрослых, мира тотального контроля, замечаний и упрёков.




Приложение 3

Рекомендации родителям

по воспитанию активной и самостоятельной личности

  • Поощряйте все проявления самостоятельности ребёнка. Если требуется, помогите ребёнку создать условия для самостоятельной игры или занятия.

  • Регулярно обращайтесь к ребёнку за советом по какому-нибудь вопросу. Интересуйтесь его мнением.

  • Помогайте ребёнку там, где он просит.

  • Позволяйте совершать ошибки. На них учатся. Вместо того, чтобы концентрировать внимание ребёнка на неудаче, сконцентрируйте его внимание на том, как можно улучшить дело.

  • Позволяйте ребёнку сталкиваться с последствиями своих действий (или бездействия).

  • Обеспечьте ребёнку регулярные занятия творчеством (лепка, рисование, музыка и т.д.).

  • Старайтесь покупать игрушки по типу конструкторов, которые изначально не готовы, которые нужно собирать и разбирать. Желательно, чтобы было несколько вариантов сборки.

  • Старайтесь как можно меньше выполнять за ребёнка то, что он уже может сделать сам. Не забывайте оглядываться на возрастные рамки: что обычно умеют делать дети в таком же возрасте, что и ваш ребёнок?

  • Старайтесь всегда выполнять свои обещания. Подражая вам, ребёнок тоже начнёт выполнять свои договорённости. Такая потребность будет побуждать его лучше продумывать и организовывать свою деятельность.

  • Учите ребёнка убирать за собой. Поиграл в конструктор – убери его на место. Вылил молоко на пол – вытри тряпкой и т.п. Такие действия помогут ребёнку осознать последствия своих действий и помогут начать лучше организовывать свою деятельность.

  • Если ребёнок начинает что-то делать не правильно, не спешите ему об этом заявлять. Пусть он сам поймёт это.

  • Ребёнку необходимо иметь своё собственное пространство, где он будет сам себе хозяином (ящик, комната).

  • Запрещая что-то делать ребёнку не забудьте ему сказать, что делать можно.

  • Если ребёнок хочет вам в чём-то помочь, – разрешите ему это. Пусть поможет (даже, если у него это плохо получается).

  • Приобщайте ребёнка к планированию сложных дел. Например, планирование поездок или планирование выходного дня.

  • Позволяйте ребёнку участвовать в домашних делах (уборка, мытьё посуды, приготовление пищи).

  • Позволяйте ребёнку участвовать в процессе одевания: пусть он участвует в выборе одежды. Пусть он сам надевает то, что уже может.

  • Ребёнок учится выбирать: «Какой дорогой мы пойдём домой из садика? А почему ты хочешь пойти этой дорогой?», «Какую кофточку ты хочешь сегодня надеть. А почему?». «Как нужно поступить в этой ситуации? А как можно поступить по-другому? А как лучше? А как бы я поступила: угадай!»

Приложение 4


Игры и упражнения на развитие воли и усидчивости ребенка


  • Собирание разрезанных картинок (пазлов).


  • Развязывание узелков, зашнуровывание ботинок.


  • Развивающие игры Монтессори (деревянные игрушки с дырочками, к которым необходимо деревянной иглой со шнурочком пришить что-либо).


  • Мытьё посуды.


  • Игры ЛЕГО или другой конструктор.


  • Выполнение задания по времени: «Посмотри на часы. Сейчас стрелка на цифре "1". Тебе нужно рисовать до тех пор, когда стрелка подойдет к цифре "4"».


  • Выполнение задания по инструкции: «Нарисуй одну строчку кружков» или

«Сядь на стульчик и сосчитай до десяти. Только после этого ты можешь встать».


- Задания с нарастанием усилия: «Нарисуй один квадратик, только постарайся, чтобы было красиво. Нарисовал? А теперь нарисуй еще один, такой же красивый и даже еще лучше»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!