«Применение технологии «Мягкая среда ТАФИ» в работе с детьми раннего возраста»
(1 слайд)
Раннее детство — основа общего развития ребенка, период развития
фундаментальных жизненных функций. Именно в этот период
закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте
умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического и
эмоционального состояния малыша.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе,
формирование положительной установки на детский сад, положительное
отношение ребенка к нему зависит, прежде всего, от педагогов, от их умения
создать атмосферу тепла, доброты, внимания. Именно поэтому, работая в этом году в группе раннего возраста, я решила применить в работе с детьми технологию «Мягкая среда ТАФИ» (СЛАЙД 2)
разработанную доцентом кафедры дошкольного образования института детства и артпедагогики Томского государственного педагогического университета, кандидатом психологических наук Еленой Дмитриевной Файзуллаевой и магистром педагогики, директором компании ТАФИ Татьяной Дмитриевной Фицнер.
В раннем детстве (от 1 до 3 лет) ведущая деятельность – предметно-
манипулятивная, а мышление носит наглядно-действенный характер. Это
значит, что ребенок лучше всего развивается, осваивая манипуляции с
интересующими его предметами и формирование как психических, так и
физических качеств происходит через практический опыт ребенка.
(СЛАЙД 3)
Развивающие игры «Мягкой ТАФИ среды» - это сенсорно-тактильные
предметы игрового обихода из текстиля, которые включают в себя пособия:
«Вязанная графика»;
«Шифоновая радуга»;
«Пальчиковый фитнес»;
«Меховой театр»;
«Ритмические скакалки «Прыг-скок»
Все эти материалы нужны для сенсорного развития — первой ступени развития интеллектуальных и умственных способностей ребенка. Ребенок получает первый опыт встречи с разными материалами и накапливает сенсорные впечатления.
Сегодня я хочу познакомить Вас с несколькими пособиями, сделанными своими руками на основе пособий ТАФИ, которые я использую в работе с детьми раннего возраста и дать вам возможность практически применить эти материалы.
«Вязанная графика»
(Слайд 4)
«Вязаная графика» – это творческий набор, состоящий из холста-основы и вязаных веревочек («текстильных карандашей») разного цвета и длины, которые можно использовать для игровой деятельности, в изобразительном творчестве, на психолого-коррекционных и развивающих занятиях.
В процессе использования «текстильных карандашей» решаются задачи:
• развития мелкой моторики;
• развития координированности движения рук;
• обогащается чувственный опыт;
• развиваются мыслительные процессы и творческая активность;
• развивается речь ребенка;
• развивается воображение;
• формируется у ребенка представлений о цвете, форме, величине;
• развивается умение действовать по образцу.
Этот набор можно использовать как для индивидуальных занятий, так и в групповой работе обыгрывая с детьми какой-то сюжет (сказку, потешку или стишок) и изображая на большом холсте элементы сюжета (дождик, травку, солнышко и т.д.) С этой целью мною разработана картотека сказок и стихотворений, к которой подобрана система упражнений с пособиями ТАФИ.
Давайте и мы сейчас попробуем «нарисовать» стихотворение текстильными карандашами.
Нарядились все тюльпаны
В ярко-красные кафтаны
И у каждого наряд
Очень ярок и богат!
Чтобы вам было легче изобразить тюльпан для вас есть схемы подсказки.
(Слайд 5)
Используя набор «Вязаная графика» можно создавать целые картины или текстильные открытки. Так, работая над проектом «Семья на ладошке», мы с ребятами сделали вот такую текстильную открытку для наших мам и бабушек. (Слайд 6)
Как видите, текстильные карандаши можно использовать и для изучения цифр и букв.
«Пальчиковый фитнес» (Слайд 7)
«Пальчиковый фитнес» – набор сенсорных мини-тренажеров-массажеров (вязаные шарики разных цветов; палочки-игралочки; дорожки, колпачки). В своей работе я использую «Пальчиковый фитнес» в играх и занятиях для развития мелкой моторики пальцев рук, кистевого праксиса, ручной умелости, как тактильный конструктор.
Предлагаю вам выполнить несложную пальчиковую гимнастику, используя пособие колпачки:
1,2,3,4,5 – пошли пальчики гулять,
Чтоб не мёрзли, не болели,
Пальцы шапочки надели:
Красную шапку большой брат надел,
Всё, не замёрзнет пальчик теперь.
Синюю шапку – брат указательный,
Будет тепло ему в ней обязательно!
Средний гуляет в шапке зелёной,
А безымянный- забыл шапочку дома,
Скорее за шапкой домой поспеши,
Белую шапку себе отыщи!
Серую шапку мизинчик надел,
Весело стало пальчикам всем!
(Слайд 8)
«Шифоновая радуга»
Тканевый конструктор «Шифоновая радуга» - набор лоскутков семи цветов радуги и разного размера. Я использую этот набор как форму адаптационного вхождения ребенка в сообщество и в ритм дня. Игры с платочками направлены на создание благоприятного эмоционального климата в группе, сближение детей друг с другом и воспитателем, снятие психоэмоционального напряжения, тревоги и агрессии, совершенствование коммуникативных, игровых и двигательных навыков.
Ткань мягкий, пластичный материал, хорошо подходящий для любой детской деятельности, обладает такими характеристиками, как многофункциональность, открытость, комфортность, что позволяет создавать множество игровых и дидактических ситуаций.
(Слайд 9)
Игровой набор "Меховой театр" я использую, для:
· организации развивающих, театрализованных занятий;
· разучивания и обыгрывания сказок, рассказов, стихотворений;
· для проведения самомассажа
(Слайд 10)
Ритмическая скакалка «Прыг-скок» - это текстильный тренажер, который помогает детям:
-
развивать крупную моторику
-
тренировать концентрацию внимания, координацию движений
-
развивать наблюдательность, ловкость
-
расширять активный словарь
-
ориентироваться в пространстве
-
развивать умения действовать по заданному условию.
А сейчас, я хочу показать вам как можно использовать все эти пособия вместе и предлагаю обыграть всем известную сказку «Колобок» средствами ТАФИ среды.
На лесной опушке, в маленькой избушке, («Домик»- «Шифоновая радуга»)
Жили-были старик и старушка.
Вот однажды старик говорит:
- Ты, старуха, не сиди,
Колобок мне испеки!
Вот старуха и пошла, («Шарики-мнушки»)
Колобок она пекла.
Тесто в руку клала,
Пальцами сжимала.
Положила колобка,
На окошко, и ушла.
Колобок с окошка- прыг! («Пальчиковый фитнес» - «Зелёные дорожки»)
Укатился в тот же миг.
По дорожке побежал
И немножечко устал.
На пенёчек он присел
И по сторонам смотрел.
Видит, лес вокруг растёт, («Вязаная графика» - «Ёлочка»)
Ёлки водят хоровод.
Из-за ёлки в тот же миг,
На дорожку зайчик: «Прыг!» («Меховой театр»)
- Колобок-колобок!
Съем тебя сейчас, дружок!
-Ты, зайчишка, не шути, (Скакалка «Прыг-скок»)
Меня попробуй догони!
Вот от зайца убежал, («Меховой театр»)
К волку в лапы он попал
- Колобок, колобок,
Съем тебя сейчас, дружок!
- Ты, волчище, не пугай, (Фитнес-вишенки – упр. «Качели», «Круг»)
Попробуй-ка сперва поймай!
И от волка убежал,
Но медведя увидал. («Меховой театр»)
-Колобок-колобок,
Съем тебя сейчас, дружок!
Ты, косолапый, не рычи,
Меня попробуй отыщи! («Шифоновая радуга»)
Косолапый не нашёл,
Потоптался и ушёл.
Ох! Устал наш колобок, (Усадить колобка на пенёк)
Сел опять он на пенёк.
Видит он, Лиса идёт,
Речи сладкие ведёт:
-Здравствуй, здравствуй, колобок! («Меховой театр» - самомассаж)
Здравствуй, маленький дружок!
Ты такой румяный,
Пахнешь ты сметаной!
Ты такой хороший, ты такой пригожий!
Как услышал колобок,
Что ему лиса поёт
К ней он тут же покатился,
В её лапках очутился,
А лисичка не зевала, («Палочки-игралочки»)
-Ам! И колобка поймала!
Тут и сказочке конец,
А кто слушал, молодец!
Выполняя такие игровые задания дети, сами этого не замечая, легко овладевают различными навыками, у них развивается внимание, повышается интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается воображение, формируются предпосылки к творческой деятельности.
Как видите, наборы ТАФИ прекрасно дополняют друг друга, они многофункциональны и доступны каждому.
А самое главное, что их применение не ограничивается ранним возрастом, а легко адаптируется под любые развивающие и воспитательные задачи.\Сейчас я разрабатываю долгосрочный проект поп патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста средствами ТАФИ среды.
А в среднем и старшем возрасте планирую активно внедрять в работу с детьми создание текстильной анимации.
Благодарю за внимание!