СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс «Фразовый конструктор» как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель : знакомство педагогов с приемами использования фразового конструктора как эффективным способом развития фразовой речи, развития мышления, внимания, памяти, фонематического восприятия у детей.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс «Фразовый конструктор» как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА

Тема: «Фразовый конструктор»
как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста

Подготовила:Курьерова Г.А.

Цель : знакомство педагогов с приемами использования фразового конструктора как эффективным способом развития фразовой речи, развития мышления, внимания, памяти, фонематического восприятия у детей.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка (проектор, экран), презентация.

Раздаточный материал: картинки, карточки 6х7 см, клей, ножницы, карандаш.

Практическая значимость:  мастер-класс будет полезен воспитателям и родителям.

Ожидаемые результаты:

- получение участниками знаний об основных принципах использования фразового конструктора для развития фразовой речи у детей дошкольного возраста;

- овладение навыком изготовления элементов фразового конструктора с целью внедрения в образовательный процесс;

- создание атмосферной обстановки, поддержка педагогического творчества, реализация педагогического стремления помогать детям;

- обмен педагогическим опытом, установление коммуникативных связей между участниками образовательного процесса, профессиональная поддержка.

Ход мастер-класса

Слайд 2

-Здравствуйте, дорогие коллеги! Я хочу познакомить Вас сегодня с особенностями работы по развитию связной речи детей с помощью фразового конструктора.

Цель : знакомство педагогов с приемами использования фразового конструктора как эффективным способом развития фразовой речи, развития мышления, внимания, памяти, фонематического восприятия у детей.

Фразовый конструктор направлен на решение следующих задач: их вы видите на экране


Слайд 3

Как мы знаем, для успешного развития речи у ребенка необходимо предварительно сформировать навыки крупной и мелкой моторики, развить слуховое неречевое, а также фонематическое восприятие, внимание, память, предметную и игровую деятельность.

Почему именно возникла идея фразового конструктора? с помощью наглядных подсказок дети способны хорошо усваивать новый материал. Фразовый конструктор - это наглядная опора для правильного построения фразы, предложения. Он необходим, для формирования языковой способности.
Поможет формированию обращённой речи и установлению контакта с ребёнком. Именно этой цели служит фразовый конструктор.

Формируя фразовую речь у ребенка, не следует ограничиваться только механическим построением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь.

У фразового конструктора есть несколько правил:

1. Вводим фразовый конструктор с известными ребенку словами. Минимальный порог ввода: 100 существительных+10 глаголов.

2. Глагол лучше обозначать черно-белой пиктограммой;

3. Вводим части речи по онтогенезу, используя для этого модели фраз по В.И.Балаевой;


Слайд 4

Их вы видите на экране


Слайд 5

Выделяются основные этапы работы:

1.Перед началом работы с фразовым конструктором, необходимо обучить ребенка соотносить слова с игрушками и изображениями, то есть он должен понимать, о чем или о ком будет идти речь. Важно научить понимать смысл первых глаголов. И развить навык использования однословной фразы, так как именно она является отправным пунктом к расширению и структурированию фразовой речи. Это фраза (предложение) из 1 слова. Затем можем приступать к составлению более распространенных фраз.

Работа строится в вопросно-ответной форме с составлением предложений по непосредственно произведенным действиям или изображенным ситуациям. Это машина.

2. отработка простого двусоставного предложения на материале слов, доступны детям по звуко-слоговой структуре. Инструкция четкая и короткая, с использованием двух слов фразы. Это является программой правильного ответа ребенка. Работа строится в вопросно-ответной форме, используется сопряженная и отраженная речь. Лев лежит. Машина едет.


Слайд 6

3. Для понимания смысла предложения и развития диалогической речи ребенку предлагается ответить на вопросы, поставленные к каждому члену предложения, например: Муравей дружит со щенком. Кто дружит со щенком? Что делает муравей?

Работа по формированию трехсловных предложений с прямым или косвенным дополнением. Бабушка поливает растения. Мальчик есть кашу.

4. Ввод в предложение определения. Это синяя машина. Преимуществом фразового конструктора является, прежде всего, использование не просто проговаривания либо показывания, а действия с ним, что способствует активизации наглядно-действенного, уже сформированного, типа мышления, а также подключает наглядно-образное мышление. Детей привлекает необычный способ действия с прозрачными крышечками, на которые нанесены необходимые изображения – крышечки накладываются друг на друга, создавая стереоскопическое изображение. Данный конструктор очень прост в изготовлении.


Слайд 7

4. Четырехсловная фраза. Девочка играет красным мячом. Мальчик едет на машине.

Первая модель фразового конструктора помогает строить фразу именно по типу существительное+ глагол и прилагательное+ существительное.

Преимуществом фразового конструктора является, прежде всего, использование не просто проговаривания либо показывания, а действия с ним, что способствует активизации наглядно-действенного, уже сформированного, типа мышления, а также подключает наглядно-образное мышление.


Слайд 8

Важно помнить!
Формируя фразовую речь у ребенка, не следует ограничиваться только механическим повторением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь и инициировать навыки комментирования.

В завершение хочется сказать, что актуальность фразового конструктора сохраняется для детей, которые испытывают трудности при самостоятельном построении предложений, трудности при самостоятельным рассказывании, при заучивании наизусть текста или пересказе. Фразовые конструкторы выполняют поддерживающую функцию вербальной коммуникации ребенка, снижают его зависимость от помощи взрослого.

Своё выступление заканчиваю высказыванием ушинского

Какие вопросы у вас возникли по ходу нашего мастер-класса?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!