СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МАСТЕР-КЛАСС "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс подготовлен для участия в районном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года-2020!"

Просмотр содержимого документа
«буклет»

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.


Критерии функционально грамотной личности.

Какими качествами должен обладать 10-летний ребенок?

1.Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

2.Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3.Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.

4.Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. 


Прием «Ошибкоопасное место»

Цель - найти «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования. «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?».

Прием «Лови ошибку»

Цель - найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.

На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание.

А вот в третьем и четвёртом классах этот приём можно использовать в викторинах, КВНах, например, в конкурсе капитанов.

Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа и работа над ошибками.

Словарная работа ведётся ежедневно и строится на ассоциациях, которые ученики подбирают по ходу работы над словарными словами.

Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно»

Цель - активизировать мыслительную деятельность ребенка. Хоть эти приёмы и считаются инновационными, они давно известны и используются. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

Прием «Проблемная ситуация»

Цель – побудить ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Приемы «Своя опора», «Ключевые слова»

Цель - научить ребенка работать с информацией, составлять схемы, конспекты.

Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагатель-ное», «Глагол» и др.


Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности

Тренинги Ткачёвой О.Н. для развития навыка быстрого чтения

«Чтение наоборот»

«Перемешанные буквы»

«Вверх ногами»

«Чтение с половинками слов»

«Чтение с решёткой»

«Сплошной текст»

«Текст с наложением»

«Текст с картинками»

«Шторка»

«Нет порядка»


Приём «Чтение про себя с вопросами»

Цель  - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

Алгоритм реализации приема:

1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.

2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один за­даёт вопросы, другой — отвечает.

3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают во­просы и отвечают.


Приём «Чтение с остановками»

Цель - управление процессом осмысле­ния текста во время его чтения.

Алгоритм реализации приема:

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз

содержания последующего отрывка.


Приём «Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Данный прием чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.















«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»


И.Г.Песталоцци



















Невель

2020 г.


МОУ СОШ № 1

им. К.С. Заслонова

г. Невель Псковской области



«Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»






Автор:

Зуева Т.А.,

учитель начальных классов














Просмотр содержимого документа
«МОЙ МАСТЕР-КЛАСС»

СЛАЙД

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци


Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Прежде чем приступить к работе, я попрошу моих помощников выполнить одно нехитрое задание.

- Поднимите, пожалуйста, правую руку, показывая тем самым свою готовность к дальнейшей работе.

- Спасибо.

- А теперь, попробуйте поаплодировать себе и товарищам, используя только поднятую руку.

- Не получается?

- А если я подойду к Вам и своей рукой хлопну по Вашей руке? Получилось?

- Попробуйте сделать хлопок с другим участником мастер-класса.

- Это говорит о том, что только вместе, а не по одному, мы сегодня сможем придти к какому-либо выводу в ходе нашей совместной плодотворной работы.

Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

СЛАЙД

Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

СЛАЙД

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».


В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколько приемов работы на уроках в начальной школе, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.

- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения запишите, пожалуйста, на стикерах и разместите на доске. (несколько предположений озвучить)

- Спасибо!

- Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе!

Выполняя мои несложные задания, мы составим пазл – компоненты функциональной грамотности. Т.е., мы получим продукт нашей совместной деятельности.

У классика есть такие слова: «Вся наша жизнь – игра!». Мы можем перефразировать, что для ребёнка игра - это ЖИЗНЬ.

Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, стоит только сказать «А сейчас поиграем».

Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только «выучивает» новые понятия, но и имеет представление где и как эти знания использовать в повседневной жизни.

Сегодня я вам тоже предлагаю поиграть.

Сегодня у нас необычная школа – школа ремонта. И мы участники ремонта помещения и будем использовать полученные знания, умения и навыки. А я ваш прораб. А кто такой прораб?

Прораб, сокращенно, производитель работ – непосредственный руководитель работ на постройке, сооружении чего-либо.

Название профессии, вы узнаете, выполнив первое задание. Каждый из вас получает карточку с заданием. Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте название своей профессии.

1 карточка.

А 1*9:3

Л 2*8:4

М 2*3:6

Р 34+9*4

Я 50-27:3

1

3

4

41

70

М

А

Л

Я

Р

Маляр – рабочий, который занимается окраской зданий, помещений.

2 карточка.

П 8*3:6

Т 3*(8:2)

Н 36:9*7

И 6*6

К 7*7

О 81:9

Л 72:9


4

8

9

12

28

36

49

П

Л

О

Т

Н

И

К

Плотник – рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий.

3 карточка.

К 64:8

Т 30:5

О 81:9

Е 56:8

С 20:4

К 6*7

И 7*5

Щ 3*9

Л 4*3

Ь 9*2


5

6

7

8

9

12

18

27

35

42

С

Т

Е

К

О

Л

Ь

Щ

И

К

Стекольщик – рабочий, который выполняет стекольные работы.

Работа в группах.

  1. Объединитесь в профессиональные бригады.

  2. Работа в группах. «Собери пазл» (Составить геометрическую фигуру и узнать с какой геометрической величиной будем работать).

1 бригада – прямоугольник – площадь прямоугольника

2 бригада – прямоугольник – периметр прямоугольника

3 бригада – квадрат – площадь квадрата

  1. А теперь пришло время высчитать объем работ по каждой бригаде.

Задачи – расчеты.

  1. Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?

Длина

Ширина

Формула





  1. Для укладки плинтуса найдите периметр пола прямоугольной формы. Длина 6м, ширина – 4м.

Длина

Ширина

Формула





  1. Для того, чтобы застеклить окно необходимо вырезать стекло квадратной формы со стороной 5см. найдите площадь этого стекла.

Сторона

Формула



Проверка работы по группам.

Мы можем застеклить окно, покрасить стены и уложить плинтус, а вот чтобы установить натяжной потолок, нужно знание теоремы Пифагора, но это уже другая школа ремонта.

Выполняя это задание, мы с вами можем к нашему пазлу «Функциональная грамотность» добавить ещё один – «Математическая грамотность».



Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.

В продолжение «Школы ремонта», предлагаю бригадам следующее задание: рассчитайте себестоимость необходимых материалов для вашей работы – составьте смету для покупки материалов.

1 бригада.

На 1м2 уходит 2 литра каски. 1 литр стоит 130 рублей. Каковы затраты на краску для покраски комнаты?



2 бригада.

1 м деревянного плинтуса стоит 60 руб. Высчитайте необходимую сумму для покупки деревянного плинтуса в вашу комнату.

3 бригада.

1 м2 стекла стоит 105 руб. Сколько необходимо денег для покупки стекла 25 м2?

Проверка работы групп.

- Основы каких знаний получают обучающие, решая подобные задачи?

А значит, мы добавляем ещё один элемент пазла – финансовая грамотность.

Это лишь малая часть компонентов функциональной грамотности, которые мы рассмотрели.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.

Приём «ЗЕРКАЛО» (русский язык)

Приём «Зеркало» помогает мне и на уроках русского языка. Политромоны знаете, такое понятие? Слова перевертыши. Пожалуйста, скажите мне слово перевёртыш

(шалаш, потоп, довод, кок, поп, топот, казак, А роза упала на лапу Азора.

Это слова, которые мы с вами тоже можем использовать в приёме «Зеркало». Прочитать наоборот. Это очень заинтересовывает детей

Приём ЗЕРКАЛО»(литературное чтение)

А как вы думаете, на литературном чтение помогает зеркало?

Ну, наверное, раз я спрашиваю, значит помогает. Я вам предлагаю поиграть в игру, отгадать название сказок.

(слайд) Сказки наоборот.

Сочинение сказок «наизнанку».

Придумайте сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.


. Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.

Приемы работы по формированию функциональной грамотности младших школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника начальной школы полностью соответствующего ФГОС.

Рассмотреть много приемов на мастер-классе не позволяет время, поэтому я приготовила для участников буклеты, где постаралась раскрыть некоторые приемы, которые я использую в работе.

В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»



Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.

Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

РЕФЛЕКСИЯ “Все в твоих руках”

Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

Большой – для меня было интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил информацию…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня было недостаточно

Пожелание.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!







Просмотр содержимого презентации
«МАСТЕР-класс Формирование функциональной грамотности»

развитие Функциональной грамотности На уроках в начальной школе. «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи» И.Г.Песталоцци

развитие

Функциональной грамотности

На уроках в начальной школе.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

Цель: познакомить с приемами    работы на уроках,     способствующих развитию   функциональной грамотности   обучающихся начальной    школы.

Цель: познакомить с приемами работы на уроках, способствующих развитию функциональной грамотности обучающихся начальной школы.

ЗАДАЧИ:

ЗАДАЧИ:

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами и технологиями работы по функциональному чтению;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ в практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.
Практические дела всегда говорят громче, чем слова  самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;   обучение в сотрудничестве;  умение применять знания  в жизни

Практические дела всегда говорят громче, чем слова

  • самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

  • обучение в сотрудничестве;

умение применять знания в жизни

Что же такое «функциональная грамотность» ?

Что же такое «функциональная грамотность» ?

  • Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
  • Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе…
ШКОЛА РЕМОНТА

ШКОЛА РЕМОНТА

1 карточка. А  1*9:3 Л  2*8:4 М  2*3:6 Р  34+9*4 Я  50-27:3 2 карточка. П  8*3:6 Т 3*(8:2) Н 36:9*7 И  6*6 К  7*7 О  81:9 Л  72:9 3 карточка. К  64:8 Т  30:5 О  81:9 Е  56:8 С  20:4 К  6*7 И  7*5 Щ  3*9 Л  4*3 Ь  9*2

1 карточка.

А 1*9:3

Л 2*8:4

М 2*3:6

Р 34+9*4

Я 50-27:3

2 карточка.

П 8*3:6

Т 3*(8:2)

Н 36:9*7

И 6*6

К 7*7

О 81:9

Л 72:9

3 карточка.

К 64:8

Т 30:5

О 81:9

Е 56:8

С 20:4

К 6*7

И 7*5

Щ 3*9

Л 4*3

Ь 9*2

Прием «Зеркало» Рвал дед лавр Коту тащат уток . Лёша на полке клопа нашёл.

Прием «Зеркало»

Рвал дед лавр

Коту тащат уток .

Лёша на полке клопа нашёл.

Угадай сказку.

Угадай сказку.

Мышка в босоножках

Мышка в босоножках

Мышка-домоседка

Мышка-домоседка

Солнечный принц

Солнечный принц

Бодрствующий урод

Бодрствующий урод

Крестьянка под тыквой

Крестьянка под тыквой

ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ +

ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

РЕФЛЕКСИЯ Большой палец – для меня было интересным… Указательный – по этому вопросу я получил информацию… Средний – мне было трудно (мне не понравилось)… Безымянный – моя оценка психологической атмосферы… Мизинец – для меня было недостаточно…

РЕФЛЕКСИЯ

Большой палец – для меня было интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил информацию…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня было недостаточно…

Просмотр содержимого презентации
«МАСТЕР-класс Формирование функциональной грамотности1»

развитие Функциональной грамотности На уроках в начальной школе. «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи» И.Г.Песталоцци

развитие

Функциональной грамотности

На уроках в начальной школе.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

Цель: познакомить с приемами    работы на уроках,     способствующих развитию   функциональной грамотности   обучающихся начальной    школы.

Цель: познакомить с приемами работы на уроках, способствующих развитию функциональной грамотности обучающихся начальной школы.

ЗАДАЧИ:

ЗАДАЧИ:

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами и технологиями работы по функциональному чтению;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ в практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.
Практические дела всегда говорят громче, чем слова  самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;   обучение в сотрудничестве;  умение применять знания  в жизни

Практические дела всегда говорят громче, чем слова

  • самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

  • обучение в сотрудничестве;

умение применять знания в жизни

Что же такое «функциональная грамотность» ?

Что же такое «функциональная грамотность» ?

  • Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
  • Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе…
ШКОЛА РЕМОНТА

ШКОЛА РЕМОНТА

1 карточка. А  1*9:3 Л  2*8:4 М  2*3:6 Р  34+9*4 Я  50-27:3 2 карточка. П  8*3:6 Т 3*(8:2) Н 36:9*7 И  6*6 К  7*7 О  81:9 Л  72:9 3 карточка. К  64:8 Т  30:5 О  81:9 Е  56:8 С  20:4 К  6*7 И  7*5 Щ  3*9 Л  4*3 Ь  9*2

1 карточка.

А 1*9:3

Л 2*8:4

М 2*3:6

Р 34+9*4

Я 50-27:3

2 карточка.

П 8*3:6

Т 3*(8:2)

Н 36:9*7

И 6*6

К 7*7

О 81:9

Л 72:9

3 карточка.

К 64:8

Т 30:5

О 81:9

Е 56:8

С 20:4

К 6*7

И 7*5

Щ 3*9

Л 4*3

Ь 9*2

Прием «Зеркало» Рвал дед лавр Коту тащат уток . Лёша на полке клопа нашёл.

Прием «Зеркало»

Рвал дед лавр

Коту тащат уток .

Лёша на полке клопа нашёл.

Угадай сказку.

Угадай сказку.

Мышка в босоножках

Мышка в босоножках

Мышка-домоседка

Мышка-домоседка

Солнечный принц

Солнечный принц

Бодрствующий урод

Бодрствующий урод

Крестьянка под тыквой

Крестьянка под тыквой

ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ +

ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

РЕФЛЕКСИЯ Большой палец – для меня было интересным… Указательный – по этому вопросу я получил информацию… Средний – мне было трудно (мне не понравилось)… Безымянный – моя оценка психологической атмосферы… Мизинец – для меня было недостаточно…

РЕФЛЕКСИЯ

Большой палец – для меня было интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил информацию…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня было недостаточно…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!