СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для учителей-дефектологов "Игры с палочками Кюизенера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для учителей-дефектологов "Игры с палочками Кюизенера"»

ГБУ ОО КРЦ ППМСС
Дошкольное отделение

Мастер-класс для учителей-дефектологов

«Игры с палочками Кюизенера» представила учитель-дефектолог Асанова И.А.(ноябрь 2023 г.)


Цель мастер - класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера как полифункционального дидактического средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Задачи мастер – класса:
  1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.

  2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.

  3. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.


Оборудование: столик, магнитная доска


Раздаточный материал: объемные палочки Кюизенера, цифры.


Актуальность мастер – класса.
На современном этапе в связи с введением в действие ФГОС ДО появилась необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, которое бы выявляло и развивало творческие и познавательные (интеллектуальные) способности детей.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Новые приоритеты в образовании требуют поиска инновационных методов, позволяющих создать образовательную среду, построенную на основе технологий развивающего обучения. Одними из наиболее эффективных в этом направлении являются авторские методики интеллектуально-творческого развития детей – палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, развивающие игры Никитина.

Это особенные по своей эффективности пособия, которые помогают сформиро-вать все важные умения, особенно математические и логические.

Для занятий с этими пособиями характерен ряд признаков, которые их объединяют:

- к формированию задач для ребенка применяется индивидуальный подход, с учетом его личностного развития;

- в обучении применяется комплексный подход;

- все задачи решаются посредством игры, где присутствует общий сюжет и действует принцип постепенности, от простого к сложному;

- в игре взрослый играет наравне с ребенком и также может ошибаться;

- взрослый не подсказывает, а побуждает ребенка самому найти решение.

Остановимся подробно на играх с палочками Кюизенера.

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Цветные палочки Кюизенера - это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование), внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, развитию умения работать в коллективе.

Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм (116 палочек), картонных цифр, знаков. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки, обозначающие цифры 2, 4, 8 кратны двум образуют "красную семью"; 3,6,9 кратны 3 - "синюю семью", 5 и 10 кратны 5 - "семейство желтых". В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.

Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Упражнения предлагаются детям, как было выше сказано, в игровой форме.

Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно

использовать палочки. Занятия с палочками рекомендуется проводить

систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными

Этапы обучения

На первом этапе, в возраст 3-5 лет можно уже предлагать детям палочки, где они используются просто как игровой материал для выполнения наиболее простых упражнений.

Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также

качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.

В дочисловой и уже в числовой период с помощью палочек Кюизенера хорошо решаются следующие задачи:

- изучение понятий «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;

- изучение понятий «один», «много»;

- изучение понятий «такой же», «столько же»;

- классификация по цвету, длине;

- выкладывание по образцу;

- выполнение заданий «Закончи картинку» ;

- «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?» (в пределах 5);

- формирование понятий «больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький»;

- введение натурального ряда;


На втором этапе, в возрасте 5-7 лет, палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Здесь уже решаются следующие задачи:

- счет в пределах 10, формирование количественного и порядкового счета;

- прямой и обратный счет;

- составление чисел из единиц, далее из двух меньших;

- сравнение чисел (больше, меньше на один);

- работа с натуральным рядом;

- формирование пространственных отношений «под», «над», «слева», «справа»;

- знакомство с числами второго десятка;

- обучение действию кодирования и декодирования;

- решение примеров на сложение и вычитание;

- конструирование цифр, букв, геометрических фигур, животных и др.;

- составление фигур по схеме с использованием числового значения палочек;

- составление фигур по схеме с помощью линии симметрии, с помощью графического диктанта, по силуэтной схеме;

- рисование палочками;


Практическая часть

А сейчас я предлагаю вам перейти к практической части нашего мастер- класса и попробовать выполнить несколько упражнений.

Примерные упражнения с палочками Кюизенера:


Игры на закрепление цвета. (Обратить внимание педагогов младших групп)

  1. Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.




2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.

3. Возьми в левую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета.

4. Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.

5. Перечисли цвета всех палочек на столе.

6. Покажи не красную палочку, не желтую и т. д.

7. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.

8. Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из: белой и синей палочек; красной и синей; голубой, оранжевой и черной; - коричневой, зеленой, белой и желтой палочек.


Игры на закрепление длины. (младшие и средние группы)

  1. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине?

  2. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли

ответил на вопрос.

  1. Найди 2 палочки одинаковой длины (разной).

  2. Выбери 2 палочки одной длины. Какого они цвета?

  3. Возьми желтую и синюю положи, чтобы наверху оказалась короткая, а сверху длинная.


Игры на ориентировку в пространстве. (старшие группы)

  1. Составь лесенку из белой, голубой и желтой палочки. Какого цвета палочка вверху, внизу, посередине?

  2. Составь поезд из бордового, оранжевого и красного так, чтобы оранжевый был левее бордового, а бордового левее красного.


Игры на знакомство с числом. (старшие, подготовительные группы)

  1. Возьми белую палочку. Она самая короткая. Это единица. Число 1.

  2. Найди палочку, где белая палочка укладывается 2 раза. Найди такую же палочку, сколько их? (2) Розовая палочка - это число 2. так до 10).

Задачи. (подготовительные группы)

  1. Составь 2 поезда так, чтобы в одном из них было 3 розовых вагонов, а другой, состоящий тоже из розовых вагонов, был на 1 (2) вагон длиннее.

  2. Составь зеленую палочку, из одинаковых палочек разными способами.

(Состав числа).



Примеры игр с палочками Кюизенера.

Игра: «Цветные коврики»

Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших

чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание. Ход игры.

Дети берут одну какую-либо палочку (например, желтую) и составляют ее из нескольких других, в сумме равных длине первой.

Каждый «коврик» заканчивается палочкой, состоящей из белых палочек, которая носит название «бахрома». Дети описывают коврик:


  • Цветом: «Желтый - это белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый, и белый, белый, белый, белый, белый».

  • Числами: «Пять - это один и четыре, четыре и один, два и три, три и два, и один, один, один, один, один». - Цифрами (дети выкладывают карточки с цифрами): 1 и 4,4 и 1,2 и 3,3 и 2, и 1, 1, 1, 1, 1. Можно использовать знаки +, -

, =.

Необходимо подвести детей к пониманию того, что, например, для числа 3 имеется только два варианта складывания коврика, а для числа 5 - четыре варианта. И соответственно первый коврик будет меньше, чем второй.

Позднее, по мере усвоения материала можно использовать числа от 1 до 10.

Игра «Назови число - найди палочку».

Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой. Ход: игры:

Ведущий называет число, играющие на ходят соответствующую палочку.

Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая - один, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.


Игра «Найди пару»

Варианты:

  • К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.

  • К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).

Подбор пар выполняется сначала по порядку, а потом вразбивку.

Выполнив упражнение, ребенок складывает палочки в коробки или мешки, на которых изображена соответствующая цифра или числовая фигура (или то и другое вместе).


Игра «Скворечник»

Цель. Закреплять знание чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по длине; преобразовывать конструкцию предмета.

Материал. Карточка; цветные счетные палочки: 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 1 черная и 1 белая.

Описание: Педагог просит детей вспомнить, как они выкладывали домик. Уточняет: «Сколько у домика было стен? Какие палочки вы брали, чтобы их построить? (Две палочки одной длины.) Одинаковые ли нужны палочки для пола и потолка?» Предлагает детям руками показать, как выглядела крыша, какой формы она была.

Учитель говорит детям: «Сделайте маленький домик». Когда домик будет готов, читает загадку:

Между веток новый дом,

Нет двери в доме том,

Только есть одно окошко,

Не пролезет даже кошка.

Игра «Сушим полотенца»

Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).

Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка).

Описание: На подносе лежат палочки двух цветов.

Задания:

– Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?

– Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета.)

– Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, сколь ко – столько, поровну.)

– Положите коричневую палочку перед собой. (Показ.) Это – веревочка. Палочки желтого и красного цвета – «полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное «полотенце».


Какое теперь надо вешать «полотенце»? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое…

Наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:

1.Альбом-игра «Волшебные дорожки» - яркое и красочное методическое пособие. Данное методическое пособие позволит заниматься со счетными палочками Кюизенера даже с самого маленького возраста (2-3 года). Альбом включает в себя 13 заданий с красочными иллюстрациями и подробными комментариями.

С первых страниц альбома ребенок попадет в сказочный мир любимых героев, «побродить» с которыми по волшебным дорожкам будет намного интереснее. Умело подобранные задания по принципу «от простого к сложному» в игровой форме научат ребенка различать цвета, сравнивать предметы по количеству и величине ориентироваться на плоскости. А самое главное – возможность почувствовать себя «творцом», позволяя самому «дорисовать» картины художника. Для этого достаточно подобрать палочки по цвету и наложить их на картинки. И тогда дорожка станет объемной, «оживут» зайцы, медведь, колобок и другие сказочные герои.

2. Методический комплект «На золотом крыльце...» - содержит весь необходимый дидактический материал для занятий со счетными палочками Кюизенера. Здесь Вы найдете игры и упражнения, схемы и пояснительные рисунки, кроссворды, задания на умение выкладывать палочки по образцу и накладывать их на изображение.В состав набора входят два блока с материалом к играм и упражнениям.

1 блок для детей 3-5 лет, 2 блок для детей 5-9 лет.

3. Альбом-игра «Дом с колокольчиком» для детей 3-5 лет. В альбоме 13 листов с красочными иллюстрациями. На картинках изображены герои любимых сказок ребенка: Красная Шапочка и Серый Волк, Дюймовочка и Буратино, и многие другие.

Ребенку предлагается "оживлять" картины художника, делая их объемными. Для этого нужно выбирать палочки подходящие по цвету и накладывать их на изображение. Выкладывание палочек на рисунок тренирует мелкую моторику ребенка, учит внимательности и аккуратности, ведь палочки ничем не крепятся, а значит нужно делать все осторожно, чтобы не сдвинуть ранее положенные палочки.

4. Игра "Кростики. Посудная лавка" продолжает серию игр с международным дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера» (для детей 5-8 лет)


«Посудная лавка» - это три игры в одной, направленные на развитие интеллектуально-творческих способностей у детей дошкольного возраста. В эту игру может играть как один ребенок, так и группа детей (10-15 человек). Пособие представляет собой папку, содержащую 15 листов с заданиями и пояснениями. Включает в себя 3 вида заданий. Каждое задание дополнено стихами и загадками, которые помогут сделать занятия веселее и интереснее.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!