СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Интеллектуальная карта"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение метода  интеллект - карт в образовательном пространстве

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Интеллектуальная карта"»

Интеллектуальная карта

Мастер-класс

Применение метода интеллект - карт в образовательном пространстве

Интересно наблюдать за тем,  как дети , особенно младшего возраста, воспринимают природу всеми своими органами чувств. Они трогают предметы, пробуют их на вкус, они двигаются и одновременно исследуют мир вокруг себя; сочиняют песенки, стишки о том, что видят; рассказывают друг другу придуманные ими самими истории, при этом их фантазии и мечты легко переводятся на язык интеллект-карт

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.   

Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.

Цели

повышение профессионального уровня, расширение кругозора педагогов и знакомство  с созданием интеллект-карт, как одним из эффективных методов обучения. Обучение работе с информацией для создания ясных, понятных и наглядных материалов для выступления

Метод интеллект-карт позволяет:

-  формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;

-  формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т. д.);

-  улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся; ускорять процесс обучения.

Для чего нам нужно как можно больше знать о ментальных картах?

Для представления в сжатой форме большого количества информации.

С их помощью вы сможете наиболее наглядно и полно презентовать то, что хотите представить.

Для того, чтобы хорошо разобраться в новой теме. Вам, наверняка, приходилось сталкиваться с ситуациями, когда новая, незнакомая тема ускользала от вашего понимания.

Для генерации идей. При линейном отображении мысли Вы опишите свою цель и всё, что нужно для ее достижения, а карта поможет найти наиболее оптимальный метод решения задачи

В самостоятельном обучении. Вы сможете значительно ускорить процесс изучения нового материала, если зафиксируете главные мысли в ментальной карте.

Задачи

Помочь в лучшем усвоении учебного материала Научить систематизировать полученные знания

Интеллект –карта - это метод графического выражения процесса восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Интеллект –карта

- это метод графического выражения процесса восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

ментальная карта

карта интеллекта

мысленные карты

майнд-карта

карта сознания

интеллект-карта

Тони Бьюзен

mind maps

карта памяти

Нашему мозгу подавай картинки и ассоциации. Эту нехитрую тенденцию уловил американец Тони Бьюзен , он и стал основоположником теории интеллект карт. Мозг видит все целиком, он не может увидеть списком картинки. Допустим, солнечный день, начиная с неба и заканчивая землей. В голове один образ, в котором мы видим все сразу и небо, и землю. Мышление происходит образами, неосознанно и автоматически каждое жизненное явление для нас связано с каким-то образом

По-английски он называется "mind maps". Адекватного перевода на русский язык слов "mind maps" не существует. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума", что допускает весьма вольную трактовку из-за чрезвычайно широкого спектра значений слова "ум". Не лучше выглядят и другие варианты перевода: "карты разума", "интеллект-карты" или "карты интеллекта", "карты сознания", "ментальные карты", "карты памяти", "карты представлений", "мысленные карты", "умственные карты" и т. д. В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", которым мы  и будем пользоваться в дальнейшем, хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций

Процесс построения интеллект-карт по-английски обозначается словом "mindmaping", которому ещё сложнее подобрать русский короткий эквивалент. Однако в настоящее время уже сложилась традиция не переводить это слово на русский язык, а записывать его с помощью кириллицы, но в английской транскрипции — майндмэпинг. Традиция не очень удачная, но распространённая сейчас настолько широко, что мы не считаем нужным оспаривать закономерности развития языка и будем пользоваться в дальнейшем этим лаконичным термином

карта разума

умственная карта

карта ума

карта представлений

Что изображено на данных рисунках? Когда они, по-вашему, были созданы?

Какое отношение они имеют к теме занятия?

Леонардо да Винчи интересовали многие области науки и техники. Учёный систематизировал свои записи и создал несколько книг, посвящённых отдельным темам. Мастер оставил множество зарисовок к своим разработкам. Его рисунки парашюта и элементов летательных аппаратов напоминают нынешние ментальные карты. Люди вроде Леонардо да Винчи достиг своего величия, не иначе как используя более широкий спектр ментальных способностей, нежели его современники. Приведенные примеры автографов подтверждают эту предпосылку, свидетельствуя о том, что «великий ум своей эпохи» на самом деле использовал большее количество своих ментальных способностей и что, в отличие от своих более линейно мыслящих временников, интуитивно использовал принципы радиантного мышления и интеллект-карт, хотя и в весьма упрощенном виде.

Леонардо да Винчи использовал слова, символы, оперировал последовательностями, перечнями, использовал линейные образы, анализировал, демонстрировал визуальный ритм, обрабатывал числа, рисовал воображаемые образы, стремился к объемному представлению объектов окружающего мира, а также не забывал о гештальте, - иными словами, являлся примером совершенного ума, выражающего самого себя совершенным же образом

Леонардо да Винчи: нотное письмо

Леонардо да Винчи: рисунки парашюта и элементов летательных аппаратов

Что это?

Свою теорию эволюции Чарльз Дарвин подкрепил схемой, которая так же, как и рисунки Леонардо да Винчи, напоминает современную интеллект-карту.

Мозг - это информационная система, управляющая взаимодействием тела с внешним миром. В процессах памяти важным является не столько то, как происходит запоминание, а сколько то, как происходит доступ к информации. Мозг человека получает информацию от внешней среды через рецепторы.

Ежесекундно мозг наш получает сверхогромную информацию о событиях, происходящих внутри и вне организма. Причем вся эта информация, какого бы рода она ни была, боль ли это в желудке или сообщение о запуске ракеты на Луну, передается в мозг в одной и той же форме˸ в виде электрических импульсов.

ʼʼСилаʼʼ и продолжительность каждого импульса одинаковы, а частота͵ с какой они пробегают по нерву, и число их в ʼʼзалпеʼʼ разные. Значит, в каждую секунду нерв передает импульс или не передает, то есть, по существу, работает по двоичному коду˸ ʼʼесть импульс – нет импульсаʼʼ. Такой код дает возможность ввести в мозг чудовищное количество самой разнородной информации.

Объем информации, которую может ʼʼпереработатьʼʼ какое-нибудь счетное устройство, или, как говорят кибернетики, информационную емкость его, выражают в битах. Один бит равен количеству двоичных единиц, или двухпозиционных переключений (типа ʼʼда – нетʼʼ) в секунду

Каждый бит информации, поступающий в мозг, - каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое  слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту) — может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллиона «крючков».

Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количеств использованных ассоциаций, можно считать тем, что называют памятью, т. е. базой данных или архивом. 

В результате использования этой многоканальной системы обработки  и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты».

Примерный вид единичного бита информации в головном мозге

Чарльз Дарвин: описание дерева эволюции

Метод интеллект-карт  графическое изображение мыслей «заставляет» работать оба полушария мозга. ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ Операции с Пространственная последовательностями ориентация Целостное восприятие Линейные представления Операции с перечнями Трехмерное восприятие Операции с числами Воображение Мечты Анализ Ритм Логика Цвет Речь

Метод интеллект-карт

графическое изображение мыслей

«заставляет» работать оба полушария мозга.

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

Операции с

Пространственная

последовательностями

ориентация

Целостное восприятие

Линейные представления

Операции с перечнями

Трехмерное восприятие

Операции с числами

Воображение

Мечты

Анализ

Ритм

Логика

Цвет

Речь

Запоминание

Обучение

Презентации

Разные типы и формы уроков

Деятельность учащихся

Принятие решений

подготовка к экзаменам;

3

за меньшее время даётся больше информации,  при этом она лучше понимается и запоминается

2

5

  • Изучение нового материала
  • Закрепление
  • Обобщение
  • Организация НИР
  • Домашнее задание
  • индивидуальная;
  • групповая

Области применения Ментальных карт

4

1

создание ясных и понятных конспектов лекций;

максимальная отдача от прочтения книг, учебников.

Применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её. Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

   Технология обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках карты помогают учащимся составлять устное и письменное повествование.

  С помощью интеллект-карты обучающиеся не только учатся пересказу, но и выделять ключевые слова, моменты систематизировать, группировать. При работе с текстом с помощью карты учащиеся учатся сворачивать и разворачивать информацию; лучше запоминают ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.

Использование технологии интеллект-карт способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых  мест в знании учебного предмета. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой

6

четкое видение всех «за» и «против»;

более взвешенное и продуманное решение

Своевременность

Творческий

характер

Возможность пересмотра

Свойства интеллектуальной карты

Привлекательность

Запоминаемость

Интеллект карта дает мозгу замечательную возможность расслабиться и увидеть проблему целиком, мозгу это нравится и он обязательно поможет ее решить

Ментальные карты (майндмэппинг, mindmapping) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи

Ментальные карты помогают в анализе, понимании и запоминании довольно абстрактной информации, представить которую в виде рисунка или функциональной схемы достаточно сложно. То есть ментальные карты следует использовать для представления информации, слабо представленной в пространстве и времени

Основными свойствами ментальных карт являются:

Наглядность: позволяет просмотреть и восстановить идею целиком практически одним взглядом, а не нужно перечитывать 10 страниц текста.

Эстетичность: является рисунком, обладающим приятным видом

Неоднородность: на разных ветках могут отображаться понятия с разными качествами, например, на одной ветке описывается внешний вид чего-то (форма, цвет…), а на другой — его вкус.

Наглядность

  • С удовольствием
  • Быстро
  • Мало

ЗАДЕЙСТВУЕМ

РАЗВИВАЕМ

ВИДИМ

ЗАПОМИНАЕМ

  • Сразу
  • Много
  • качественно
  • Взаимосвязи
  • Структуру изложения материала
  • Логику

ПИШЕМ

Достоинства интеллект-карты перед другими методами обучения

Интеллект карта дает мозгу замечательную возможность расслабиться и увидеть проблему целиком, мозгу это нравится и он обязательно поможет ее решить

Ментальные карты (майндмэппинг, mindmapping) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи

Ментальные карты помогают в анализе, понимании и запоминании довольно абстрактной информации, представить которую в виде рисунка или функциональной схемы достаточно сложно. То есть ментальные карты следует использовать для представления информации, слабо представленной в пространстве и времени

Основными свойствами ментальных карт являются:

Наглядность: позволяет просмотреть и восстановить идею целиком практически одним взглядом, а не нужно перечитывать 10 страниц текста.

Эстетичность: является рисунком, обладающим приятным видом

Неоднородность: на разных ветках могут отображаться понятия с разными качествами, например, на одной ветке описывается внешний вид чего-то (форма, цвет…), а на другой — его вкус.

  • Мышление
  • Память
  • Воображение
  • Весь потенциал
  • Творчество

Роль интеллектуальных карт в обучении

Задействовать оба полушария головного мозга

Адаптироваться к условиям экзаменов

Повышать качество знаний

Повышать работоспособность

Помогают обучающимся

Обогащать словарный запас

Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить се6я, что именно способствует запоминанию.

Бьюзен предлагает действовать следующим образом.

Вместо линейной записи  использовать радиальную . Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

Записывать не всё подряд, а  только ключевые слова . В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

Ключевые слова  помещаются на ветвях , расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

Развивать мышление, интеллект, речь

Формировать орфографические и пунктуационные навыки

Выявлять слабые места

Учиться самостоятельно

11

Как создать интеллектуальную карту

2

1

2 уровень

2 уровень

Идея. 1 уровень

Идея. 1 уровень

2 уровень

2 уровень

2 уровень

2 уровень

2 уровень

Невозможно навести порядок в абсолютно пустой комнате, точно так же, как невозможно создать структуру интеллектуального продукта, не имея перед собой хаоса мыслей, связанных с ним. Это доказывает очень практичный метод ограниченного хаоса, предлагаемый Глебом Архангельским в книге «Тайм-драйв» 5 .

На этапе структурирования главная цель — понимание логики, то есть формирование образа интеллектуального продукта, которое достигается за счет структурирования, например в виде интеллект-карты. Знакомо ли вам приятное ощущение, когда вы вдруг неожиданно понимаете, как ответить на неприятное письмо, полученное несколько дней назад, или понимаете, куда хотите ехать в отпуск. Это происходит, когда мозг обработал полученную информацию и предложил вам наиболее подходящее решение.

То же самое, только гораздо быстрее, происходит, когда вы структурируете (лучше всего — в виде интеллект-карты) результаты мозгового штурма, например, по написанию статьи. В один прекрасный момент происходит понимание, какой будет эта статья, то есть формируется ее образ. Вы четко видите структуру, знаете, где что писать и какие данные и рисунки размещать, понимаете, какую информацию читатель возьмет из статьи и как он вообще будет ее воспринимать.

В момент достижения понимания формирования образа будущего интеллектуального продукта можно переходить к действию

Идея. 1 уровень

Идея. 1 уровень

2 уровень

От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею

От веток первого уровня, при необходимости, отходят ветки 2 уровня, разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня

Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы

При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, добавляем рисунки

Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа

По возможности используем максимальное количество цветов для рисования карты

Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами

2 уровень

2 уровень

4

3

11

Примеры интеллект-карт

Примеры интеллект-карт

открытие нагревание воздуха работа тока техника нагревание воды Джеймс Джоуль 1841 г. Закон Джоуля-Ленца  Эмилий Ленц 1842 г. Снижение потерь электроэнергии Расчет мощности Выбор проводников для электронагрева-телей Закон сохранения энергии 14

открытие

нагревание

воздуха

работа тока

техника

нагревание воды

Джеймс

Джоуль 1841 г.

Закон

Джоуля-Ленца

Эмилий

Ленц 1842 г.

Снижение потерь электроэнергии

Расчет мощности

Выбор проводников

для электронагрева-телей

Закон сохранения энергии

14

Результативность использования ментальных карт

активная жизненная позиция

глубокие, прочные

знания

конкурентоспособная

сформированность

компетенций и

компетентностей

учебно-интеллектуальные

умения и навыки

Вопрос: в чём, по-вашему результативность ментальных карт?

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее

Главный результат применения – способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, взаимодействовать с окружающим миром

По данным, взятым из Интернета, 250 миллионов человек по всему миру используют в своей жизни интеллект-карты. Не это ли доказательство эффективности данного метода?

Закончить наш мастер-класс можно словами Э. Тоффлера: «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект-карты».

высокая организация

совместного учебного труда

способы учебной деятельности

взаимная ответственность за результаты деятельности

14


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!