СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МАСТЕР-КЛАСС Формирование самоопределения обучающихся средствами предметной области Математика

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

МАСТЕР-КЛАСС "Формирование самоопределения обучающихся средствами предметной области "Математика" разработан с учётом требований ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«МАСТЕР-КЛАСС Формирование самоопределения обучающихся средствами предметной области Математика»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Беляевская средняя общеобразовательная школа»
















Формирование самоопределения обучающихся средствами предметной области «Математика».













Подготовила : учитель математики

Алымова Л. В.






январь, 2024

1.Вступление.

(СЛАЙД 1)


Наука в школе есть одна.

Во всех  профессиях  нужна

учителям, врачам и поварам.

Бухгалтерам, певцам и продавцам.

Всем  математика  важна.

Царица всех наук она.


-Еще древнегреческий философ, ученик и друг Сократа Аристипп говорил: «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». «Греки изучали ее, чтобы познать мир, а РИМЛЯНЕ – для того ЧТОБЫ ИЗМЕРЯТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ» А для чего ИЗУЧАЕМ МАТЕМАТИКУ МЫ? Для развития логического мышления, технического прогресса, применения в жизненных ситуациях, в науке, а также как путь к будущей профессии.

Мир меняется, и способность справляться с техническими и математическими вызовами становится все более важной. Математика – основа успешной карьеры. Цель, которая преследовалась – это определение подходов и методов актуализации педагогического потенциала уроков математики для профориентации детей и подростков.


(СЛАЙД 2)

  • Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, поскольку при этом он выбирает и образ жизни. Профессиональное самоопределение обучающихся – одна из ключевых педагогических проблем, связанных с профессиональным становлением личности.

  • Не имея большого жизненного опыта, человек не всегда может правильно сориентироваться в мире профессий, в своих интересах и склонностях. Выпускники школ чаще всего подходят к выбору профессии односторонне, не всегда осознанно. Неслучайно исследователи отмечают, что учащиеся, сделавшие свой профессиональный выбор, первостепенное внимание уделяют профилирующим учебным предметам, игнорируя при этом другие школьные дисциплины, не усматривая в них того вклада, который они вносят в данную профессиональную область. Нередко таким предметом выступает математика.

(СЛАЙД 3)

  • Математика на протяжении всей истории человечества всегда была частью его культуры, она является ключом к познанию мира, базой научно-технического процесса и важной составляющей развития личности. Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего в тех, которые связаны с естественными науками, техникой, экономикой. Математика стала проникать и в области традиционно «нематематические» – управление государством, медицину, лингвистику и т.п.

(СЛАЙД 4)

  • Одним из моментов модернизации современного математического образования является усиление прикладной направленности школьного курса математики, т.е. осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой.

    Прикладная направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности, на широкое применение ИКТ.

(СЛАЙД 5)

  • Начиная с 2010 года, началось постепенное внедрение новых образовательных стандартов, которые ориентированы на практическое применение полученных знаний. Содержание и структура экзаменационных работ ЕГЭ и ГИА по математике содержат задания, которые дают возможность полно применять умения по использованию приобретенных знаний в практической деятельности и повседневной жизни. Поэтому прикладная направленность в обучении математике имеет практическую ценность для учащихся.

(СЛАЙД 6)

  • Часто у школьников возникает мысль, будто бы задачи бывают прикладные, т.е. нужные в жизни, и не практические, которые в жизни не понадобятся. Для устранения таких ошибок целесообразно использовать любую возможность показа того, что абстрактная задача может быть связана с прикладными. Например: «Двор имеет форму треугольника. Где нужно вкопать столб для подвески светильника, чтобы наилучшим способом осветить ближайшие к столбу точки сторон треугольника?» или «Лесная поляна имеет форму треугольника. В какой ее точке безопаснее развести костер?» При изучении темы в 9 классе «Геометрическая прогрессия» можно выстроить урок «Геометрическая прогрессия и ее приложения в экономике» и рассмотреть вопрос: «Как банки дают кредиты различным фирмам?» Учащиеся видят, что такие, на первый взгляд, бесполезные вопросы, как сумма членов геометрической прогрессии, бесконечно убывающая прогрессия и ее сумма, имеют глубокий экономический смысл.

2.Профессиональное самоопределение подростков в 9-м классе.

(СЛАЙД 7)

В качестве педагогических условий успешной реализации ценностного потенциала математики на этапе профессионального самоопределения старшеклассников выступают:

  • введение в контекст содержания учебного материала исторических сведений, иллюстрирующих примеры научных открытий, идей на стыке математики и других областей знаний; (позволяет учащимся осознать, как связана математика с другими науками и различными профессиями)

  • решение старшеклассниками задач, раскрывающих связь математики и определенной профессии; (данный путь позволяет учащимся проследить значимость ценностного потенциала математики через различные задачи, описывающие явления, процессы, происходящие в той или иной профессиональной сфере

  • использование различных форм внеурочной деятельности ;

  • оптимизация межпредметных связей в процессе обучения.

(СЛАЙД 8)

  • Важным средством, обеспечивающим достижение прикладной и практической направленности обучения математике, является применение в ней межпредметных связей. Возможность подобных связей обусловлена тем, что в математике и смежных дисциплинах изучаются одноименные понятия (вектор – в математике и физике, координаты – в математике, физике и географии, уравнения – в математике, физике, химии, функции и графики – в математике, физике, биологии). Такое взаимное проникновение знаний и методов в различные учебные предметы не только имеет прикладную и практическую зависимость, но и отражает современные тенденции развития науки, создает благоприятные условия для формирования научного мировоззрения.

(Выполнение задания учителями)

- На листах по содержанию заданий написать профессию :

1.Ландшафтный дизайнер, садовник.

2.Менеджер космического туризма.

3.Сити-фермер.

4.Инфостилист.

5.Бухгалтер.

6.Паркетчик,плиточик.

7.Строитель.

8.Программист.

9.Соцработник.

10.Повар,кондитер.

11.Портной, швея.

12.Продавец,контролёр-кассир.

13.Автомеханик,водитель.

14.Тракторист.

-Попробуем определить к каким профессиям можем отнести практико-ориентированные задания ОГЭ №1-5.

(СЛАЙД 9)

Реальная математика ГИА.

(СЛАЙД 10)

  1. Математика в профессии бухгалтера

Именно у математики бухгалтерия позаимствовала свою основную отличительную черту – точность. От использования простых действий арифметического счёта с течением времени она стала использовать методы дифференциального и интегрального исчисления, теорию множеств.

(СЛАЙД 11)

Задача.

Какой будет заработная плата после повышения ее на 30 %, если до повышения она составляла 8760 руб. и с работника берётся подоходный налог 13%.

Решение:

8 760 ∙ 1,3 = 11388 (рублей) чистая зарплата

11388 ∙ 0,87 = 9907,56 (рублей) получит работник на руки

Ответ: 9907,56 рублей


(СЛАЙД 12)

Задача.

Строительная фирма планирует приобрести 72 м2 пеноблоков у одного из трёх поставщиков. Сколько рублей придётся заплатить за самую дешёвую покупку с доставкой? Цены и условия приведены в таблице.

Поставщик

Стоимость пеноблоков (руб.за м2)

Стоимость доставки (руб.)

Дополнительные условия

А

2950

5000


Б

3000

6000

При заказе на сумму более 150000 руб. доставка бесплатная

В

2980

400

При заказе более 75м3 доставка бесплатная


(СЛАЙД 13)

Решение:

А) 2950 ∙ 72 + 5000 = 217400

Б) 3000 ∙ 72 = 216000

В) 2980 ∙ 72 + 400 = 214960

217400, 216000, 214960

Ответ : 214 960


(СЛАЙД 14)

Математика и строительные специальности


(СЛАЙД 15)

Задача

Пол комнаты, имеющий форму прямоугольника со сторонами 5,5 м и 6 м, нужно покрыть паркетом прямоугольной формы. Длина каждой дощечки паркета равна 30 см, ширина – 5 см. Сколько потребуется таких дощечек для покрытия пола?


(СЛАЙД 16)

Задача

Сколько потребуется кафельных плиток квадратной формы со стороной 15 см, чтобы облицевать ими стену, имеющую форму прямоугольника со сторонами 3 м и 2,7 м?


(СЛАЙД 17)

5 класс

За один рейс автомашина МАЗ-25 перевозит 25 тонн груза. Сколько тонн груза она перевезет за k рейсов? Найдите значение выражения при k равном 10, 5, 0.

Решение.

Составим выражение перевоза 25 тонн груза за k рейсов: 25*k

При k = 10, МАЗ-25 перевезет груз массой 25 * 10 = 250 (т)

При k = 5, МАЗ-25 перевезет груз массой 25 * 5 = 125 (т)

При k = 0, МАЗ-25 перевезет груз массой 0 * 25 = 0 (т)

Ответ: 250 т, 125 т, 0 т.


(СЛАЙД 18)

Вычислите площадь участка


(СЛАЙД 19)

Математика в профессии программиста


(СЛАЙД 20)

Зачем программисту математика?

Во-первых, математика развивает мышление. А во-вторых в программистской практике существует широчайший спектр задач, так или иначе требующих знаний математики. Будущему программисту важно научиться думать, находить верные решения, «шевелить мозгами».


(СЛАЙД 21)

Задание для программиста

Сколько мегабайт информации содержит сообщение объемом 223 бит?

Решение

223 бит = 210∙ 210 ∙ 23 бит = 210∙ 210 байт = 210 Кбайт = 1 Мбайт

Ответ: 1.


(СЛАЙД 22)

Задание для программиста

На схеме нарисованы дороги между четырьмя населенными пунктами A, B, C, D и указаны протяженности данных дорог. Определите, какие два пункта наиболее удалены друг от друга (при условии, что передвигаться можно только по указанным на схеме дорогам). В ответе укажите кратчайшее расстояние между этими пунктами.

1) 10; 2) 15;

3) 16; 4) 17.


(СЛАЙД 23)

Математика-повар-учитель химии-тракторист-продавец-моряк


(СЛАЙД 24)

Задача для социального работника

Квартирная плата повышена на 20%. За прошлый месяц заплачено 4500 руб. Сколько надо заплатить за текущий месяц?

Решение : 4500 ∙ 1,2 = 5400

Ответ: 5400 рублей


(СЛАЙД 25)

Задача

В таблице представлена смета расходов при покупке продуктов питания. Какую сумму нужно заплатить за указанный товар?

Наименование

товара

Цена за

1 кг

Вес , кг

Стоимость, руб.

Сахарный песок

35

1

35

Сыр

280

0,5

140

Мука

20

1

20

Рис

30

0,8

24

Картофель

18

4

72

Масло сливочное

200

0,5

100

Всего



391


3.Вывод.


(СЛАЙД 26)

Математика -основа всех профессий.


(СЛАЙД 27)

Атлас новых профессий


(СЛАЙД 28)

Топ-5 профессий будущего


4.Подведение итога .

(СЛАЙД 29)

Высказывание .













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!