СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для учителей начальных классов "Изучение явлений природы как путь нравственного и экологического воспитания младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для учителей начальных классов "Изучение явлений природы как путь нравственного и экологического воспитания младших школьников"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 376

Московского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА мастер-класса для педагогов начальных классов «Изучение явлений природы как путь нравственного и экологического воспитания младших школьников»

Плахова Елена Сергеевна,

учитель начальных классов,

воспитатель группы продлённого дня









Санкт-Петербург

2017



Мастер-класс для педагогов начальных классов

«Изучение явлений природы как путь нравственного и экологического воспитания младших школьников»


Цель: создать условия для совершенствования профессиональной экологической компетентности педагогов и развития творческого потенциала участников мастер-класса.

Задачи:

  • распространить и пропагандировать опыт инновационных методов и новых результативных форм использования современных педагогических технологий в образовательной деятельности;

  • активизировать мыслительную и творческую деятельности учителей;

  • повысить уровень организации и результативности преподавания;

  • познакомить с методами повышения мотивации в обучении через использование игровых, ТРЭК и здоровьесберегающих технологий;

  • повысить профессиональное мастерство;

  • мотивировать учителей на развитие творческих способностей обучающихся и проявление инициатив;

  • развивать у педагогов интерес к экоурокам и эффективным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии.

Ожидаемые результаты:

  • повысить экологическую компетентность педагогов;

  • совершенствовать профессиональное мастерство участников мастер-класса;

  • уметь мотивировать себя и мотивировать обучающихся на развитие творческих способностей и инициатив;

  • апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образователь­ный процесс всех обучающихся;

  • повысить уровень организации и результативности преподавания.

Целевая аудитория мастер-класса: учителя начальных классов образовательных учреждений.

Форма проведения: мастер-класс.

Технологии: игровые, ТРЭК, технологии системно-деятельностного подхода.

Методы обучения:

  • словесный (устное изложение, беседа);

  • наглядный (сопровождение рассказа презентацией, работа с фотографиями и карточками с видами природы);

  • практический (привлечение слушателей к ходу мастер-класса, работа с текстами, с анкетами для рефлексии, обмен идеями).

Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация.

Дидактические и методические материалы: методическая разработка внеклассного мероприятия для 2 класса «Явления природы. Времена года», анкеты для рефлексии.

Структура мастер – класса

1. Теоретическая часть

2. Практическая часть

3. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.





Пояснительная записка

Одним из ключевых принципов устойчивого развития человечества в XXI веке следует признать приоритет экологического образования всех слоев общества и подрастающего поколения в первую очередь. Важнейшим звеном в системе непрерывного экологического образования является начальная школа, где должны быть заложены основы сознательного, ответственного отношения к природной среде как к общественной и личной ценности. Однако это становится возможным лишь при условии соответствующей профессиональной подготовленности учителей, при условии овладения учителями новых педагогических методик и технологий.

Мастер-класс «Изучение явлений природы как путь нравственного и экологического воспитания младших школьников» предназначен для педагогов начальных классов. В качестве учебного материала для работы учителям предлагаются методические приемы работы с обучающимися на примере внеклассного мероприятия для обучающихся 2 класса «Явления природы. Времена года». Мастер-класс построен на основе системно-деятельностного подхода, что соответствует требованиям ФГОС.

Актуальность предлагаемого мастер-класса заключается в его направленности на решение задачи Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в аспектах освоения обучающимися начальной школы основ экологической культуры, формирования познавательного интереса и бережного отношения к природе. Экологическое воспитание является частью нравственного воспитания. Экологическая деятельность является одним из основных направлений в работе учителей начальной школы. Наиболее эффективными являются интегрированные уроки по предметам: окружающий мир, литературное чтение, ИЗО или технология.


Мастер-класс – это одна из эффективных форм передачи собственного педагогического опыта коллегам по профессии. Мастер-класс как форма методической работы является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, т.к. центральным звеном является демонстрация современных педагогических методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Цель: создать условия для совершенствования профессиональной экологической компетентности педагогов и развития творческого потенциала участников мастер-класса.

Задачи:

  • распространить и пропагандировать опыт инновационных методов и новых результативных форм использования современных педагогических технологий в образовательной деятельности;

  • активизировать мыслительную и творческую деятельности учителей;

  • повысить уровень организации и результативности преподавания;

  • познакомить с методами повышения мотивации в обучении через использование игровых, ТРЭК и здоровьесберегающих технологий;

  • повысить профессиональное мастерство;

  • мотивировать учителей на развитие творческих способностей обучающихся и проявление инициатив;

  • развивать у педагогов интерес к экоурокам и эффективным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии.






ХОД МАСТЕР-КЛАССА


1. Теоретическая часть

Уважаемые коллеги, добрый день! Сегодня я хочу провести для вас матер-класс на тему: «Изучение явлений природы как путь нравственного и экологического воспитания младших школьников». Мы с вами знаем, что становление личности школьников начинается на уроках в начальной школе. Главная цель учителя начальных классов – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию проблемы, выбора и поиска решения, что помогает максимально раскрыть умственный и творческий потенциал учащихся.

В настоящее время приоритетным направлением в педагогической теории и практике становится экологическое образование школьников. Одним из важнейших направлений воспитательной работы школы является экологическое воспитание. Экологическое воспитание должно быть ориентировано на то, чтобы ученик, зная требования и нормы поведения в природной среде, не только формально выполнял их, но и осознавал объективную необходимость этих требований. Достижению этой цели будет способствовать развитие у школьников системы естественнонаучных, социальных и этических знаний, формирование опыта практической деятельности, решение конкретных местных экологических проблем, реализация которых возможна не только в рамках учебных предметов, но и в процессе организации внеклассной работы по экологическому воспитанию.

В своей работе по нравственному и экологическому воспитанию младших школьников в условиях реализации требований ФГОС использую наиболее актуальные технологии: ТРЭК, игровые технологии, технологии системно-деятельностного подхода.

Технология развития экологической культуры (ТРЭК)

Цель данной технологии заключается в создании условий для освоения младшими школьниками первоначального уровня экологической культуры на ценностной основе.

В результате применения ТРЭК мы получаем качественно новый результат, выраженный в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в вопросах бережного отношения к природе, повышении основ экологической компетенции обучающегося в целом, вовлечении обучающихся в продуктивную экологическую деятельность. Использование ТРЭК позволяет отследить овладение начальными формами поисково-исследовательской и проектно-творческой деятельности в области экологии, развить коммуникативные навыки.

Игровые технологии

Целью данной технологии является развитие мотивации обучающихся к изучению образовательных предметов.

Игровые занятия на уроках в начальной школе помогают развить творческие способности с помощью игры. В игре дети учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, выражать свои мысли и эмоции в непринужденной, комфортной обстановке. Особую роль здесь играют дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения. При этом под активными методами обучения понимается такая форма взаимодействия, при которой учащиеся становятся не пассивными слушателями, а активными участниками урока, учитель и учащиеся находятся на равных правах.

Технологии системно-деятельностного подхода

Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, учение рассматривается как сотрудничество, как совместная деятельность. Под системно-деятельностным подходом понимается такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Основным результатом является развитие личности ребенка.




2. Практическая часть

Коллеги, сегодня в качестве учебного материала для работы я предлагаю вам методические приемы работы с обучающимися 2 класса на примере внеклассного мероприятия «Явления природы. Времена года». Материалы перед вами.

Для удобства нашей работы предлагаю вашему вниманию один из этапов внеклассного мероприятия. Найдите, пожалуйста, в методической разработке первый этап. Попробуйте сейчас разделиться на группы таким же способом, какой предлагается в методической разработке. Я раздаю вам фрагменты открытки, являющейся частью целого изображения, расположенного на одном из столов. Займите, пожалуйста, свои места.

Предлагаю вам отметить в методической разработке те этапы, во время которых используются технологии: ТРЭК, игровые технологии, технологии системно-деятельностного подхода.


3. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Уважаемые коллеги, мы подходим к завершению мастер-класса. Мы с вами использовали в работе методическую разработку урока для обучающихся 2 класса по теме «Явления природы. Времена года».

Сейчас я предлагаю вам выполнить задание. Прошу каждую группу письменно ответить на следующие вопросы:

  • Какие УУД отрабатывались на этом занятии?

  • Как бы вы сформулировали цель в методической разработке внеклассного мероприятия «Явления природы. Времена года»?

  • Какие задачи решались учителем (образовательные, развивающие, воспитательные) в этой методической разработке?

Прошу каждую группу по очереди озвучить итоги вашей работы.

Уважаемые коллеги, мне интересно мнение о нашей совместной работе. Я предлагаю вам заполнить карточки:

  • Было ли вам интересно?

  • Если нет, то почему?

  • Что вам сегодня заполнилось?

  • Что понравилось?

  • Были ли трудности во время занятия?

  • Если были трудности, то в чем?

Всем большое спасибо за сотрудничество!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!