СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс "Фонемный подход к изучению орфографии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс "Фонемный подход к изучению орфографии"»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский: «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться вот единственный курс учительской жизни». И сегодня, дорогие коллеги, хотелось поговорить с вами о проблемах в педагогической деятельности и поделиться с вами некоторыми находками. Поговорим? А знаете о чём? Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руки те, кто знает, что мы будем сегодня делать? Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать. Поднимите правую руку те, кто хочет писать без ошибок. Да, конечно, всем хочется научиться писать грамотно. И предлагаю Вам тему моего мастер-класса: «Фонемный подход к изучению орфографии». Как же всё-таки добиться грамотности? Учить правила? А сколько правил в русском языке? Никто точно не знает сколько правил.

- Предположим я решила на ужин пожарить картошку. Нарезала, пожарила, у меня получилась жареная картошка. Сколько Н? На следующий ужин я решила разнообразить своё меню и решила пожарить картошку с шампиньонами, потушила их вместе. И кушаю жаренную с грибами картошку. Сколько Н? Ну, я сторонник разнообразного питания, на 3-й ужин я добавила маслят и кушаю жареную картошку с грибами. Сколько Н? )

Вот так парадоксальна русская орфография. Кажется, что это непостижимо уму.

А почему в русском языке так много исключений, не легче ли было бы их подчинить правилам?

Вот вопрос, с которым сталкивается каждый школьник на уроках русского языка. И, я думаю, каждый взрослый человек.

Но перед тем как ответить на этот вопрос, я хочу спросить вас. А каким правилам нужно их подчинять? (Ведь вы только что сказали, что правил очень много. Исключений много, правил много. Что же делать? )

Итак, давайте посмотрим, сколько реально правил в русском языке. Все правила, которые существуют в русском языке можно подчинить 3 принципам.

I принцип – это фонентический. Попробуем объяснить что это значит? (АукцЫон «как слышу так и пишу» Действительно, есть такие правила в русском языке. З, С на конце приставок: разбить- пишу з, распилить – слышим с)

II принцип – традиционный принцип. Так сложилось, например, я пишу сОбака, потому что выучила это слово в детстве. И объяснить почему пишется О я не могу, если даже использую все свои лингвистические навыки. Увы!

И, наконец, есть III принцип Вот у него много имён фонемный/ фонематический/ морфематический. Это один принцип. Он представляет русский язык как конструктор морфем. Каждый из которых пишется единообразно. И мы проверяем безударную гласную ударной, а согласный в написании, которого мы не уверены ставим перед гласным звуком.

И так, давайте посмотрим, какие правила проверяются этим принципом.

Первое правило, мы знаем, все изучали в начальной школе. На экране вы видите слова, подберите проверочное слово. Посмотрите, правило мы знаем все, но этот принцип можно применить и к другим морфемам, к другим частям слова, например, в приставке. И так, слово надломить. Почему пишу А, кто мне даст ответ? Откуда мы знаем есть приставка НАД, нет приставки НОД. Придумайте слово с ударной приставкой нАд (нАдпись, Обыск, поДъехать, оТъехать) посмотрите, почему мы пишем эти буквы, потому что мы можем их проверить ровно так же, как и проверяем в корне. То же самое можно применить к суффиксам (счастлИвый, ямщИк, радосТь, избуШечка) Этот принцип можно применить даже к формообразовательным морфемам. Вспомним, в слове широкИе почему здесь пишем И? Какие? Проверяем вопросом (гнётся)

Как мы проверяли? (Проверяли безударные гласные ударными, а согласные ставили в сильную позицию, перед гласным звуком)

Давайте посмотрим всего один приём, но сколько правил? Итак, какие вы видите здесь правила? (безударная гласная в корне слова, непроизносимая согласная, правописание приставок, правописание суффиксов прилагательных, суффикс глаголов и прилагательных)

Посмотрите, пожалуйста, много правил, но приём один. Теперь попробуем провести математическое вычисление. как вы думаете, какой процент орфограмм проверяется всего одним приёмом? Замечательное правило, но какой процент слов можно проверить?

Давайте поработаем над текстом. Проверим, работает ли рассмотренный нами приём. Проверяем фонемным принципом пропущенные буквы. А вы говорите можно проверить или нет, подбирая проверочное слово.

М..сква!  Ка.. мног..  в эт..м  звук..

Для сер..ца ру….к..г.. сл.ло..ь!

Итак, мы проверили 12 орфограмм; 10 из 12 можно проверить. Сколько процентов орфограмм проверяются этим правилом? (77%) Скажите, а это удобно? Теперь мы своими глазами увидели, что фонематический принцип позволяет осмыслить все орфографические правила, как единую систему. Он учит проверять фонемы в сильной позиции. (зонтик – зонт, бросьте - брось)

В течение нескольких лет удачно применяю этот принцип. Орфографическая зоркость развивается постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений. 1 слайд (взаимодиктант, самодиктант, зрительный, выборочный) 2 слайд «Светофор», зажги маячок, 3 лайд задание «Вставьте пропущенные буквы», комментированное письмо, списывание, какографические упражнения (текст с умышленными ошибками). Применяю такие виды тренировочных упражнений. Таким образом, руководствуясь фонемным принципом получаем возможности для создания учебной мотивации в обучении правописанию. Но и вооружаем общим способом решения орфографических задач.

Уважаемые коллеги, если вы получили много полезного как мёд, добавьте в бочку, если ничего нового не услышали можно и дёготь. Приём «Бочка с мёдом» (Жетон бочка с мёдом, ложка с дёгтем) спасибо за активное участие в нашем мастер-классе.

Прав был Лев Владимирович Щерба, когда говорил: «Орфографию надо время от времени «штопать», иначе письменный костюм не будет подходить языку»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!