СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс Этот удивительный мир экологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

мастер класс Этот удивительный мир экологии составлен для молодых специалистов в детском саду. Цель мастер класса: расширить и систематизировать экологические знания педагогов и передача опыта. В начале педагоги знакомятся в игровой форме, плетут паутину, затем предлагаются разные задания .

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс Этот удивительный мир экологии»

Мастер-класс по экологии для молодых специалистов

«Этот удивительный мир экологии»
Цель: 
расширение и систематизирование экологических знаний педагогов;
распространение и передача педагогического опыта;
знакомство с методами изготовления экологической игрушки.
Задачи:
повышение профессионального мастерства педагогов в экологическом воспитании дошкольников;
активизация мыслительно-поисковой деятельности;
умение использовать полученные знания по экологии в разных видах деятельности;
развитие познавательного интереса;
установление тесного сотрудничества между педагогами;
привлечение к защите окружающей среды. 
Материалы и оборудование:
презентация; мультимедийное оборудование, ноутбук, яркая нить для тренинга «Паутина знакомства»; вопросы по экологическому воспитанию для каждой команды; пособие «Экосистемы»; «пазлы» экосистем для экологической разминки; скотч; животные экосистем; «ароматные» мешочки с запахами леса, поля, моря; маски и атрибуты для игры «Пчелы и змеи»; 
Слайд № 1 «Заставка»

1.Вступительное слово
- Добрый день, уважаемые коллеги!
- Сегодня я хочу предложить вам окунуться в удивительный мир экологии, в мир окружающей нас природы. 

Слайд № 2

Наше мероприятие мне хочется начать со слов:
Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться
Змеи, слоны, черепахи и птицы
Вот вам подарок, люди владейте
Землю вспашите, хлебом засейте
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню.

- Начиная с 1600 года около 150 видов животных вымерло на земле - из них более половины за последние 50 лет. По чьей вине? В основном - человека.

- Поэтому наша главная задача – научить детей видеть красоту природы, любить, понимать и оберегать ее; дать четкое понимание, что человек – это часть природы и от деятельности человека зависит будущее планеты. Ведь природа щедра, но она не прощает ошибок.

- А для начала я хочу предложить вам поближе познакомиться. Для этого мы с вами вместе сплетём паутину, но не простую паутину, а паутину знакомства.

«Паутина знакомства»

2.Игра по сплочению коллектива «Паутина знакомства»

Участники встают в круг.

- Для того, чтобы сплести нашу паутину знакомства, вы должны передавая вот эту «ниточку-паутинку», назвать своё имя + ассоциацию (образ): с растением, животным, рыбой или птицей. Конечно же, важно украсить приветствие улыбкой, приветливым жестом, которые непременно порадуют всех остальных. Давайте я начну с себя: «Меня зовут Юля. Я похожа на пчелку»

Участники постепенно разматывают клубок, оставляя у себя в руках часть веревки, т.е. получается подобие паутины.

- Я думаю, что эта большая, яркая паутина помогла нам с вами сегодня хоть немножечко сблизиться. А вы знаете, что на этом упражнении также можно наглядно показать детям взаимосвязи в природе: паутина – это наша планета, а мы – её экосистемы. Если все в природе будет процветать, то и экосистемы планеты будут крепкими (натягивают веревку), но если экосистемы ослабнут (ослабевает веревка), начнут гибнуть и компоненты экосистемы, начнёт происходить нарушение связей, в конце концов погибнет и вся экология Земли.

- Я надеюсь, что этот тренинг вы обязательно возьмете себе на заметку, а мы продолжаем.

Садятся за столы.

3.Экологическая разминка

3 экосистемы: луг, море, лес.

- У нас образовались 3 команды – 3 экосистемы, а какие, вам предстоит отгадать и назвать. Для этого вы должны ответить на вопросы. Но чтобы вам было немножечко легче, у вас на столах есть ответы. Будьте внимательны, потому что вопросов 12, а ответов у каждой команды всего по 4 и все они разные. За каждый правильный ответ команда получит часть пазла, с помощью которых сможет собрать свою экосистему.

- Главное условие этого задания: отвечать громко, четко и быстро! Итак, начинаем.

Экологические вопросы: 

1.Что такое «Экология»?

- это наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей их средой, между человеком и природой.

2.Продолжите фразу: «Экологическое воспитание дошкольников – это…»

- процесс целенаправленного воздействия на личность, в ходе которого формируется знание научных основ природопользования, вырабатываются определённая экологическая культура, необходимые убеждения и навыки поведения в природной среде, ответственное отношение к ней.

3.Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

это наиболее благоприятный период экологического воспитания. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

4.Какова роль педагога в экологическом воспитании дошкольника?
- экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

5.С какой возрастной группы введен раздел “Экологическое воспитание”?

- С первой младшей группы

6.Какие методы используются для экологического воспитания детей?

Наглядные, практические, словесные.

7.Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников.

Наблюдение.

8.Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию и каковы условия для этого необходимы?

- это: НОД; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, вт. ч. и целевые, труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (в старшем возрасте).

Условия:
- это: уголок природы в группе; участок детского сада, центр познавательно-практической деятельности.

9.Экологическая тропинка – что это?

- это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Цель создания - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношение к ней.

10.Что такое экосистема?

- единство живой и неживой природы, в котором живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ. Нарушение функций одного из компонентов вызовет нарушение устойчивости всей экосистемы.
11.Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями по экологическому воспитанию?

- Консультации, круглые столы, выставки поделок из природного материала, родительские собрания; тематические папки-передвижки, информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.

Совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе. Досуги и развлечения. Проектная деятельность. Туристические походы. Интерактивные игры.

12. Закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наи­больший эффект и пользу в развитии детей….. »

- экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: непосредственно-образовательную деятельность, прогулки, режимные моменты, игры.

- Вы, наверное, уже догадались, какие у вас экосистемы? (лес, поле и море)

(Ответы участников)

- Единственное, что нам осталось – это правильно их собрать.
Собирают части экосистемы по образцу. (с помощью скотча)
- Такое объемное пособие на занятиях или в самостоятельной деятельности намного больше заинтересует ребенка, чем обыкновенная иллюстрация, потому что ребенок сможет не только рассмотреть его, но и обыграть. 

Предложить другие «экосистемы» к просмотру.

- А теперь давайте немножечко оживим наши экосистемы, дополним их разными звеньями.

- В каждой экосистеме есть живые организмы, о которых мы с вами знаем очень мало и сегодня я хочу раскрыть для вас некоторые интересные факты о них. Я буду описывать тот или иной факт об объекте, а вы попробуйте отгадать о ком или о чём идет речь. 

Слайд № 11 «Интересные факты»

4.Упражнение «Интересные факты» 

Участники отвечают на вопросы, за что получают дополнительные звенья своих экосистем.

- Итак, вопросы для первой команды (экосистема леса):

– Лучший садовник. Миллионы деревьев вырастают потому, что эти животные забывают, куда спрятали семечки. (Белка)

- След какого животного похож на человеческий след. (Медведь)

- Эта птица может поворачивать голову на 360 градусов. (Сова)

- Вопросы для второй команды (экосистема моря):

- Какие птицы могут пить соленую воду. У них есть специальные железы, которые удаляют лишнюю соль из организма. (Чайки)

- Первые из этих видов рыб появились более 400 миллионов лет назад. Они полностью состоят из хрящей. Являются одними из живых существ на Земле, которые вовсе не болеют, они контролируют популяцию средних хищников.

Исследования показали, что если этот вид исчезнет, это повлияет на пищевую цепь и может даже привести к исчезновению морских растений. (акулы)

- Эти рыбы, как и люди имеют легкие, а не жабры. Они дышат воздухом. Мореходы нередко видят, как они спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность. (Дельфины)

- Вопросы для третьей команды (экосистема луга):

- «Липучки», заменившие шнурки на обуви, были созданы по образу и подобию колючек этого растения. Назовите это растение. (Лопух)

- Кто может выкопать тоннель длиной до 300 метров за одну ночь. (Крот)

– Одно из самых употребляемых растений в медицине. На этом цветке гадали, среди народа ромашка ассоциируется с символом красоты и чистоты. (Ромашка)

- Эти насекомые никогда не спят. Вместо этого, они «отдыхают» по восемь минут два раза в день. Отдых королевы занимает 90 минут в день. (Муравьи)

- А вот еще интересные факты:

- Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, 22)

- Представьте, таракан одно из тех насекомых, которое может жить без головы, пока не умрет от голода.

- Животное, которое дольше всех может не пить — крыса.

- Осьминог имеет три сердца.

- Сердце креветки расположено в ее голове.

- На нашей планете обитают тысячи видов животных, каждый из которых уникален и удивителен. Они являются неотъемлемой частью экосистемы Земли.

Однако мы обязаны знать больше о них, потому что планета у нас общая. Некоторым видам грозит исчезновение, и человечество должно найти способы их сохранения.

- А мы двигаемся дальше. Вы, наверное, задаетесь вопросом, что же за мешочки лежат на столах?

Слайд № 12 «Ароматная сказка»

5.Упражнение «Ароматная сказка»

Цель. Расширение чувственного опыта, развитие воображения.

Материал и оборудование: полотняные мешочки с разными видами трав, природными материалами (морской запах, чистотел – запах поля, еловые или сосновые шишки, или иголки- запах леса).

- А в этих мешочках «спрятаны» сказки, но не простые, а ароматные сказки. Каждый раз, оказываясь в лесу, на море, в горах, на лугу, что мы делаем с самого начала? Мы глубоко вдыхаем аромат воздуха. А затем, оказываясь дома и ощущая опять этот запах, у нас возникают определенные ассоциации, представления, эмоции, связанные с ним.

- Вот и сейчас я предлагаю вдохнуть аромат ваших мешочков и представить, куда же вы перенеслись, кто там живет и придумать небольшую сказку.

Составление сказок участниками.

- Спасибо большое за ваше творчество. Хочу добавить, что с помощью таких ароматных мешочков мы можем развивать у детей воображение, фантазию, умение объяснять свои ощущения, делать выводы.

- К каждой экосистеме можно подготовить свои мешочки с «ароматными» сказками и тогда ребенок, опираясь на изображения и запах, сможет с легкостью составить свою сказку.

- Но вы, конечно, должны знать медицинские показатели здоровья ваших детей, так как у некоторых из них может быть аллергия и им это противопоказано.

- А сейчас, я предлагаю вам немного расслабиться и сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи".

Слайд № 13 «Пчелы и змеи»

"Пчелы и змеи" 

- Для начала давайте разделимся на два королевства: пчёл и змей.

- В каждом королевстве обязательно есть… королевы и вы должны сейчас их выбрать.

Участники выбирают королев, надевают на них атрибуты.

- В змеином королевстве родилась маленькая змейка (участники получают змейку-игрушку);

- а в королевстве пчел, трудолюбивые пчелки собрали много меда (получают банку меда).

- Но королевы - персоны важные и им срочно нужно уехать. А я, по секрету, хочу сообщить королевам, что в их отсутствие эти «сокровища» пропадут. И их задача, по приезду, отыскать их. 

- А помогут им в этом верные помощники своим шипением и жужжанием: чем ближе будет королева пчел к меду, тем громче пчёлки будут жужжать, то же и со змейками: чем ближе змеиная королева приближается к змейке, тем громче должно быть шипение. 

- Пожалуйста, помните: во время игры вы не имеете права говорить.

Обе королевы выходят из зала и ждут, пока их не позовут.

Проводится игра.

- Я надеюсь, вы получили заряд эмоций. Мне хочется обратить ваше внимание на то, что с помощью этой игры решаются также и логопедические задачи.

Я надеюсь, что сегодня вы получили небольшой опыт для себя и сможете его применить на практике. 

Слайд № 20 «Цветущая планета»

- Но мы же не можем вот так просто с вами расстаться, правда?

Рефлексия

Упражнение «Подарок»

- Детям мы часто предлагаем подарить улыбку друг другу, воображаемый подарок. Сегодня, в заключении, я также хочу предложить вам поразмышлять и сказать, что же мы можем подарить друг другу?

Пожелания педагогов друг другу.

- Всем вам я хочу подарить мир на нашей огромной Земле!....
( замечательных, добрых, отзывчивых детей; взаимного доверия и оптимизма; уверенности в любом начинании; сплоченного коллектива; экологически чистых озер, рек…)

Этот тренинг позволяет завершить мастер-класс на положительной эмоциональной ноте.

- Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать.

- Всегда помните – вы талантливы, талантливы ваши дети, главное только захотеть и всё получится! 

Земля - наш ковчег, наша родина, дом,

В котором мы с вами все вместе живем.

Давайте Добро созидать и творить

И Землю, как мать, и беречь, и любить!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!