СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В качестве одного из метапредметных результатов освоения основной  образовательной программы начального общего образования стандарт выделяет овладение навыком смыслового (осознанного) чтения текстов различных стилей и жанров.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе»»

Мастер-класс

«Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе»


(слайд1)
- Здравствуйте, уважаемые коллеги, тема моего мастер-класс «Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе»

(слайд 2)

- Сегодня на мастер-классе Вы сможете:

  • Объяснить…, что такое смысловое чтение;

  • Видеть… возможности применения активных методов и приёмов по формированию смыслового чтения на уроках.

Ответьте, пожалуйста на следующие вопросы (приём «Верю, не верю»)

- Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности? (можно поднимать руку)

- Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения?

- Сегодня на мастер-классе я покажу некоторые методические приёмы, которые, на мой взгляд, работают наиболее успешно, формируют универсальные учебные действия, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией на уроках в начальной школе.

У вас в раздаточном материале есть таблица «Смысловое чтение». Давайте определимся с понятием что такое «смысловое чтение»?

(слайд 3)

Блок 1 – «Понятие».

- Подумайте и попробуйте записать ключевые слова к этому разделу. Есть желающие прокомментировать свои предположения? (Ответы педагогов)

(слайд 4)

Смысловое чтениеэто вид чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

(слайд 5)

Блок 2 – «Цель»

- Попробуйте сформулировать цель формирования навыков смыслового чтения, подбором ключевых слов. Есть желающие прокомментировать свои предположения? (Ответы педагогов)

(слайд 6)

Цель смыслового чтениямаксимально точное и полное понимание содержания текста, всех деталей и практического осмысления извлеченной информации.

(слайд 7)

Блок 3 – «Задачи»

- Сформулируйте задачи формирования навыков смыслового чтения. Есть желающие прокомментировать свои предположения? (Ответы педагогов)

(слайд 8)

Задачи: - научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать.



В процессе обучения смысловому чтению младшие школьники должны научиться тексты:

понимать;

анализировать;

сравнивать;

видоизменять;

генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи)

(слайд 9)

Блок 4 – «Учебные предметы».

-На каких учебных предметах можно формировать смысловое чтение? (Ответы педагогов)

(слайд 10)

На всех учебных предметах.

(слайд 11)

Блок 5 – «Методы и приёмы смыслового чтения» некоторые методы мы с вами уже использовали в работе, это то, что подчёркнуто в слайде….

  • Развитие умения анализировать задание.

  • Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию

  • Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные) – вы отвечали на мои вопросы.

  • Определение последовательности событий в прочитанном тексте, мы с вами выстроили последовательность по определению смыслового чтения.

  • Формулирование простых выводов после прочтения текста.

  • Преобразование прочитанного текста в таблицу.

  • Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

  • Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

  • Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

  • Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Хочется отметить, что навык смыслового чтения относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий в качестве обязательного компонента ФГОС НОО (федеральный государственный стандарт начального общего образования ) - «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Он может и должен формироваться при обучении всех школьных предметов.

Давайте разберём ещё другие задания из разных предметных областей, например с математиками:

(слайд 13)

задание 1 «Поспорь с Незнайкой (у вас оно в раздаточном материале)

Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделит без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено, верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?


Это задание может быть предложено в 3 классе на уроке повторения и закрепления знаний после того, как изучены таблица умножения, приём нахождения частного методом подбора и проверка деления умножением.

(слайд 14)

Дети должны найти все ошибки, допущенные Незнайкой. Некоторые из этих ошибок лежат на поверхности, например, 100 – это не двузначное число, а трёхзначное число.

Другие ошибки требуют внимательного прочтения текста, Например, действительно ли 100 делится на все перечисленные однозначные числа без остатка. Выполняя деление методом подбора, школьники установят, что 100 не делится на 3 без остатка (33·3=99, 99100).

Другие ошибки требуют ещё более тщательного анализа текста, так как они скрыты под правильными рассуждениями. Так в случае проверки результата деления 4 на 2 Незнайка выполнил сложение 2+2, результат которого действительно равен 4. Однако проверять деление путём прибавления к частному делителя нельзя.

При вычислении произведения 28·3 Незнайка абсолютно правильно заменил суммой трёх одинаковых слагаемых 28, однако посчитано значение этой суммы неверно.

Работа с таким текстом формирует умение соотносить информацию, содержащуюся в нём, со своими знаниями и оценивать её, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями. Кроме того, это задание способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы.

(слайд 15)

Рассмотрим задание 2, из предметных областей окружающий мир и математика.

Детям предлагается, прочитайте текст, и представить содержащуюся в нём информацию в табличной форме. Ответить на вопросы и выполнить задания, данные после текста.

Звери-великаны

Зверь – это не только тигр, но и безобидный хомячок, не только волк, но и коза. Все они относятся к классу млекопитающих. Всего известно четыре тысячи биологических видов млекопитающих. Животные этого класса весьма разнообразны по своему внешнему виду, повадкам, образу жизни. К классу млекопитающих относится крупнейшее из всех ныне живущих животных – синий кит. Его длина – 33 м, а масса – до 150 т. Пасть у синего кита огромна. Кажется, что он может, кого угодно проглотить. На самом же деле это безобидное животное. Синие киты питаются крошечными рачками планктона. Синий кит в 30 раз тяжелее самого крупного животного суши – африканского слона, в 50 раз тяжелее другого сухопутного великана – африканского носорога. Рост африканского слона достигает 4 м. Носороги рядом со слоном кажутся низкорослыми: их рост около 2 м. Эти огромные животные питаются травой и листьями.



Вопросы и задания:

  1. Исполином среди млекопитающих является бурый медведь. Его масса достигает 750 кг. Во сколько раз носорог тяжелее бурого медведя? Насколько синий кит тяжелее бурого медведя?

  2. Одним из самых маленьких млекопитающих на земле является карликовый хомячок, который живёт в Мексике. Он весит примерно 6 г. Во сколько раз карликовый хомячок легче синего кита и носорога? Сколько хомячков уравновесят на весах бурого медведя? На сколько граммов хомячок легче слона?

  3. Самыми маленькими обезьянами являются карликовые игрунки, обитающие в лесах Амазонки. Они весят не более 100 г. Сравни массу такой обезьянки с массой каждого из встретившихся в тексте животных.

(слайд 16)

Название животного

Масса животного

Рост животного

Питание

Синий кит

До 150т



Африканский слон

150:30=



Африканский носорог

150:50=



Бурый медведь

750кг



Карликовый хомячок



Карликовый игрунок (маленькая обезьянка)

100г





Это задание может быть использовано в 4 классе при изучении арифметических действий с натуральными числами и окружающий мир. Его выполнение способствует формированию умения выделять главное из имеющейся информации, представлять информацию в табличной форме, определять необходимое количество строк и столбцов таблицы.

Для выполнения заданий, достаточно, чтобы таблица имела 2 столбца: название животного и массу животного.

чтобы полно отразить информацию, можно добавить ещё 2 столбца – рост животного и чем оно питается.

Можно предложить в качестве домашнего задания самостоятельно найти сведения о других животных и дополнить составленную таблицу.

Методов и приёмов очень много и всё охватить мы с вами просто к сожалению не успеем.

Далее раскрою понятие видов смыслового чтения.

(слайд 17)

Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие УУД, поэтому навык чтения считается фундаментом всего последующего образования и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе.

Наша школа в течение этого учебного года работает над этим направлением, для этого создана рабочая группа, членом которой я тоже являюсь.

Для более детального изучения этой темы мы пользуемся методическими пособиями.

(слайды – 18 – 22 – учебное пособие - 5 слайдов)

- Итогом своего мастер-класса я предлагаю составить синквейн, ключевое слово Чтение

(слайд 23)

есть желающие зачитать свои синквейны? (слушаем, если есть)

(слайд 24)

Я тоже составила свой синквейн, посмотрите


Чтение

Смысловое, осознанное, вдумчивое

Развивает, обогащает, информирует

Смысловое чтение - неотъемлемый компонент читательской грамотности.

Знание


Хочу завершить свой мастер-класс следующими словами

(слайд 25) «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать - точным».

(щелчок) Спасибо за внимание!





Тема «Смысловое чтение»

Задание 1.

Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделит без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено, верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?


Блок 1 – «Понятие».



Блок 2 – «Цель»



Блок 3 – «Задачи»



Блок 4 – «Учебные предметы»


Блок 5 – «Методы, приёмы и виды смыслового чтения»


Задание 2 . Звери-великаны

Зверь – это не только тигр, но и безобидный хомячок, не только волк, но и коза. Все они относятся к классу млекопитающих. Всего известно четыре тысячи биологических видов млекопитающих. Животные этого класса весьма разнообразны по своему внешнему виду, повадкам, образу жизни. К классу млекопитающих относится крупнейшее из всех ныне живущих животных – синий кит. Его длина – 33 м, а масса – до 150 т. Пасть у синего кита огромна. Кажется, что он может, кого угодно проглотить. На самом же деле это безобидное животное. Синие киты питаются крошечными рачками планктона. Синий кит в 30 раз тяжелее самого крупного животного суши – африканского слона, в 50 раз тяжелее другого сухопутного великана – африканского носорога. Рост африканского слона достигает 4 м. Носороги рядом со слоном кажутся низкорослыми: их рост около 2 м. Эти огромные животные питаются травой и листьями.


Алгоритм составления синквейна.

Вопросы и задания:

  1. Исполином среди млекопитающих является бурый медведь. Его масса достигает 750 кг. Во сколько раз носорог тяжелее бурого медведя? Насколько синий кит тяжелее бурого медведя?

  2. Одним из самых маленьких млекопитающих на земле является карликовый хомячок, который живёт в Мексике. Он весит примерно 6 г. Во сколько раз карликовый хомячок легче синего кита и носорога? Сколько хомячков уравновесят на весах бурого медведя? На сколько граммов хомячок легче слона?

  3. Самыми маленькими обезьянами являются карликовые игрунки, обитающие в лесах Амазонки. Они весят не более 100 г. Сравни массу такой обезьянки с массой каждого из встретившихся в тексте животных.






Имя существительное


Чтение


Имя прилагательное Имя прилагательное




Глагол Глагол Глагол




Предложение из нескольких слов, показывающих отношение к теме.




Слово, связанное с первым словом, отражает сущность темы






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!