Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 376
Московского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА мастер-класса для педагогов начальных классов «Изучение явлений природы как путь нравственного и экологического воспитания младших школьников»
Плахова Елена Сергеевна,
учитель начальных классов,
воспитатель группы продлённого дня
Санкт-Петербург
2017
Мастер-класс для педагогов начальных классов
«Изучение явлений природы как путь нравственного и экологического воспитания младших школьников»
Цель: создать условия для совершенствования профессиональной экологической компетентности педагогов и развития творческого потенциала участников мастер-класса.
Задачи:
распространить и пропагандировать опыт инновационных методов и новых результативных форм использования современных педагогических технологий в образовательной деятельности;
активизировать мыслительную и творческую деятельности учителей;
повысить уровень организации и результативности преподавания;
познакомить с методами повышения мотивации в обучении через использование игровых, ТРЭК и здоровьесберегающих технологий;
повысить профессиональное мастерство;
мотивировать учителей на развитие творческих способностей обучающихся и проявление инициатив;
развивать у педагогов интерес к экоурокам и эффективным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии.
Ожидаемые результаты:
повысить экологическую компетентность педагогов;
совершенствовать профессиональное мастерство участников мастер-класса;
уметь мотивировать себя и мотивировать обучающихся на развитие творческих способностей и инициатив;
апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся;
повысить уровень организации и результативности преподавания.
Целевая аудитория мастер-класса: учителя начальных классов образовательных учреждений.
Форма проведения: мастер-класс.
Технологии: игровые, ТРЭК, технологии системно-деятельностного подхода.
Методы обучения:
словесный (устное изложение, беседа);
наглядный (сопровождение рассказа презентацией, работа с фотографиями и карточками с видами природы);
практический (привлечение слушателей к ходу мастер-класса, работа с текстами, с анкетами для рефлексии, обмен идеями).
Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация.
Дидактические и методические материалы: методическая разработка внеклассного мероприятия для 2 класса «Явления природы. Времена года», анкеты для рефлексии.
Структура мастер – класса
1. Теоретическая часть
2. Практическая часть
3. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Пояснительная записка
Одним из ключевых принципов устойчивого развития человечества в XXI веке следует признать приоритет экологического образования всех слоев общества и подрастающего поколения в первую очередь. Важнейшим звеном в системе непрерывного экологического образования является начальная школа, где должны быть заложены основы сознательного, ответственного отношения к природной среде как к общественной и личной ценности. Однако это становится возможным лишь при условии соответствующей профессиональной подготовленности учителей, при условии овладения учителями новых педагогических методик и технологий.
Мастер-класс «Изучение явлений природы как путь нравственного и экологического воспитания младших школьников» предназначен для педагогов начальных классов. В качестве учебного материала для работы учителям предлагаются методические приемы работы с обучающимися на примере внеклассного мероприятия для обучающихся 2 класса «Явления природы. Времена года». Мастер-класс построен на основе системно-деятельностного подхода, что соответствует требованиям ФГОС.
Актуальность предлагаемого мастер-класса заключается в его направленности на решение задачи Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в аспектах освоения обучающимися начальной школы основ экологической культуры, формирования познавательного интереса и бережного отношения к природе. Экологическое воспитание является частью нравственного воспитания. Экологическая деятельность является одним из основных направлений в работе учителей начальной школы. Наиболее эффективными являются интегрированные уроки по предметам: окружающий мир, литературное чтение, ИЗО или технология.
Мастер-класс – это одна из эффективных форм передачи собственного педагогического опыта коллегам по профессии. Мастер-класс как форма методической работы является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, т.к. центральным звеном является демонстрация современных педагогических методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Цель: создать условия для совершенствования профессиональной экологической компетентности педагогов и развития творческого потенциала участников мастер-класса.
Задачи:
распространить и пропагандировать опыт инновационных методов и новых результативных форм использования современных педагогических технологий в образовательной деятельности;
активизировать мыслительную и творческую деятельности учителей;
повысить уровень организации и результативности преподавания;
познакомить с методами повышения мотивации в обучении через использование игровых, ТРЭК и здоровьесберегающих технологий;
повысить профессиональное мастерство;
мотивировать учителей на развитие творческих способностей обучающихся и проявление инициатив;
развивать у педагогов интерес к экоурокам и эффективным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
1. Теоретическая часть
Уважаемые коллеги, добрый день! Сегодня я хочу провести для вас матер-класс на тему: «Изучение явлений природы как путь нравственного и экологического воспитания младших школьников». Мы с вами знаем, что становление личности школьников начинается на уроках в начальной школе. Главная цель учителя начальных классов – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию проблемы, выбора и поиска решения, что помогает максимально раскрыть умственный и творческий потенциал учащихся.
В настоящее время приоритетным направлением в педагогической теории и практике становится экологическое образование школьников. Одним из важнейших направлений воспитательной работы школы является экологическое воспитание. Экологическое воспитание должно быть ориентировано на то, чтобы ученик, зная требования и нормы поведения в природной среде, не только формально выполнял их, но и осознавал объективную необходимость этих требований. Достижению этой цели будет способствовать развитие у школьников системы естественнонаучных, социальных и этических знаний, формирование опыта практической деятельности, решение конкретных местных экологических проблем, реализация которых возможна не только в рамках учебных предметов, но и в процессе организации внеклассной работы по экологическому воспитанию.
В своей работе по нравственному и экологическому воспитанию младших школьников в условиях реализации требований ФГОС использую наиболее актуальные технологии: ТРЭК, игровые технологии, технологии системно-деятельностного подхода.
Технология развития экологической культуры (ТРЭК)
Цель данной технологии заключается в создании условий для освоения младшими школьниками первоначального уровня экологической культуры на ценностной основе.
В результате применения ТРЭК мы получаем качественно новый результат, выраженный в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в вопросах бережного отношения к природе, повышении основ экологической компетенции обучающегося в целом, вовлечении обучающихся в продуктивную экологическую деятельность. Использование ТРЭК позволяет отследить овладение начальными формами поисково-исследовательской и проектно-творческой деятельности в области экологии, развить коммуникативные навыки.
Игровые технологии
Целью данной технологии является развитие мотивации обучающихся к изучению образовательных предметов.
Игровые занятия на уроках в начальной школе помогают развить творческие способности с помощью игры. В игре дети учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, выражать свои мысли и эмоции в непринужденной, комфортной обстановке. Особую роль здесь играют дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения. При этом под активными методами обучения понимается такая форма взаимодействия, при которой учащиеся становятся не пассивными слушателями, а активными участниками урока, учитель и учащиеся находятся на равных правах.
Технологии системно-деятельностного подхода
Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, учение рассматривается как сотрудничество, как совместная деятельность. Под системно-деятельностным подходом понимается такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Основным результатом является развитие личности ребенка.
2. Практическая часть
Коллеги, сегодня в качестве учебного материала для работы я предлагаю вам методические приемы работы с обучающимися 2 класса на примере внеклассного мероприятия «Явления природы. Времена года». Материалы перед вами.
Для удобства нашей работы предлагаю вашему вниманию один из этапов внеклассного мероприятия. Найдите, пожалуйста, в методической разработке первый этап. Попробуйте сейчас разделиться на группы таким же способом, какой предлагается в методической разработке. Я раздаю вам фрагменты открытки, являющейся частью целого изображения, расположенного на одном из столов. Займите, пожалуйста, свои места.
Предлагаю вам отметить в методической разработке те этапы, во время которых используются технологии: ТРЭК, игровые технологии, технологии системно-деятельностного подхода.
3. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Уважаемые коллеги, мы подходим к завершению мастер-класса. Мы с вами использовали в работе методическую разработку урока для обучающихся 2 класса по теме «Явления природы. Времена года».
Сейчас я предлагаю вам выполнить задание. Прошу каждую группу письменно ответить на следующие вопросы:
Какие УУД отрабатывались на этом занятии?
Как бы вы сформулировали цель в методической разработке внеклассного мероприятия «Явления природы. Времена года»?
Какие задачи решались учителем (образовательные, развивающие, воспитательные) в этой методической разработке?
Прошу каждую группу по очереди озвучить итоги вашей работы.
Уважаемые коллеги, мне интересно мнение о нашей совместной работе. Я предлагаю вам заполнить карточки:
Было ли вам интересно?
Если нет, то почему?
Что вам сегодня заполнилось?
Что понравилось?
Были ли трудности во время занятия?
Если были трудности, то в чем?
Всем большое спасибо за сотрудничество!