СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Искусство оригами как средство развития ребёнка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот мастер - класс был разработан для воспитателей на педсовете.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Искусство оригами как средство развития ребёнка"»

Мастер – класс для воспитателей «Искусство оригами как средство развития ребёнка»

Мастер – класс

для воспитателей

«Искусство оригами как средство развития ребёнка»

Цель: Передать свой опыт педагогам для реализации образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие» в технике оригами.

Задачи:

Обучающие:

Продолжать формировать умения изготавливать поделки из бумаги; познакомить с

изготовлением фигурки лебедя в стиле оригами, закреплять знания о базовых

формах, условных обозначениях;

Вызвать у участников мастер - класса интерес к оригами и желание развивать свой

творческий потенциал;

Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Развивающие :

Закрепить знания о базовых формах, видах оригами, техники складывания бумаги;

Развивать глазомер, моторику рук; тренировать внимание, память, координацию

движений, воображение.

Совершенствовать конструктивное мышление и сообразительность;

Создать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности.

Воспитывающие:

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, целенаправленность в работе,

умение доводить начатое дело до конца, прививать настойчивость в достижении

цели.

Оборудование: Стулья по количеству участников, столы, проектор, презентация.

Раздаточный материал: Материал для практической части : белая бумага, клей, простой карандаш, ножницы.

" Что такое оригами?«

Задала вопрос я маме.

И ответила она:

"Это - целая страна!»

Там чудесно оживают

Птицы, звери и цветы.

Там таинственно, как в сказке

Все сбываются мечты.

И тогда решила я:

Это чудо – оригами

Буду я любить всегда!

Значение оригами для развития ребёнка.

Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребёнка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, произнёс первое слово, и вот, он уже весело скачет по дорожке, делится своими впечатлениями, с удовольствием выполняет поручение. Поражает быстрота его успехов: вчера ещё не мог, сегодня уже справляется. Постоянное движение ребёнка вперёд, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности - всё это факты, характеризующие развитие ребёнка.

Проходит семь лет, и ребёнок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. С первых же дней в школе ребёнок должен сидеть за партой 45 минут, держать определённым образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребёнка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом.

Подготовка руки ребёнка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке , рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев , но и чёткого согласования движения руки и глаза.

Многое должен знать и уметь ребёнок, вступая в школьную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту в жизни поможет оригами – искусство, близкое ему и доступное.

Оригами развивает у детей способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями ( угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.) одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся знакомыми сказочными героями, играют на пианино и т. д.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Важным условием проведения занятий по оригами, является связь со всеми сторонами образовательного процесса, проводимого по ознакомлению с окружающим, развитию речи, чтению художественной литературы. Поэтому нужно опираться на те знания, представления, которые получают дети на других занятиях.

Систематические занятия с ребёнком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Из истории оригами. Что же такое оригами? Ори – сгибать, Гами – бумага. Если сложить эти два слова, получится Оригами – искусство сгибать бумагу. Оригами – это искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания бумаги. Оригами пришло к нам из Японии, но зародилось оно в Древнем Китае, т.к. бумагу открыли именно там. Начиная с конца 16 века, оригами превратилось в любимое развлечение японцев. Именно в этот период времени появилось большинство классических фигурок. Появление большого числа авторских работ связано с именем знаменитого японского мастера Акиры Йошизавы. Именно он придумал своеобразную «азбуку» оригами, которая позволила записывать и передавать процесс складывания фигурок.

Из истории оригами.

Что же такое оригами? Ори – сгибать, Гами – бумага. Если сложить эти два слова, получится Оригами – искусство сгибать бумагу.

Оригами – это искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания бумаги. Оригами пришло к нам из Японии, но зародилось оно в Древнем Китае, т.к. бумагу открыли именно там. Начиная с конца 16 века, оригами превратилось в любимое развлечение японцев. Именно в этот период времени появилось большинство классических фигурок. Появление большого числа авторских работ связано с именем знаменитого японского мастера Акиры Йошизавы. Именно он придумал своеобразную «азбуку» оригами, которая позволила записывать и передавать процесс складывания фигурок.

В России развитие данного вида искусства уходит своим корнями в глубокую древность, однако дать точный ответ на вопрос, когда и как впервые появилось первое оригами из бумаги на территории нашей страны, пока что невозможно. Существуют достоверные данные о том, что Лев Толстой умел складывать различные фигурки из бумаги и посвящал этому немало времени. Найдена его рукопись, где он упоминает о том, что одна женщина научила его делать петушков из бумаги, родиной которых является Япония. Эти «создания» очень забавно махали крыльями, когда их дергали за хвост. Толстой писал, что в дальнейшем все, кому он показывал, как складывать эту фигурку, приходили в восторг от увиденного. Если говорить о более позднем времени, то развитие оригами в России шло настолько стремительно, что уже в период Советского Союза не было ни одного школьника, которые не умел бы складывать бумажный кораблик, самолетик, стаканчик и многие другие предметы.

В России развитие данного вида искусства уходит своим корнями в глубокую древность, однако дать точный ответ на вопрос, когда и как впервые появилось первое оригами из бумаги на территории нашей страны, пока что невозможно. Существуют достоверные данные о том, что Лев Толстой умел складывать различные фигурки из бумаги и посвящал этому немало времени. Найдена его рукопись, где он упоминает о том, что одна женщина научила его делать петушков из бумаги, родиной которых является Япония. Эти «создания» очень забавно махали крыльями, когда их дергали за хвост. Толстой писал, что в дальнейшем все, кому он показывал, как складывать эту фигурку, приходили в восторг от увиденного. Если говорить о более позднем времени, то развитие оригами в России шло настолько стремительно, что уже в период Советского Союза не было ни одного школьника, которые не умел бы складывать бумажный кораблик, самолетик, стаканчик и многие другие предметы.

Термины, принятые в оригами.

Термины, принятые в оригами.

Базовые формы оригами. Базовая форма «двойной квадрат».       Базовая форма «воздушный змей» Базовая форма «дом»

Базовые формы оригами.

Базовая форма «двойной квадрат».

Базовая форма «воздушный змей»

Базовая форма «дом»

Общие правила при обучении технике оригами 1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.  2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.  3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.  4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.  5.Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.  6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.  7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.  8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Общие правила при обучении технике оригами

1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.

3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.

4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

5.Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.

7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Давно смотрю влюблёнными глазами На древнее искусство – Оригами. Здесь не нужны волшебники и маги, Здесь нечего особенно мудрить, А нужно просто взять листок бумаги И постараться что-нибудь сложить. (Долидудо Т.А.) Вы любите сказки А.С. Пушкина? А вы знаете сказки А.С.Пушкина? Я предлагаю вам вспомнить и сказки, и сказочных героев сказок А.С.Пушкина. Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас! Я знаю, вы любите игры, Песни, загадки и пляски. Но нет ничего интересней, Чем наши волшебные сказки. Сегодня мы с вами попробуем сложить одну поделку. А какую поделку, вы узнаете позже.

Давно смотрю влюблёнными глазами

На древнее искусство – Оригами.

Здесь не нужны волшебники и маги,

Здесь нечего особенно мудрить,

А нужно просто взять листок бумаги

И постараться что-нибудь сложить. (Долидудо Т.А.)

Вы любите сказки А.С. Пушкина? А вы знаете сказки А.С.Пушкина? Я предлагаю вам вспомнить и сказки, и сказочных героев сказок А.С.Пушкина.

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Сегодня мы с вами попробуем сложить одну поделку. А какую поделку, вы узнаете позже.

Назовите действия героев какой сказки А.С.Пушкина подходят к следующим пословицам: -Растёт не по дням, а по часам - Оказаться у разбитого корыта - Уговор дороже денег -Долг платежом красен -Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

Назовите действия героев какой сказки А.С.Пушкина подходят к следующим пословицам:

-Растёт не по дням, а по часам

- Оказаться у разбитого корыта

- Уговор дороже денег

-Долг платежом красен

-Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

 « Доскажи словечко» 1. Жил старик со своею старухой У самого синего 2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь; Не мышонка, не лягушку, а неведома …. 3. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи 4. Белка песенки поет, да орешки все 5. Нужен мне работник: повар, конюх и 6. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне 7. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка 8. Месяц, месяц мой дружок, позолоченный … 9. Ветер по морю гуляет и кораблик 10. Он бежит себе в волнах на поднятых 11. Лебедь около плывёт, злого коршуна 12. И очутятся на бреге в чешуе как жар горя тридцать три 13. Все равны, как на подбор, С ними дядька 14. Ветер, ветер ты могуч ты гоняешь стаи 15. Петушок с высокой спицы стал стеречь его 16. Подари ты мне девицу Шамаханскую

« Доскажи словечко»

1. Жил старик со своею старухой

У самого синего

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку, а неведома ….

3. И днем и ночью кот ученый

все ходит по цепи

4. Белка песенки поет, да орешки все

5. Нужен мне работник: повар, конюх и

6. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне

7. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка

8. Месяц, месяц мой дружок, позолоченный …

9. Ветер по морю гуляет и кораблик

10. Он бежит себе в волнах на поднятых

11. Лебедь около плывёт, злого коршуна

12. И очутятся на бреге в чешуе как жар горя тридцать три

13. Все равны, как на подбор,

С ними дядька

14. Ветер, ветер ты могуч ты гоняешь стаи

15. Петушок с высокой спицы стал стеречь его

16. Подари ты мне девицу Шамаханскую

Я буду вам зачитывать отрывок из сказки, но с ошибкой. Вы должны найти ошибку, исправить ее. И назвать из какой сказки этот отрывок. 1. Три соседки под окном Пряли поздно вечерком. 2. Свет мой, зеркальце, скажи Да меня не обмани Я ль на свете всех милее Всех румяней и белее. 3. Жил старик со своею женою У самого синего моря 4. Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна В царство славного Ивана.   Назовите дерево, из которого сделал себе лук князь Гвидон?

Я буду вам зачитывать отрывок из сказки, но с ошибкой. Вы должны найти ошибку, исправить ее. И назвать из какой сказки этот отрывок.

1. Три соседки под окном

Пряли поздно вечерком.

2. Свет мой, зеркальце, скажи

Да меня не обмани

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее.

3. Жил старик со своею женою

У самого синего моря

4. Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна

В царство славного Ивана.

Назовите дерево, из которого сделал себе лук князь Гвидон?

1. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина? 2. Злая, вредная бабка, мечтавшая стать владычецей морскою? 3. Исполнитель песни « Во саду ли, в огороде». 4.Чем отравилась молодая царевна? 5. Кличка собаки из « Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». 6. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. 7. Имя жениха молодой царевны в « Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». 8.Кто верный сторож царя Дадона? 9.Кто чах над златом? 10. В кого превращала царевна лебедь князя Гвидона?

1. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина?

2. Злая, вредная бабка, мечтавшая стать владычецей морскою?

3. Исполнитель песни « Во саду ли, в огороде».

4.Чем отравилась молодая царевна?

5. Кличка собаки из « Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

6. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики.

7. Имя жениха молодой царевны в « Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».

8.Кто верный сторож царя Дадона?

9.Кто чах над златом?

10. В кого превращала царевна лебедь князя Гвидона?

Игра «Поймай золотую рыбку»:  Сегодня мы поймаем золотую рыбку.  На концах веревок палки Называются «Моталки» Воспитатель: Тот, кто первым намотает, тот и рыбку получает,  Рыбку не простую, рыбку золотую.

Игра «Поймай золотую рыбку»:

Сегодня мы поймаем золотую рыбку.

На концах веревок палки

Называются «Моталки»

Воспитатель: Тот, кто первым намотает, тот и рыбку получает,

Рыбку не простую, рыбку золотую.

Загадки  День и ночь, как заведённый, По цепи златой кругом Ходит этот зверь учёный. Знаешь, речь идёт о ком?   Листвой резною он шумит, Златая цепь на нём висит.   На ветвях сидит не птица, А сидит краса-девица. Сладким голосом поёт Над рекою в чаще: Околдует, зазовёт И на дно утащит.   «У лукоморья…» знаешь стих? Не помнишь если, то прочти. Ответь, что «с Бабою-ягой Идёт, бредёт сама с собой»?   Ты ответь-ка мне, дружок: Как царевича нарёк Автор сказки о Салтане И о граде в океане?  Бабариху как-то раз Укусил он прямо в глаз.   Вот под ясным синим небом В море кто закинул невод? Злату рыбку изловил, Пожалел и отпустил?   Сказки Пушкина читал? Сетью той старик поймал В море рыбку золотую. Знаешь, братец, снасть такую?   Я вопрос тебе припас. Подскажи: что в первый раз Стал у рыбки дед просить, Чтоб старухе угодить?

Загадки

День и ночь, как заведённый,

По цепи златой кругом

Ходит этот зверь учёный.

Знаешь, речь идёт о ком?

Листвой резною он шумит,

Златая цепь на нём висит.

На ветвях сидит не птица,

А сидит краса-девица.

Сладким голосом поёт

Над рекою в чаще:

Околдует, зазовёт

И на дно утащит.

«У лукоморья…» знаешь стих?

Не помнишь если, то прочти.

Ответь, что «с Бабою-ягой

Идёт, бредёт сама с собой»?

Ты ответь-ка мне, дружок:

Как царевича нарёк

Автор сказки о Салтане

И о граде в океане?

Бабариху как-то раз

Укусил он прямо в глаз.

Вот под ясным синим небом

В море кто закинул невод?

Злату рыбку изловил,

Пожалел и отпустил?

Сказки Пушкина читал?

Сетью той старик поймал

В море рыбку золотую.

Знаешь, братец, снасть такую?

Я вопрос тебе припас.

Подскажи: что в первый раз

Стал у рыбки дед просить,

Чтоб старухе угодить?

 1.Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?  2.Сколько раз запрокидывал старик невод в море?  3.Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?  4.Что делали три девицы под окном в «Сказке о царе Салтане»?  5.В какой сказке трудолюбивый работник заставил чертей платить оброк?  6. У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее?  7 . Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага?

1.Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?

2.Сколько раз запрокидывал старик невод в море?

3.Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?

4.Что делали три девицы под окном в «Сказке о царе Салтане»?

5.В какой сказке трудолюбивый работник заставил чертей платить оброк?

6. У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее?

7 . Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага?

Длинношеяя та птица Грациозна, как царица, Гладью водной проплывает, Чудно шею извивает.

Длинношеяя та птица

Грациозна, как царица,

Гладью водной проплывает,

Чудно шею извивает.

- Но перед началом работы необходимо подготовить руки к работе. Пальчиковая гимнастика. Этот пальчик – самый большой, Самый весёлый и самый смешной. Этот пальчик – указательный, Он серьёзный и внимательный. Этот пальчик – средний, Он не первый и не последний. Этот пальчик – безымянный, Он не любит каши манной. Самый маленький мизинчик, Любит бегать в магазинчик. Сейчас на экране появится схема поэтапного выполнения фигурки лебедя.

- Но перед началом работы необходимо подготовить руки к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик – самый большой,

Самый весёлый и самый смешной.

Этот пальчик – указательный,

Он серьёзный и внимательный.

Этот пальчик – средний,

Он не первый и не последний.

Этот пальчик – безымянный,

Он не любит каши манной.

Самый маленький мизинчик,

Любит бегать в магазинчик.

Сейчас на экране появится схема поэтапного выполнения фигурки лебедя.

Сложите базовую форму – двойной треугольник. 4  1 2  3

Сложите базовую форму – двойной треугольник.

4

1

2

3

Двойной треугольник .

Двойной треугольник .

Согните верхние острые углы к вершине, образуя квадрат.

Согните верхние острые углы к вершине, образуя квадрат.

Приклейте.

Приклейте.

Стороны квадрата загните к середине и приклейте.

Стороны квадрата загните к середине и приклейте.

Из нижнего треугольника образуйте квадрат и вырежьте фигурные крылья, шею, клюв .

Из нижнего треугольника образуйте квадрат и вырежьте фигурные крылья, шею, клюв .

Уважаемые коллеги! Наш мастер-класс подошёл к концу. Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать.

Уважаемые коллеги! Наш мастер-класс подошёл к концу. Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать.

             Презентацию подготовила Поспешина Светлана Ивановна воспитатель высшей категории  «МБДОУ д/с №4 комбинированного вида»  г. Бокситогорска Ленинградской области.

Презентацию подготовила Поспешина Светлана Ивановна воспитатель высшей категории «МБДОУ д/с №4 комбинированного вида» г. Бокситогорска Ленинградской области.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!