Формированию функциональной грамотности младших школьников. Естественнонаучная грамотность. Мастер-класс.
Суханова Ираида Анатольевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей» г.о.г Арзамас, Нижегородской области, высшая квалификационная категория
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В современной школе сущность ФГ становятся не сами знания, а 4 самые главные способности обучающегося: добывать новые знания, применять знания, полученные на практике, оценивать своё знание-незнание и стремиться к саморазвитию.
Естественнонаучная грамотность - это способность человека осваивать и использовать ЕН знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах. Средством формирования естественнонаучной грамотности могут выступать практико-ориентированные задания, содержание которых построено на ситуациях наиболее близких к повседневной жизни и понятных младшим школьникам.
Основные задачи ЕНГ:
- Использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций
- Задачи, моделирующие конкретные практические ситуации
- Задачи на применение нестандартных ситуаций
- Задания на преобразование и интерпретацию данных
Предлагаю обратиться к учебнику окружающего мира 2 класс. Тема «Дикие животные» Я подбираю тексты, по которым каждый ребёнок выполняет задания. Рассмотрим на примере лисы. С целью расширения кругозора детей, им предлагается работа с научно-популярным текстом. Этот стиль не только способствует повышению эмоционального интереса к тексту, но и формирует у учащихся энциклопедические знания.
Лисица.
Для выращивания своего потомства, сохранения его от врагов лисица роет выводные норы. У лисицы, кроме норы, есть ещё несколько нор, не имеющих второго выхода. Глубина лисьих нор от 1 до 3 метров.
Иногда лисы занимают норы барсуков. В норах есть несколько отверстий-отнорков.
Посреди норы есть гнездовая камера - котёл, в которой появляются на свет лисята.
После прочтения текста дети получают задание. Дети должны внимательно рассмотреть рисунок лисьей норы и подписать её части.
Рис.1
Подросшие лисята решили сами вырыть себе норы. Первый лисёнок выбрал тенистое место под старым дубом. Второй облюбовал песчаный берег реки, а третий нашёл местечко на влажном глинистом берегу озера.
Опыт 1.
Дети приступают к исследованию почвы. Для этого они кладут перед собой на лист бумаги землю, песок, глину. Внимательно рассматривают их и заполняют таблицу.
| Лесная земля | Песок | Глина |
Запах | | | |
Цвет | | | |
Опыт 2.
После этого дети берут трубочку, аккуратно дуют на землю, глину, песок. Наблюдают, что происходит и записывают свои результаты в текст с недостающими данными.
Легче всего сдуваются частички_____________, труднее всего сдуваются частички___________.
Вывод:__________________более легкий и сыпучий, чем____________________ и__________.
Опыт 3.
Далее дети получают задание, в котором они должны опровергнуть или подтвердить предположение с помощью опыта.
Неожиданно начался настоящий ливень, и лисьи норки заполнились до краёв водой. Чья норка просохнет после дождя быстрее?
1. Возьми три одинаковых стакана с воронками.
2.Помести в воронку марлю
3. Насыпь в каждую воронку 3 столовые ложки земли песка и глины
4.Уплотни ложкой песок, землю и глину, сделай углубление.
В каждую воронку доверху налей воды
Понаблюдай что произошло. Запиши вывод.
Вывод: __________,_______ и ___________ пропускают воду. Быстрее всего пропускает воду______________. Медленнее пропускает воду______________.
Опыт 4.
Какая норка может обрушиться? Дети последовательно заглядывают в воронки и замечают, что песок в воронке оплыл.
Вывод: норка из____________может обрушиться.
Вывод: на основе исследования и опыта можно сказать, что верно выбрал место под свою норку _ лисёнок.
Современные дети приходят в школу с желанием действовать и к тому же действовать успешно. Им нравится на уроке не только слушать, а задавать вопросы, обсуждать проблемы, принимать решения, придумывать.
Если учитель постоянно организует такую деятельность, то учёба будет успешной. А добытые знания качественными.
ОВЛАДЕНИЕ= УСВОЕНИЕ+ ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ.
Эта формула успеха поможет сформировать у учащихся качества, необходимые для функционирования в обществе.
Литература.
1.