СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс « Использование «Буквограммы» для обучения учащихся с ОВЗ чтению и письму»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класс.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс « Использование «Буквограммы» для обучения учащихся с ОВЗ чтению и письму»»

Мастер класс « Использование «Буквограммы» для обучения учащихся с ОВЗ чтению и письму»

Как научить ребенка читать? Ваш ребенок не может запомнить буквы? Не умеет читать, тогда я иду к вам.

Возьмите ручку и запишите то, что будет вам ценно, ново, интересно на этом мастер классе. Не бывает правильно или не правильно, а я буду делиться опытом. Это всего лишь мой опыт, есть и положительные результаты.

Многие дети испытывают трудности в письменной и устной речи. Многие не умеют и не хотят читать. Это настоящая беда нашего времени. Традиционная система обучения письму и чтению, основанная на принуждении и давлении на ребенка, не приносит хороших результатов. Как справиться, с нежеланием читать, медленной скоростью написания диктантов и классных работ, постоянными заменами или пропусками букв, недописыванием слов? Чтобы помочь детям искала разные возможности. И вот нашла коррекционно-развивающую методику «Буквограмма».

Буквограмма – это комплексная методика направленная на общее психическое развитие ребенка.

автор Светлана Юлиановна Шишкова – кандидат психологических наук и нейропсихолог. В течение двадцати лет ведет частную практику и занимается исследованиями в области индивидуальной и групповой психотерапевтической помощи детям и взрослым.

«Буквограмма» – это методика по развитию и коррекции письменной, и устной речи у детей. Методика опирается на разработки психологов, логопедов, дефектологов и нейропсихологов. В ее основу положены как традиционные способы обучения, так и новейшие идеи, и приемы обучения детей. Методика апробирована в группах детей дошкольного и школьного возраста. Практически все задания методики построены в форме игры или с учетом игровых моментов. В книге представлена последовательная система занятий с упражнениями, которая в простой и доступной форме позволяет правильно формировать письменную речь у детей.

Первое направление – это коррекция и развитие письменной и устной речи детей. Это направление решает такие проблемы как: дисграфия, дислалия, орфография;

Методика подходит при диагнозе: общего недоразвития речи, когда присутствует задержка речевого развития у детей.

Второе направление связана с коррекцией поведения. Это методика поможет гиперактивным детям, детям синдромом дефицита внимания: поможет им плодотворно и адекватно взаимодействовать как со сверстниками, так и с взрослыми.

Третье направление помогает в гармоничном развитии ребенка в его психическом развитии в его мыслительных процессах в памяти и внимании.

Методика состоит из 20 последовательных занятий. Задания некоторые скомпонованы в группы, например, по принципу буквы схожие по написанию. Многие задания требуют повторного и регулярного выполнения. На этапе знакомства с новой буквой использую полностью весь урок из данной методики. На последующих уроках при образовании слогов, коротких слов с данной буквой использую эту методику на некоторых этапах (на этапах повторения, физминуток).

Занятия состоят из следующих упражнений:

1 блок- это дыхательные упражнения, которые направлены на укрепление нервной системы, на нормализацию нервной системы психики.

2 блок –это глазодвигательные и двигательные упражнения, которые позволяют у ребенка развивать внимание, сосредоточенность, а так же подключают межполушарные связи.

3блок - посвящено изучению буквы. Буквы изучаются в пространстве и активизируют все отделы головного мозга.

4 блок занятия посвящен закреплению материала и содержит дополнительные развивающие упражнения. Здесь подобраны приемы и упражнения, направленные на активизацию работы головного мозга, межполушарное взаимодействие, сенсомоторную коррекцию.

Если вы знаете, что у ребенка есть проблемы с чтением, письмом – используйте методику «Буквограмма» для коррекции сложностей. (хочу пригласить педагогов в фокус группу, которые хотели бы изучить эту методику для дальнейшего использования в своей практике)

Фокус-группа Задание для фокус группы.

В какой последовательности лучше выполнять упражнения мы разберем на примере изучения буквы Й.

А я вам поясню и мы выполним это вместе. (дыхательные упражнения можно выполнить лежа, сидя или стоя. Если сидя то спину надо держать прямо, не прикасаемся спинки стула)
1. Дыхательные упражнения. Медленно делаем вдох, через нос, поднимая руку вверх, выдох через открытый рот.
2. Глазодвигательные упражнения. Упражнения выполняем сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и наконец, около переносицы. Следим глазками за ручкой плавно слева на право и обратном направлении, при этом открыть рот и язык высунут, лежит спокойно.

Двигательные. 1.Ребенок на четвереньках шагает вперед, при этом рот открыт язык высунут и «двигается» в сторону шагающей руки.
3. Упражнения на буквы. (верх-низ лица, указательном пишем, самостоятельно или перед зеркалом, на вымышленном экране, на схеме 1 и 2, далее на бумаге А4, далее в тетрадях.)

Дополнительные задания, чтение.
Реципрокные упражнения…
5. Закрепление пройденного материала.
-Что сегодня делали?

Ребенок должен вспомнить или вы ему помогаете.

Сейчас увидите на экране, как мои ученики выполняют все упражнения. Фильм-фильм.



Проверка фокус-группы

Вы можете понравившиеся упражнение показать перед коллегами они и ученики.



Итак необходимо соблюдать ПРАВИЛА:

• Главное – заниматься ежедневно, без пропусков, в течение нескольких минут.

• Пусть меньше по времени, главное – ежедневно.

• Ежедневно проводите занятия в форме игры.

• Старайтесь не утомлять ребенка.

• Вера в способности ребенка творит чудеса.

• Обращайте ежедневно внимание на успехи ребенка.

• Старайтесь не замечать его ошибок. Если же ребенок неоднократно ошибается в том или ином месте, исправьте его и объясните, как надо выполнять упражнение.

• Одно и то же упражнение можно выполнять в течение нескольких дней.

• Громко выражайте свою радость при каждом, даже маленьком, успехе малыша. Рассказывайте об успехах ребенка в его присутствии.

• Но во всем нужна мера.

• Выбирайте упражнения, которые больше всего понравились ребенку, постепенно меняя их. Желательно, чтобы при этом увеличивалась скорость выполнения. Используйте новые и все более сложные тексты.



Я эту методику использую с 2016 года. Дети, которые в 6 классе все знают хорошо буквы, осознанно читают. Исключением стал -Сериков Дима, только потому, что не было системы, ребенок часто пропускал уроки.

Данную методику использую с первого дня и с детьми 1класса. Дети запомнили все буквы, которые мы изучали, начали сливать слоги. Ильназ даже слово мама не умел говорить в прошлом году, словарный запас у ребенка расширяется. Все эти упражнения помогают Ярославу настроиться на работу, он сидит за партой и пишет, читает.

«Буквограмма» – это система, основанная на реализации законов развития психики, на стимулировании интереса к процессу чтения, что помогает эффективно решить проблему с чтением и письмом.

Итог

  1. Посмотрите в листочек, много ли вы записали? Полезен ли был мастер-класс?

  2. Покажите эмоцией на лице понравился ли вам мастер-класс (улыбка, хмурое, злое, без эмоций)

Урок чтения

Урок письма


Чтение вслух:

- 5 минут читайте уже знакомую ему сказку. (например ранее изучали букву У. читали сказку Сутеева «Утенок и цыпленок» )

-в течение 5 минут читайте новую для ребенка книгу; (можно выбрать сказку из книги или историю про букву О)

-читаем алфавит по звукам(капелькам) (смотрите из облака к нам спускаются капельками буквы мы сейчас их с вами проговорим если капельки большие поем, если маленькие произносим звук коротко и быстро, можно в ладошки собирать капельки)

-читаем слоги (открытые)


далее ребенок рассматривает свой букварь, читает по книге самостоятельно или с педагогом.

Показ вниз и вверх лица –это строка, правая и левая граница –это ширина буквы.

Вариант 1: Педагог показывает дети пишут на своем лице указательным пальцем

Вариант 2: ребенок пробует сделать самостоятельно упражнение на себе: перед зеркалом.(без зеркала) Делается до тех пор, пока не начнет легко и быстро делать правильно.

Вариант 3: ребенок рисует пальцем букву перед собой на расстоянии согнутой в локте руки. Буква рисуется на вымышленном экране размером с лицо. (можно и у педагога на лице –вместо вымышленного экрана, но не касаясь лица)

Вариант 4: ребенок рисует пальцем букву на расстоянии согнутой в локте руки. Буква рисуется на вымышленном экране размером 10х10см, 2х2см.

Вариант 5: ребенок делает упражнение на схеме 1(большое лицо) и схема 2 (маленькое лицо) образцы есть.

Вариант 6: ребенок пишет букву ручкой фломастерам на горизонтально лежащем листе бумаги форматом А4. Затем лист складывается пополам, и ребенок снова пишет букву, только меньшей высоты.

Далее пишут в тетрадях







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!