СЛАЙД
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Прежде чем приступить к работе, я попрошу моих помощников выполнить одно нехитрое задание.
- Поднимите, пожалуйста, правую руку, показывая тем самым свою готовность к дальнейшей работе.
- Спасибо.
- А теперь, попробуйте поаплодировать себе и товарищам, используя только поднятую руку.
- Не получается?
- А если я подойду к Вам и своей рукой хлопну по Вашей руке? Получилось?
- Попробуйте сделать хлопок с другим участником мастер-класса.
- Это говорит о том, что только вместе, а не по одному, мы сегодня сможем придти к какому-либо выводу в ходе нашей совместной плодотворной работы.
Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.
СЛАЙД
Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –
с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –
добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./
Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что
СЛАЙД
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколько приемов работы на уроках в начальной школе, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.
- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения запишите, пожалуйста, на стикерах и разместите на доске. (несколько предположений озвучить)
- Спасибо!
- Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе!
Выполняя мои несложные задания, мы составим пазл – компоненты функциональной грамотности. Т.е., мы получим продукт нашей совместной деятельности.
У классика есть такие слова: «Вся наша жизнь – игра!». Мы можем перефразировать, что для ребёнка игра - это ЖИЗНЬ.
Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, стоит только сказать «А сейчас поиграем».
Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только «выучивает» новые понятия, но и имеет представление где и как эти знания использовать в повседневной жизни.
Сегодня я вам тоже предлагаю поиграть.
Сегодня у нас необычная школа – школа ремонта. И мы участники ремонта помещения и будем использовать полученные знания, умения и навыки. А я ваш прораб. А кто такой прораб?
Прораб, сокращенно, производитель работ – непосредственный руководитель работ на постройке, сооружении чего-либо.
Название профессии, вы узнаете, выполнив первое задание. Каждый из вас получает карточку с заданием. Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте название своей профессии.
1 карточка.
А 1*9:3
Л 2*8:4
М 2*3:6
Р 34+9*4
Я 50-27:3
Маляр – рабочий, который занимается окраской зданий, помещений.
2 карточка.
П 8*3:6
Т 3*(8:2)
Н 36:9*7
И 6*6
К 7*7
О 81:9
Л 72:9
4 | 8 | 9 | 12 | 28 | 36 | 49 |
П | Л | О | Т | Н | И | К |
Плотник – рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий.
3 карточка.
К 64:8
Т 30:5
О 81:9
Е 56:8
С 20:4
К 6*7
И 7*5
Щ 3*9
Л 4*3
Ь 9*2
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 12 | 18 | 27 | 35 | 42 |
С | Т | Е | К | О | Л | Ь | Щ | И | К |
Стекольщик – рабочий, который выполняет стекольные работы.
Работа в группах.
Объединитесь в профессиональные бригады.
Работа в группах. «Собери пазл» (Составить геометрическую фигуру и узнать с какой геометрической величиной будем работать).
1 бригада – прямоугольник – площадь прямоугольника
2 бригада – прямоугольник – периметр прямоугольника
3 бригада – квадрат – площадь квадрата
А теперь пришло время высчитать объем работ по каждой бригаде.
Задачи – расчеты.
Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?
Для укладки плинтуса найдите периметр пола прямоугольной формы. Длина 6м, ширина – 4м.
Для того, чтобы застеклить окно необходимо вырезать стекло квадратной формы со стороной 5см. найдите площадь этого стекла.
Проверка работы по группам.
Мы можем застеклить окно, покрасить стены и уложить плинтус, а вот чтобы установить натяжной потолок, нужно знание теоремы Пифагора, но это уже другая школа ремонта.
Выполняя это задание, мы с вами можем к нашему пазлу «Функциональная грамотность» добавить ещё один – «Математическая грамотность».
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.
В продолжение «Школы ремонта», предлагаю бригадам следующее задание: рассчитайте себестоимость необходимых материалов для вашей работы – составьте смету для покупки материалов.
1 бригада.
На 1м2 уходит 2 литра каски. 1 литр стоит 130 рублей. Каковы затраты на краску для покраски комнаты?
2 бригада.
1 м деревянного плинтуса стоит 60 руб. Высчитайте необходимую сумму для покупки деревянного плинтуса в вашу комнату.
3 бригада.
1 м2 стекла стоит 105 руб. Сколько необходимо денег для покупки стекла 25 м2?
Проверка работы групп.
- Основы каких знаний получают обучающие, решая подобные задачи?
А значит, мы добавляем ещё один элемент пазла – финансовая грамотность.
Это лишь малая часть компонентов функциональной грамотности, которые мы рассмотрели.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.
Приём «ЗЕРКАЛО» (русский язык)
Приём «Зеркало» помогает мне и на уроках русского языка. Политромоны знаете, такое понятие? Слова перевертыши. Пожалуйста, скажите мне слово перевёртыш
(шалаш, потоп, довод, кок, поп, топот, казак, А роза упала на лапу Азора.
Это слова, которые мы с вами тоже можем использовать в приёме «Зеркало». Прочитать наоборот. Это очень заинтересовывает детей
Приём ЗЕРКАЛО»(литературное чтение)
А как вы думаете, на литературном чтение помогает зеркало?
Ну, наверное, раз я спрашиваю, значит помогает. Я вам предлагаю поиграть в игру, отгадать название сказок.
(слайд) Сказки наоборот.
Сочинение сказок «наизнанку».
Придумайте сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.
. Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.
Приемы работы по формированию функциональной грамотности младших школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника начальной школы полностью соответствующего ФГОС.
Рассмотреть много приемов на мастер-классе не позволяет время, поэтому я приготовила для участников буклеты, где постаралась раскрыть некоторые приемы, которые я использую в работе.
В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»
Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.
Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.
РЕФЛЕКСИЯ “Все в твоих руках”
Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
Большой – для меня было интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил информацию…
Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец – для меня было недостаточно
Пожелание.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!