МБОУ «Саликская СОШ»
ТЕМА:
Мастер-класс
«Инновационные технологии на уроках в начальной школе при введении ФГОС НОО»
Подготовила
учитель начальных классов
Гаджимурадова Милана Эскеровна.
с.Салик
ТЕМА: Мастер-класс «Инновационные технологии на уроках в начальной школе при введении ФГОС НОО»
ЦЕЛЬ: показать, как можно применять на практике новые технологии, эффективные методы и приёмы на примере уроков литературного чтения.
Задачи мастер-класса:
объяснить, что такое интерактивные методы обучения;
выделить основные виды форм и методов интерактивного обучения;
продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в начальных классах.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивные презентации, раздаточный материал для участников мастер-класса.
Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. В основу стандарта положен системно- деятельностный подход в образовании. А ключевым условием реализации данного подхода в начальном общем образовании является организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, ориентация на всевозможные совместные формы взаимодействия детей с педагогами в учебной и во внеучебной деятельности.
Новый стандарт общего образования сегодня изменил подходы:
- к цели образования;
- к средствам обучения (как учить?);
- к технологиям обучения;
- к содержанию образования (чему учить?);
- к целеполаганию для учителей и обучающихся (ради чего учить?);
- к требованиям подготовки учителя.
Новая цель образования - это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Происходит модернизация образовательной системы - образовательная практика начинает требовать от педагогов обновления всего учебно-воспитательного процесса, его стиля, изменения работы учителя и ученика.
Обратимся к примерам:
Очень востребованной на сегодняшний день является Технология развития критического мышления (ТРКМ).
Целью этой технологии является:
развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
умение принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.
К приёмам ТРКМ относятся:
кластер, верные и неверные высказывания, инсерт, логические цепочки, шесть шляп, дерево предсказаний, чтение с остановками, кубик Блума, толстые и тонкие вопросы, синквейн, фишнбоун или рыбий скелет,чтение с остановками, толстые и тонкие вопросы, корзина идей и др.
КЛАСТЕР – термин происходит от англ.слова « cluster» - гроздь, скопление. В центральном овале располагается ключевое понятие, в овалах второго уровня – понятия, раскрывающие смысл ключевого, в овалах третьего уровня – детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне. Он отлично подходит для любой стадии урока.
Например, Кластер «А.С.Пушкин».
Эта работа проводилась на уроке литературного чтения в 3 классе в разделе «А.С.Пушкин» по программе «Начальная школа 21 века».
На протяжении нескольких уроков дети узнавали новые сведения об этом поэте и писателе. Им было предложено составить кластер на тему «А.С.ПУШКИН».
Сначала надо написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» - центром идеи, темы. У нас это слово – А.С.ПУШКИН.
От нее отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.
Рисунок 1
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы (рис.1)
ПРИЁМ «ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ».
Детям можно показать на экране текст, содержащий сведения об авторе (в данном случае об Пушкине А.С.). Затем появляются вопросы по содержанию текста. Дети отвечают на них с помощью сигнальных карточек: да, согласен - зелёный цвет карточки; нет, не согласен – красный цвет карточки.(Слова ДА и НЕТ появляются по щелчку мыши).
Родился А. С. Пушкин 6 июня 1799 года в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. Первые стихи написал в 10 лет на французском языке. На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. Всё свободное время поэт посвящал литературному творчеству, изучал иностранные языки. А.С. Пушкин написал 7 сказок и много других произведений, которые до сих пор любят взрослые и дети. |
Практическое задание.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года. (да)
2. Он родился в городе Самаре. (нет)
3. Его семья была из крестьян. (нет)
4. Он работал продавцом. (нет)
6. Пушкин знал несколько языков. (да)
7. Он начал писать в 5 лет. (нет)
8. Первые произведения Пушкин написал на французском языке. (да)
9. Бабушку поэта звали Мария Алексеевна Ганнибал. (да)
ПРИЁМ «ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА»
Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат в логическом или хронологическом порядке. Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.
При знакомстве с биографией Пушкина А.С. текст высвечивается либо на экране, либо выдаётся детям на распечатанных листах. Мы поработаем с тем же текстом.
После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
Выстраивается следующая логическая цепочка – «Москва – книги - бабушка и няня - 7 сказок».
ПРИЁМ «ШЕСТЬ ШЛЯП» Этот приём помогает детям глубоко проанализировать и синтезировать содержание произведения. БЕЛАЯ – новые знания; ЖЁЛТАЯ – полезные и интересные знания; ЧЁРНАЯ – трудности; КРАСНАЯ – эмоции; ЗЕЛЁНАЯ – область применения знаний; СИНЯЯ – обобщение, вывод.
Практическое занятие Л.Толстой «Зайцы» (3 класс, «Начальная школа 21 века») БЕЛАЯ – Я узнал, что зайцы бывают лесные, полевые, гуменники. Лесные – питаются корой деревьев, полевые – озимями, а гуменники – хлебными зёрнами на гумнах. ЖЁЛТАЯ – этот рассказ научно-популярный, так как в нём приводятся научные сведения о видах зайцев, их питании, их местах обитания, их врагах. ЧЁРНАЯ – значение слова «озимями». КРАСНАЯ – эмоциональная сторона отсутствует; автор не передаёт никаких чувств, так как рассказ научно-популярный. ЗЕЛЁНАЯ – эти знания применю на уроках окружающего мира, в олимпиадах т.д. СИНЯЯ – зайца называют хитрым, якобы он умеет запутывать свои следы. А на самом деле он вовсе не хитрый, а только всего боится, поэтому и следы у него путаные из-за того, что он скачет со страху то взад, то вперёд, то влево, то вправо. ПРИЁМ «УГОЛКИ»
Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
Практическое задание.
Незнайка |
Положительный герой | Отрицательный герой |
Доброта | Легкомыслие |
Весёлый нрав | Безответственность |
Любознательность | Лень |
ПРИЁМ «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ»
Тонкие вопросы подразумевают под собой краткие ответы, а толстые – наоборот, развёрнутые подробные ответы.
Практическое задание.
Л.Толстой «Прыжок»
Тонкие вопросы:
Кто забавлял всех на палубе? (обезьяна)
Что обезьяна забрала у мальчика? (шляпу)
Кем был для мальчика капитан корабля? (отцом)
Толстые вопросы:
В каком эпизоде вы испытали сильное волнение? Почему? (когда мальчик взобрался на самую верхнюю перекладину и мог упасть; когда отец крикнул мальчику, что выстрелит)
Как вы думаете, отец действительно выстрелил бы в сына? Тогда почему он закричал: «Прыгай сейчас в воду! Сейчас застрелю!»
Заключительное слово.
«Если ждать достаточно долго и терпеливо, то … ничего не случится». Не будем ждать, давайте будем взаимодействовать. Создавать на уроке условия, при которых дети будут, общаясь узнавать. Я желаю Вам и себе этого взаимодействия.