Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22 имени полного кавалера Ордена Славы Коняева Виктора Михайловича
Мастер-класс:
«Географические модели. Географическая карта, план местности»
Учитель географии МБОУ СОШ № 22
Джелиева Валентина Гавриловна
г. Владикавказ
МБОУ СОШ № 22
17.02.2021 г.
Уважаемые коллеги, тема городского методического объединения учителей географии «Географические модели. Географическая карта, план местности».
Сегодня я рассмотрю вопросы, которые, вызывают наибольшие затруднения у наших учащихся при сдачи ЕГЭ по географии. Это вопросы №1,№26,№27,№28.
Рассмотрим вопрос № 1.
Определение географической широты и географической долготы вызывают затруднение у учащихся. В этом вопросе я использую черно-белое изображение политической карты мира и карты России .
(в атласе изображение цветное).
Я распечатываю эти карты в черно-белом варианте, чтобы дети потренировались работать с этими картами, то есть что бы у них уже был опыт работы с такими картами. Я думаю, они на экзамене не растеряются, так как уже работали с картами в черно-белом варианте.
Чтобы определить географическую широту и географическую долготу надо четко знать определение этих понятий, то есть правила.
Я предлагаю им алгоритм решений определения географических координат.
«География. ЕГЭ-2021. Алгоритмы решения заданий»
Задание 1. («Географические модели. Географическая карта, план местности»). 1 балл.
В этом задании необходимо найти точку на карте с предложенными координатами. Для выполнения данного задания подходит следующий алгоритм.
Найдём точку с координатами 0°ш. 0°д. Она расположена на пересечении экватора и нулевого (Гринвичского) меридиана в Гвинейском заливе.
Первая координата искомой точки – всегда её широта, т.е. расстояние в градусах от экватора до данной точки. Чтобы его найти, нужно двигаться от точки 0°ш. 0°д. вдоль нулевого меридиана вверх (если широта искомой точки северная) или вниз (если она южная). В данном случае мы движемся на 58 градусов (57°50´ округляем для удобства*) вверх, т.к. широта северная.
Пояснение для тех, кто не понял, как мы нашли широту.
Так как значения широт (градусы параллелей) подписаны у левого и правого края карты с шагом в 20° (0°, 20°, 40°, 60° и 80°), то мы находим диапазон, в котором располагается искомая точка (40°˂58°˂60°), и мысленно разбиваем его сперва на 2 части (по 10 градусов), потом ещё на 2 части (по 5 градусов), и, наконец, на 5 частей (по градусу). В данном случае нам нужно отступить на 60°-58°=2° градуса от параллели 60° вниз.
* ремарка о правилах округления: т.к. в данном задании координаты приведены с точностью до минуты дуги, а в одном градусе 60 (а не 100) минут, то минуты до 29´ округляются в меньшую сторону (градусы остаются те же), а начиная с 30´ - в большую (к числу градусов прибавляем единицу).
Вторая координата искомой точки это её долгота, т.е. расстояние в градусах от нулевого меридиана до данной точки. Чтобы его найти, нужно двигаться от найденной в п.2 точки на нулевом меридиане вправо (если долгота искомой точки восточная) или влево** (если долгота искомой точки западная) вдоль (т.е. сохраняя отступ от) ближайшей параллели. В данном случае мы перемещаемся на 30 градусов (29°58´ округляем*) вправо, т.к. долгота восточная.
Пояснение для тех, кто не понял, как мы нашли долготу.
Так как значения долгот (градусы меридианов) подписаны у верхнего и нижнего края карты с шагом в 20° (0°, 20°, 40° и т.д. до 180°), то мы находим диапазон, в котором располагается искомая точка (20°˂30°˂40°), и мысленно разбиваем его сперва на 2 части (по 10 градусов), потом ещё на 2 части (по 5 градусов), и, наконец, на 5 частей (по градусу). В данном случае нам достаточно выполнить только одно разбиение и расположить точку точно посередине между 20 и 40 меридианом.
Определяем страну, в которой расположена искомая точка (город Дно).
Таким образом, мы выяснили, что город Дно расположен в Российской Федерации.
**надо отметить, что точки с координатами 140-180° западной долготы будут располагаться в правой части предложенной карты, т.к. нулевой меридиан на ней смещён влево на 40°, но мне пока ни разу не попадались города из этой области карты, поэтому я не стал усложнять алгоритм.
Отличие этого типа задания от первого заключается в том, что для его выполнения необходимо использовать не политическую карту мира, а карту административно-территориального устройства России. Сделать это задание ещё проще, т.к. все города в России имеют северную широту и восточную долготу*. Единственное, с чем здесь нужно разобраться, – это с расположением параллелей и меридианов на карте России.
Параллели на карте России изображаются в форме дуг, концентрически описанных вокруг Северного полюса. Меридианы представляют собой прямые, расходящиеся веером от Северного полюса. Иногда возникает путаница при определении градуса нужной параллели, т.к. некоторые параллели и меридианы пересекаются в районе рамки карты и их подписи расположены очень близко. Мы рекомендуем вам просто запомнить**, как проходят параллели по территории России, и при выполнении задания только проверять себя, а не искать их заново.
Так как территория России вытянута с запада на восток, то при выполнении этого типа задания удобнее начинать со второй координаты – долготы. Находим ближайший к городу Мирному меридиан – 110°в.д., и на нём – точку пересечения с 60 параллелью (т.к. она проходит практически посередине страны).
Теперь определим широту. От найденной в п.1 точки (60°с.ш., 110°в.д.) мы движемся вдоль меридиана по направлению к Северному полюсу (вверх) на 2°32′ (62°32′ - 60°). Это будет четверть расстояния до пересечения с 70 параллелью.
Уточняем долготу. От полученной в п.2 точки (62°32′ с.ш., 110 в.д.) смещаемся вдоль параллели на восток (вправо и немного вверх в данном случае) на 3°57´ (113°57´ - 110°). Это будет около 2/5 расстояния до пересечения со 120 меридианом.
Определяем субъект федерации, в котором расположена искомая точка (город Мирный).
Таким образом, мы выяснили, что город Мирный расположен на территории республики Саха (Якутия).
* при том, что восточная часть п-ова Чукотка лежит в западном полушарии, ни одного города там не расположено.
** так, 80-ая параллель (самая маленькая дуга) проходит по архипелагам в Северном Ледовитом океане, 70-ая – от северного побережья Кольского полуострова до северного побережья Чукотки, 60-ая – точно через Санкт-Петербург, 50-ая – вдоль южной границы Восточной Сибири, 40-ая к югу от границ России (на карте видна в районе Азербайджана и Японского моря).
Особые трудности представляет вопрос №26.
Определить по карте расстояние на местности по прямой, от домика лесника до родника.
Для этого надо отсчет вести от центра домика лесника. Берем линейку и измеряем расстояние от центра домика лесника до родника.
Например: Расстояние составило 4 см. Следующее действие: Совмещаем это число с масштабом. Здесь мы видим три (3) масштаба: численный, именованный и линейный. Нас в данном случае интересует именованный масштаб в 1 см – 100 м. Надо 4 см. * 100 = 400 м., то есть расстояние между объектами равно 400 м.
Но известно, что на карте бывают искажения. Прикладываем линейку к 0 и смотрим соответствие 1 см., не всегда этот 1 см. совпадает с цифрой 100, иногда это цифра составляет 110, тогда 4 см. * 110 = 440, тогда правильный ответ будет не 400 м, а 440 м.
Если взять 440 м. за эталон, то правильными ответами будут 420,430,440,450,460.
Как правильно определить расстояние на карте?
Найти объекты.
Линейкой измерить расстояние в см между объектами.
Посмотреть масштаб карты.
Измеренной расстояние в см. * на масштаб в км или в м. и получим действительное расстояние на местности.
Следующий вызывающий затруднение у учащихся вопрос № 27.
Определение по карте азимута на географические объекты.
Для выполнение этого задания надо иметь:
Транспортир, линейку и карандаш
Обратить внимание на стрелку север-юг
Строго параллельно стрелки С-Ю провести соответствующее направление через исходную точку и направление на заданный объект.
Измерить азимут по часовой стрелки.
Обычно при определении азимута затруднение вызывает определение азимута более 180 гр. Для этого я предлагаю потренироваться по топографической карте и предложенным рисункам.
Самые большие затруднения вызывает вопрос № 28.
Построение профиля по топографической карте.
Я предлагаю учащимся внимательно прочитать задание и перевести основу для построения профиля на бланк ответа № 2, чтобы это сделать, надо обратить внимание на масштаб изображения на карте и перевести это масштаб в масштаб изображения на профиле.
Например: Масштаб карты в 1 см. – 100 м., а масштаб профиля в 1 см. – 50 м., то есть он крупнее в 2 раза. Поэтому длина горизонтальной линии будет в 2 раза больше чем на карте.
Отмечаем точки А и В соответственно абсолютных высот и переходим к построению профиля, но в начале определяем по карте с помощью горизонталей в какую сторону повышается или понижается местность.
Алгоритм действий я предлагаю определить по слайдам.
Пример 1
Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб – в 1 см 50 м и вертикальный масштаб – в 1 см 10 м. Укажите на профиле знаком «Х» положение родника.
Ответ:
Элементы содержания верного ответа | Баллы |
1) На рисунке в ответе длина горизонтальной линии основы профиля равна 80 2 мм и расстояние от левой вертикальной оси до родника – 38 2 мм 2) форма профиля в основном совпадает с эталоном 3) на участке 2 склон круче, чем на участке 3 | |
Пример 2.
Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке.
Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб – в 1 см 50 м и вертикальный масштаб – в 1 см 5 м. Укажите стрелкой положение на профиле просёлочной дороги.
Ответ:
Элементы содержания верного ответа | Баллы |
1) На рисунке в ответе длина горизонтальной линии основы профиля равна 80 2 мм и расстояние от левой вертикальной линии основы профиля до дороги – 20 2 мм 2) форма профиля в основном совпадает с эталоном 3) склон на участке 1 круче, чем на участке 2 | |