СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Использование игровых технологий в начальной школе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование игровых технологий на уроках

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Использование игровых технологий в начальной школе».»


Учитель начальных классов Деревчук Елена Владимировна

Мастер-класс «Использование игровых технологий в начальной школе».

Цель:

• осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации познавательной деятельности, оптимального сочетания интерактивных приемов и методов при организации игрового обучения.

Задачи:

• конкретизировать представление об игровом обучении как одном из видов интерактивного обучения;

• отработать возможные пути использования интерактивных методов и приемов при организации игрового обучения;

• создать условия для диалога, направленного на выявление продуктивных подходов к решению актуальных проблем развития познавательной активности учащихся в процессе обучения.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.


Ход мастер-класса:

1. Организационный момент

Слайд 1

Добрый день!

Позвольте представиться, я – Деревчук Елена Владимировна, учитель начальных классов МОУ «СШ №16», руководитель ШМО учителей начальных классов. И Вашему вниманию хочу представить тему нашего консультативного пункта «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе».


Слайд 2

Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением.

Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Владимир Солоухин писал «У человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу, уши – чтобы слышать. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо».


Слайд 3

-Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для     установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с игры «Поздороваемся ладошками!».

- Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем по очереди пальцы, начиная с большого со словами: Желаю (большой)

Успеха (указательный)

Большого (средний)

Во всем (безымянный)

И везде ( мизинец)

Здравствуйте! ( всей ладонью)


2. Выяснение целей, ожиданий и опасений.

- Скажите, пожалуйста, коллеги, вот эти цветы одинаковые или нет?

(одинаковые)

- А если вот так (переворачиваю)? (разные)

- Так же и дети, и мы с вами в чем-то похожи, но все разные. Все мы с разными мыслями, настроением. Перед началом нашей работы хотелось бы узнать ваше эмоциональное состояние, а помогут нам в этом вот эти цветочки. Почему цветы? Да потому что за окном зима, а так хочется лета. Пусть эти цветы напоминают вам о лете. Выберите тот цветок, который Вам больше всего нравится.

(Раздаю цветы)

- Напишите на обратной стороне свои ожидания от нашего общения, а может быть опасения.

(Учителя пишут)

- Попробуем оценить эмоциональное состояние в аудитории. Покажите свои цветочки.

Вот, что обозначает каждый цвет.

(Слайд 4)

(Читаю обозначение цвета)


3. Актуальность темы мастер-класса

Слайд 5

Живем в эпоху нанотехнологий,

И каждый год дает нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

А ныне новый наш образовательный стандарт…

В основе нового образовательного стандарта начального общего образования предполагается внедрение системно - деятельностного подхода в обучении учащихся.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.


Слайд 6

- У вас на столах есть пазлы со словами из высказываний известных людей. Соберите их. (Учителя собирают)

- А теперь зачитаем, что у вас получилось. И посмотрим на слайде, кому принадлежат данные высказывания.

(Учителя зачитывают)

Слайд 7

«Сделать серьёзное занятие для ребенка

занимательным – вот задача обучения»

К. Д. Ушинский

«Ребёнок должен играть, даже когда делает

серьёзное дело. Вся его жизнь – игра.»

А.С. Макаренко

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности».

В.А. Сухомлинский

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут

и который призваны изменить»

А.М. Горький

«Игра – это прекрасный метод развивающего обучения»

Л. Выготский

«Игра есть потребность детского организма, это учеба,

труд и серьезная форма воспитания»

Н. К. Крупская

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В. А. Сухомлинский.


Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.


4. Теоретический аспект

Слайд 8

Технология игровой деятельности (игровая технология) – представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору материала, разработке и подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и содержательных результатов.


Слайд 9

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать следующие цели:

дидактические- расширение кругозора, познавательной деятельности, применение знаний на практике ,развитие УУД

развивающие- развитие внимания, памяти, речи, мышления, развитие мотивации, умение находить оптимальные решения.

социализирующие- приобщение к нормам и ценностям общества , адаптация к условиям среды, стрессовый контроль.


Слайд 10

Игры можно классифицировать по-разному:

- развивающие игры
- обучающие игры
- игры-эксперименты
- игры-забавы
- игры- драматизации

- диагностические игры

- имитационные

- деловые

- ролевые

- сюжетные

- предметные

Наиболее четко классифицировал игры Олег Семенович Газман. Это четыре типа:

- подвижные игры

- сюжетно-ролевые

- компьютерные

- дидактические

Не будем тратить время на рассмотрение характерных особенностей данных типов игр, они есть в Ваших папочках.


Слайд 11

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

* в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

* в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;

* в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

* в качестве технологий внеклассной работы.


Слайд 12

Как же облечь урок или внеклассное мероприятие в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

  • Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

  • Доступность для учащихся данного возраста;

  • Умеренность в использовании игр на уроках;


Слайд 13

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно

  • игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их;

  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

  • группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.


Слайд 14

Хочу предложить Вам игру «Круги на воде».

Это игра со словами модифицирована из упражнения, предложенного в своей педагогической практике Дж. Родари. Она направлена на развитие творческого воображения и одновременно филологических способностей ребенка и словарного запаса. Она подходит для детей любого возраста.

Когда в воду бросишь камень, от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Так же и слово, запавшее в голову, может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, воспоминания, представления, образы.

У Вас на столах есть небольшое «озеро» (голубой овал):

  1. Бросим в него камешек под названием «игра» - запишите в центре слово «игра».

  2. От слова расходятся круги. Следующий круг – записать отдельно буквы данного слова. – и, г, р, а.

  3. Третий круг – на каждую букву записать какое -нибудь слово, всего четыре.

  4. Четвертый круг – с каждым словом составить предложения, желательно, чтоб получился текст.

(педагоги работают)

- Вот что получилось у меня.

- Кто желает прочитать, что получилось у вас.

(желающие зачитывают)

Итог

Использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности является наиболее результативным для создания психолого-педагогических условий развития познавательных интересов детей, привлечению их к совместному решению задач, подведению к самостоятельным выводам. В ходе дидактической игры происходит процесс обучения, который стимулирует активность всех детей. Игра способствует умению рассуждать, высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться,  ведь каждый ошибочный ответ рассматривается не как  неудача, а как поиск правильного ответа, решения. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания. 


Слайд 15

Но как и в любой технологии есть свои плюсы и минусы. Предлагаю Вам подвести итог в игре «За!» и «Против!». Я буду называть качества игровых технологий. Если я назову положительное качество – хлопаем в ладоши, если отрицательное – скрещиваем руки на груди:

+ Способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- Сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

+ Несет здоровьесберегающий фактор в развитии обучения;

+ Способствует использованию знаний в новой ситуации;

- Подготовка требует больших затрат времени;

+ Является естественной формой труда ребенка;

- Увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание;

- Сложность в оценке обучающихся.

+ Способствует объединению и формированию коллектива, ответственности.


Таким образом, можно сделать вывод, что применение игровых технологий способствует успешной организации учебной деятельности. Игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей стремление учиться, даёт положительный результат к мотивации к учебной деятельности.  


Слайд 16

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В такие непростые наши дни!


Слайд 17

Спасибо за внимание!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!