Мастер-класс Формирование коммуникативной компетентности учащихся
при подготовке к ОГЭ по русскому языку
Устная часть ОГЭ по русскому языку направлена на выявление коммуникативных навыков школьников. Она проверит способность читать тексты с интонацией и эмоциональной окраской, пересказывать прочитанное, с привлечением дополнительной информации, умение вести монолог и диалог. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).
Коммуникативные навыки важны для познавательной деятельности, культурного роста, будущей профессиональной деятельности и самовыражения, взаимодействия с окружающими людьми, миром.
Задание 1 «Чтение текста вслух» предполагает работу с интонацией и темпом речи. Для этого необходимо прежде всего понимать текст.
Готовясь с учениками к 1 части зачётной работы, говорим о неотъемлемых частях выразительного чтения:
Даю задания для тренировки:
Прочитайте предложение, делая логическое ударение на разных словах, объясните смысл прочитанной фразы:
Ты прочитал книгу?
Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз. Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого.
Чёткости произношения способствует работа над скороговорками. Памятка ученикам:
не нужно стремиться сразу быстро произносить скороговорки, сначала произносите ее медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова;
при произнесении скороговорки следите за полнотой всех проговариваемых звуков, не допуская нечеткости и «смазанности»,
поставьте разные исполнительские задачи, например: при речевом исполнении этого текста я хочу подшутить, хочу пожаловаться, хочу посплетничать, хочу похвастаться и т. д.
Примеры:
1. Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
2. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
3.
Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
про покупочки мои.
Правильно организованное дыхание играет в речи первостепенную роль. Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к срывам голоса, неоправданным паузам, искажающим фразу. Следует помнить, что неравномерно расходуемый воздух зачастую не дает возможности до конца договорить фразу, заставляет «выжимать» из себя слова.
Упражнение: выбрать стихотворение со строкой небольшого размера, например, «Белеет парус одинокий» или «Люблю грозу в начале мая». Произнести на одном выдохе первую строку, добрать воздух и на одном выдохе произнести две следующие строки, снова добрать воздух и произнести сразу три строки и т. д. Добирать воздух нужно незаметно носом и ртом. Таким образом, выполняя упражнения дыхательной гимнастики, мы вовлекаем дыхание в голосообразование.
Знаки препинания являются теми условными обозначениями, которые помогают исполнителю раскрыть ход мыслей автора. Упражнения: прочитайте предложения, объясните их смысл. Обратите внимание на то, как изменяются смысловые оттенки, а иногда и смысл полностью при перемене знаков препинания.
1.
Жарко, солнце стоит над головой.
Жарко: солнце стоит над головой.
2.
Зима суровая, лето знойное.
Зима суровая – лето знойное.
3.
Жаворонки звенят! Воркуют зобастые голуби; реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки смирно повиливают хвостами.
Жаворонки звенят, воркуют зобастые голуби, реют ласточки, лошади фыркают и жуют, собаки смирно повиливают хвостами.
4.
Володя пришёл.
Володя пришёл?
Володя пришёл!
5.
Вернёшься домой, посидишь, отдохнёшь.
Вернёшься домой – посидишь, отдохнёшь.
6.
Я давно не видел брата друга и сестру.
Я давно не видел брата, друга и сестру.
7.
Письмо должно быть срочно доставлено адресату.
Письмо, должно быть, срочно доставлено адресату.
Логические паузы обязывают говорящего произносить слова, заключенные между ними, не разделяя, плавно, как одно слово. В зависимости от того, где будет сделана пауза, фраза приобретает разное значение.
Расставьте знаки, паузы, объясните смысл предложений (предложения даются без знаков):
1. Она / жеребенок - Она же / ребенок;
2. Простить нельзя - / сослать в Сибирь - Простить, / нельзя сослать в Сибирь;
3. «Этот человек, / — не раз говорил брату Антон, / — никогда не был учителем». - Этот человек не раз говорил брату: / «Антон никогда не был учителем».
4. И шла она легко, / назад изгибы длинные чадры откинув. - И шла она легко назад, / изгибы длинные чадры откинув.
5. Я занимался с братом, / который был болен английским языком. - Я занимался с братом, / который был болен, / английским языком.
6.
Хватит! / Жевать давайте, / читать…
Хватит. / Жевать? / Давайте! / Читать?
Хватит жевать / – давайте читать.
7. По тропинке к дому шли дедушка, / Иван Петрович, / девочка, / Маша, / дядя, / Андрей, / тетя, / Анна Ильинична, / бабушка, / Даша. - По тропинке к дому шли дедушка Иван Петрович, / девочка Маша, / дядя Андрей, / тетя Анна Ильинична, / бабушка Даша
8. Поставлю статую, / золотую пику держащую. - Поставлю статую золотую, / пику держащую.
9. Нынче совсем ничего не мог писать утром / - заснул. (Л. Т.) - Нынче совсем ничего не мог писать / - утром заснул.
10. Приготовьтесь боксеры, / гимнасты, борцы на выход. - Приготовьтесь боксеры, гимнасты, / борцы на выход.
Итоговое упражнение:
1. Разбейте текст на речевые такты, расставьте паузы, ударения. Прочитайте текст.
«Хождение по мукам? Нет, так будет неправильно сказать. Были, были муки. И сомнения были, холодные, колючие. И, бывало, схватывало за горло отчаяние. Все было, но зато и минуты восторга, необыкновенного, полного счастья, когда вдруг где-нибудь на дороге, во мраке, встретишь незнакомого, но родного человека, и он распахнет перед тобой все богатства своей души, непокоренной, красивой русской души и спросит: «Как же быть, товарищ?» (Б. Горбатов, «Непокоренные»).
Способность умело пользоваться паузами, логическими и психологическими, - показатель выразительности звучания слова чтеца, свидетельство наполненности его жизненной воздействующей силой.
Чтение. Р. Рождественский «Историческое отступление о крыльях»
(мастер-класс)
ПРИТЧА
Притча (на фоне волшебной композиции «Хрустальная грусть)
В одной древней притче говорится:
"Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.
-Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.
-Жду тебя!- ответил старик - Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
- Верно!- удивился человек.
Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.
Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.
-Как я это сделаю, если сам не умею летать?
-А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.
Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель.
Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
-Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на своего питомца.
А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:
-А меня больше всего радуют твои крылья..."
- Мы с вами хорошо поработали.
Спасибо за сотрудничество. Улыбнемся друг другу дружескими и добрыми улыбками. Улыбнемся улыбкою радости, познания и продвижения.
Свой мастер-класс я хочу закончить словами
Учитель- это ученик, навсегда вызванный к доске. Обучая других - учись сам. (Симон Львович Соловейчик).