СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Формирование естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

В современной школе сущностю функциональной грамотности становятся не сами знания, а 4 самые главные способности обучающегося: добывать новые знания, применять знания, полученные на практике, оценивать своё знание-незнание и стремиться к саморазвитию.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Формирование естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе"»

Формированию функциональной грамотности младших школьников. Естественнонаучная грамотность. Мастер-класс.



Суханова Ираида Анатольевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей» г.о.г Арзамас, Нижегородской области, высшая квалификационная категория



Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

В современной школе сущность ФГ становятся не сами знания, а 4 самые главные способности обучающегося: добывать новые знания, применять знания, полученные на практике, оценивать своё знание-незнание и стремиться к саморазвитию.

Естественнонаучная грамотность - это способность человека осваивать и использовать ЕН знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах. Средством формирования естественнонаучной грамотности могут выступать практико-ориентированные задания, содержание которых построено на ситуациях наиболее близких к повседневной жизни и понятных младшим школьникам.

Основные задачи ЕНГ:

- Использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций

- Задачи, моделирующие конкретные практические ситуации

- Задачи на применение нестандартных ситуаций

- Задания на преобразование и интерпретацию данных

Предлагаю обратиться к учебнику окружающего мира 2 класс. Тема «Дикие животные» Я подбираю тексты, по которым каждый ребёнок выполняет задания. Рассмотрим на примере лисы. С целью расширения кругозора детей, им предлагается работа с научно-популярным текстом. Этот стиль не только способствует повышению эмоционального интереса к тексту, но и формирует у учащихся энциклопедические знания.

Лисица.

Для выращивания своего потомства, сохранения его от врагов лисица роет выводные норы. У лисицы, кроме норы, есть ещё несколько нор, не имеющих второго выхода. Глубина лисьих нор от 1 до 3 метров.

Иногда лисы занимают норы барсуков. В норах есть несколько отверстий-отнорков.

Посреди норы есть гнездовая камера - котёл, в которой появляются на свет лисята.

После прочтения текста дети получают задание. Дети должны внимательно рассмотреть рисунок лисьей норы и подписать её части.

Рис.1

Подросшие лисята решили сами вырыть себе норы. Первый лисёнок выбрал тенистое место под старым дубом. Второй облюбовал песчаный берег реки, а третий нашёл местечко на влажном глинистом берегу озера.

Опыт 1.

Дети приступают к исследованию почвы. Для этого они кладут перед собой на лист бумаги землю, песок, глину. Внимательно рассматривают их и заполняют таблицу.


Лесная земля

Песок

Глина

Запах




Цвет




Опыт 2.

После этого дети берут трубочку, аккуратно дуют на землю, глину, песок. Наблюдают, что происходит и записывают свои результаты в текст с недостающими данными.

Легче всего сдуваются частички_____________, труднее всего сдуваются частички___________.

Вывод:__________________более легкий и сыпучий, чем____________________ и__________.

Опыт 3.

Далее дети получают задание, в котором они должны опровергнуть или подтвердить предположение с помощью опыта.

Неожиданно начался настоящий ливень, и лисьи норки заполнились до краёв водой. Чья норка просохнет после дождя быстрее?

1. Возьми три одинаковых стакана с воронками.

2.Помести в воронку марлю

3. Насыпь в каждую воронку 3 столовые ложки земли песка и глины

4.Уплотни ложкой песок, землю и глину, сделай углубление.

В каждую воронку доверху налей воды

Понаблюдай что произошло. Запиши вывод.

Вывод: __________,_______ и ___________ пропускают воду. Быстрее всего пропускает воду______________. Медленнее пропускает воду______________.

Опыт 4.

Какая норка может обрушиться? Дети последовательно заглядывают в воронки и замечают, что песок в воронке оплыл.

Вывод: норка из____________может обрушиться.

Вывод: на основе исследования и опыта можно сказать, что верно выбрал место под свою норку _ лисёнок.

Современные дети приходят в школу с желанием действовать и к тому же действовать успешно. Им нравится на уроке не только слушать, а задавать вопросы, обсуждать проблемы, принимать решения, придумывать.

Если учитель постоянно организует такую деятельность, то учёба будет успешной. А добытые знания качественными.



ОВЛАДЕНИЕ= УСВОЕНИЕ+ ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ.



Эта формула успеха поможет сформировать у учащихся качества, необходимые для функционирования в обществе.



Литература.

1.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!