СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Инновационные технологии на уроках в начальной школе при введении ФГОС НОО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Инновационные технологии на уроках в начальной школе при введении ФГОС НОО»»

МБОУ «Саликская СОШ»


ТЕМА:

Мастер-класс

«Инновационные технологии на уроках в начальной школе при введении ФГОС НОО»








Подготовила

учитель начальных классов

Гаджимурадова Милана Эскеровна.





с.Салик

ТЕМА: Мастер-класс «Инновационные технологии на уроках в начальной школе при введении ФГОС НОО»

ЦЕЛЬ: показать, как можно применять на практике новые технологии, эффективные методы и приёмы на примере уроков литературного чтения.

Задачи мастер-класса:

  • объяснить, что такое интерактивные методы обучения;

  • выделить основные виды форм и методов интерактивного обучения;

  • продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в начальных классах.


ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивные презентации, раздаточный материал для участников мастер-класса.

Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. В основу стандарта положен системно- деятельностный подход в образовании. А ключевым условием реализации данного подхода в начальном общем образовании является организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, ориентация на всевозможные совместные формы взаимодействия детей с педагогами в учебной и во внеучебной деятельности.

Новый стандарт общего образования сегодня изменил подходы:
- к цели образования;
- к средствам обучения (как учить?);
- к технологиям обучения;
- к содержанию образования (чему учить?);
- к целеполаганию для учителей и обучающихся (ради чего учить?);
- к требованиям подготовки учителя.
Новая цель образования - это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Происходит модернизация образовательной системы - образовательная практика начинает требовать от педагогов обновления всего учебно-воспитательного процесса, его стиля, изменения работы учителя и ученика.

Обратимся к примерам:

Очень востребованной на сегодняшний день является Технология развития критического мышления (ТРКМ).

Целью этой технологии является:

  • развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.

  • умение принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.

К приёмам ТРКМ относятся:

кластер, верные и неверные высказывания, инсерт, логические цепочки, шесть шляп, дерево предсказаний, чтение с остановками, кубик Блума, толстые и тонкие вопросы, синквейн, фишнбоун или рыбий скелет,чтение с остановками, толстые и тонкие вопросы, корзина идей и др.


КЛАСТЕР – термин происходит от англ.слова « cluster» - гроздь, скопление. В центральном овале располагается ключевое понятие, в овалах второго уровня – понятия, раскрывающие смысл ключевого, в овалах третьего уровня – детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне. Он отлично подходит для любой стадии урока.

Например, Кластер «А.С.Пушкин».

Эта работа проводилась на уроке литературного чтения в 3 классе в разделе «А.С.Пушкин» по программе «Начальная школа 21 века».

На протяжении нескольких уроков дети узнавали новые сведения об этом поэте и писателе. Им было предложено составить кластер на тему «А.С.ПУШКИН».

Сначала надо написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» - центром идеи, темы. У нас это слово – А.С.ПУШКИН.

От нее отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.


Рисунок 1


В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы (рис.1)


ПРИЁМ «ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ».

Детям можно показать на экране текст, содержащий сведения об авторе (в данном случае об Пушкине А.С.). Затем появляются вопросы по содержанию текста. Дети отвечают на них с помощью сигнальных карточек: да, согласен - зелёный цвет карточки; нет, не согласен – красный цвет карточки.(Слова ДА и НЕТ появляются по щелчку мыши).


Родился А. С. Пушкин 6 июня 1799 года в Москве, в дворянской семье.

В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. Первые стихи написал в 10 лет на французском языке.

На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки.

Всё свободное время поэт посвящал литературному творчеству, изучал иностранные языки. А.С. Пушкин написал 7 сказок и много других произведений, которые до сих пор любят взрослые и дети.

Практическое задание.

  1. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года. (да)

2. Он родился в городе Самаре. (нет)

3. Его семья была из крестьян. (нет)

4. Он работал продавцом. (нет)

6. Пушкин знал несколько языков. (да)

7. Он начал писать в 5 лет. (нет)

8. Первые произведения Пушкин написал на французском языке. (да)

9. Бабушку поэта звали Мария Алексеевна Ганнибал. (да)


ПРИЁМ «ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА»

Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат в логическом или хронологическом порядке. Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.

При знакомстве с биографией Пушкина А.С. текст высвечивается либо на экране, либо выдаётся детям на распечатанных листах. Мы поработаем с тем же текстом.

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Выстраивается следующая логическая цепочка – «Москва – книги - бабушка и няня - 7 сказок».


ПРИЁМ «ШЕСТЬ ШЛЯП» Этот приём помогает детям глубоко проанализировать и синтезировать содержание произведения. БЕЛАЯ – новые знания; ЖЁЛТАЯ – полезные и интересные знания; ЧЁРНАЯ – трудности; КРАСНАЯ – эмоции; ЗЕЛЁНАЯ – область применения знаний; СИНЯЯ – обобщение, вывод. Практическое занятие Л.Толстой «Зайцы» (3 класс, «Начальная школа 21 века») БЕЛАЯ – Я узнал, что зайцы бывают лесные, полевые, гуменники. Лесные – питаются корой деревьев, полевые – озимями, а гуменники – хлебными зёрнами на гумнах. ЖЁЛТАЯ – этот рассказ научно-популярный, так как в нём приводятся научные сведения о видах зайцев, их питании, их местах обитания, их врагах. ЧЁРНАЯ – значение слова «озимями». КРАСНАЯ – эмоциональная сторона отсутствует; автор не передаёт никаких чувств, так как рассказ научно-популярный. ЗЕЛЁНАЯ – эти знания применю на уроках окружающего мира, в олимпиадах т.д. СИНЯЯ – зайца называют хитрым, якобы он умеет запутывать свои следы. А на самом деле он вовсе не хитрый, а только всего боится, поэтому и следы у него путаные из-за того, что он скачет со страху то взад, то вперёд, то влево, то вправо. ПРИЁМ «УГОЛКИ»

Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Практическое задание.

Незнайка

Положительный герой

Отрицательный герой

Доброта

Легкомыслие

Весёлый нрав

Безответственность

Любознательность

Лень

ПРИЁМ «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ»

Тонкие вопросы подразумевают под собой краткие ответы, а толстые – наоборот, развёрнутые подробные ответы.

Практическое задание.

Л.Толстой «Прыжок»

Тонкие вопросы:

Кто забавлял всех на палубе? (обезьяна)

Что обезьяна забрала у мальчика? (шляпу)

Кем был для мальчика капитан корабля? (отцом)

Толстые вопросы:

В каком эпизоде вы испытали сильное волнение? Почему? (когда мальчик взобрался на самую верхнюю перекладину и мог упасть; когда отец крикнул мальчику, что выстрелит)

Как вы думаете, отец действительно выстрелил бы в сына? Тогда почему он закричал: «Прыгай сейчас в воду! Сейчас застрелю!»


Заключительное слово. 
«Если ждать достаточно долго и терпеливо, то … ничего не случится». Не будем ждать, давайте будем взаимодействовать. Создавать на уроке условия, при которых дети будут, общаясь узнавать. Я желаю Вам и себе этого взаимодействия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!