СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Использование игровых технологий в работе со слабо успевающими учащимися на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен учителям русского языка. Материал способствует всестороннему развитию ребенка и вызывает интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Использование игровых технологий в работе со слабо успевающими учащимися на уроках русского языка"»

Мастер-класс по теме

«Использование игровых технологий в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка»


Цель: обобщение методического опыта по использованию игровых технологий в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка.

Задачи:

  1. Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.

  2. Показать методы и приёмы игровых технологий.

  3. Совершенствовать умение учителей рефлексировать.

Форма проведения: мастер-класс

Предметные области использования методов и приёмов: русский язык, литература, психология.

Результат мастер-класса: листы самооценки

Сегодня я не буду углубляться в теоретические вопросы проблемы слабоуспевающих и отстающих учащихся. Всё необходимое для проработки данного вопроса Вы получили в раздаточном материале. Мне хотелось, чтобы Вы имели возможность на практике познакомиться с теми педагогическими приемами, которые я использую в своей работе.

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как в каждом классе у меня были дети, которые требовали особого внимания в процессе обучения. Набор учащихся, с которыми я сейчас работаю – это дети из неблагополучных и неполных семей, с ослабленным здоровьем, второгодник, дети с заключением: ЗПР и умственная отсталость.

У детей не сформирован речевой навык, навык письма, навык учебной деятельности, да к тому же ещё добавляется новое окружение, новые учителя и т. д. Дети от нахлынувшей на них тревожности теряются, не могут верно построить ответ, допускают множество ошибок, забывают буквы.

Для преодоления этих трудностей обучения я использую игровые технологии, которые способствуют всестороннему развитию ребёнка и вызывают интерес к предмету.

Игровые технологии я использую в основном в 5-7-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной в среднюю. И важно сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Использовать игровые технологии можно не только в 5-7-ых классах, но и на любой ступени обучения.

За годы работы, я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету. Игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока.

На своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть. Выделяют следующие виды дидактических игр:

1.Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.

2.Игры-путешествия.

3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам)

1.Фонетические и орфоэпические игры («Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире - новости», «Конкурс дикторов и др.»)

2.Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.)

3.Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери слова», «Ромашка», «Золушка» и др. )

4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры (Слайд 6) («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помогите Пете Ошибкину», «Я работаю волшебником», различные виды диктантов: «Словарный диктант», «Диктант-молчанка», «Диктант-шутка» и др.)


Но при отборе материала необходимо ещё учитывать особенности каждого учащегося. В моем классе это две группы учащихся: со слабым развитием мыслительной деятельности и не желающие учиться. Исходя из этого, я и подбираю дидактические игры.

Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности (

Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Упражнение "Самое главное"

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение "Моментальное фото"

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

Упражнение "Лучший вопрос"

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение "Пересказ по кругу"

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Работа с учащимися, не желающими учиться (Слайд 8)

Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.


"Пиктограмма, или Пляшущие человечки"


Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.


Пример набора слов и словосочетаний:

Веселый праздник

Тяжелая работа

Развитие

Вкусный ужин

Смелый поступок

Болезнь

Счастье

Разлука

Дружба

Темная ночь

Печаль.

Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30–40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.

При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

Дети на уроках часто выступают в роли учителя (это так называемые ролевые игры). Учащиеся получают здание на уроке или домашнее задание: составить словарный диктант, а на уроке один из них диктует свои слова остальным учащимся. (Слайд 9)

Дети плохо запоминают теоретический материал, поэтому «скучный», «неинтересный» материал надо сделать ярким, запоминающимся, преподнесенным в необычной форме. Примером может послужить игра «Чепуха», где каждый ученик по очереди записывает по одному слову из правила. Игра проводится несколько раз, каждый раз ученики меняются местами. Читаем полученное и смотрим, что получилось…. ЧЕПУХА или правило.

А сейчас я предлагаю вам поиграть вместе со мной так же, как я играю с детьми на своих уроках. Это игры, в которые дети играют с большим увлечением, по теме: «Фразеологизмы».

Для этого мне необходимо две группы участников (по 5-6 человек). А свою деятельность оценить в листах-самооценки.

Итак, начнем…

1. «Мягкая посадка»

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.

Как проходит игра? Например, изучается тема «Безударная гласная в корне слова». Учитель бросает ученику мяч, называет какое-либо Ученик ловит мяч, объясняет орфограмму и воз вращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение

2 «Третий лишний»

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.

Например: безударная гласная в корне слова

•растение, водитель, тропинка

3. Игра «По щучьему велению»

Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.

Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой  чередующиеся гласные а=о, и-е в корне слова» (растение, росток, заросли, положение, прилагательное, изложение, собираю, соберут

4. Игра «Справочное бюро»

Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащихся, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит её.

5. Словарный диктант

Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные): винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать.

6. Диктант-«молчанка»

Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на этапе контроля знаний Он не может быть использован при изучении каждой темы, но там, где возможен, будет полезен учителю. Суть диктанта состоит в следующем: учитель показывает учащимся карточку с изображенной на ней орфограммой, например: пол-...., пол... Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочерёдно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображенные па них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т. д. Ученики, соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни, пол­-яблока, полсливы и т. д.

7. Лингвистический футбол

Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.

8. Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант

Этот прием позволяет ученикам сразу же включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро помнить для понимания новой темы, а учителю - тут же диагностировать степень усвоения и, в случае необходимости, произвести коррекцию слабо осознанного материала. Данный вид работы развивает также скорость реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.

Детям даётся установка:

- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.

1) В корне слова росток пишется а, так как о перед СТ(Нет.)0

2) В корне слова выращенный пишется е, так как а перед Щ . (Да) 1

3) В корне слова изложение пишется о, так как о перед Ж (Да.) 1

4) В корне слова водитель пишется о, так как проверочное слово ВОДЫ. (Нет.) 0

5) . В корне слова капуста пишется а , так как запоминаем (Да.)1

6) В корне слова отрасль пишется о пред С (Нет.) 0

Итого ответов: 011010.

9. Умный редактор

Исправить ошибки

Образец.Пасёлок, в катором я радился, славится сваими жытилями.

10. «Снежный ком».

Цель: учиться строить предложение согласно нормам русского литературного языка.
Группе ребят предлагается вытянуть билет с одной буквой. Задание состоит в том, чтобы составить предложение, слова в котором начинались бы на эту букву. Каждый член группы добавляет своё слово, а за 10 секунд до окончания работы ребята корректируют предложение. (Например: С середины среды серебряный снег с севера сыпался совершенно спокойно.)
11. «Сочинение «по кругу»: Может играть весь класс или группы. Учителем задаётся тема (могут назвать и сами ребята). Определяется постоянная цепочка, по которой ученики по команде учителя «Передали!» отдают свои листочки (тетради) другому (всегда одному и тому же товарищу по команде). В зависимости от времени, отведённого на игру, листочки «путешествуют» по кругу и могут возвратиться к начинающему. 

Первое предложение пишет каждый ученик своё. Жанр работы – любой: сказка, рассказ (любовный, приключенческий, фантастический, исторический, о будущем и т.д.). По команде «Передали!» начинает «работать» цепочка. Каждый следующий ученик прочитывает все предыдущие предложения, а затем дописывает своё, не нарушая сюжета.

Работы получаются интересные, зачитываются перед всеми. Причём ученики сами предлагают, какую работу представить первой, т.к. они знакомы со всеми сочинениями.

12. Игра  «Крестики – нолики».
- Для  начала  проверим  себя.  Все  знают  игру «Крестики – нолики». Учитель  читает  утверждение,  учащиеся  знаком  «Х» обозначают  правильное,  знаком  «О» - неправильное,  все  отметки  производятся  по  часовой  стрелке.


1.вада О

2. тропа Х

3.

4.

5.

6.






13 . Игра  «Разведчики».
1) Хороши,  чисты  русские  снежные  зимы.
2)  Скрылись    подо   льдом    большие    и   малые    реки.
3) Необыкновенны  русская  зима,  яркие  зимние  дни,  лунные  ночи!
4) Крепок  ночной  мороз,  потрескивают  в  лесу  стволы  деревьев.
5) Зайцы   ночами  бегают  по  полям,  откапывают  хлебную  озимь,  оставляют  на  снегу  путаные  следы.
Задание:  Найти  за  1  минуту  как  можно  больше  слов  с  безударной  гласной  в  корне слова,  проверяемой  ударением.

14. ЦЕПОЧКА  Выйти по очереди и каждому зачеркнуть по одному слову, не относящемуся к по теме урока. Чередующиеся и безударные гласные предложение, заросли, сапог, корова, водоросли, выбирать, мириться, вымерли, вымирающий

15. Написать на тему урока… шпаргалку!

___В «малых группах» ученики сочиняют шпаргалки. Но каждый работает по отдельности . (Я думаю, можно было бы командам дать по одному листу, из которого сделать 1-2 шпаргалки, но сделать их совместно – Л.А.)


Итог: Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в освоении школьных программ, дает возможность утверждать, что игровые технологии помогают, прежде всего, в следующем:

  1. Помогают скорректировать темп, ритм учебного процесса.

  2. Совершенствование педагогической технологии способствует развитию личностного роста ребенка.

  3. Индивидуализация и дифференциация обучения.

  4. Целенаправленная работа учителя в интересах ребенка повышает уровень его обучаемости.

  5. Психологический комфорт, созданный учителем, повышает мотивацию и стимулирует познавательную активность

  6. Удается скомпенсировать проблемы ребенка, довести уровень его развития до возрастной нормы.

Мы работаем с детьми, и наша главная задача состоит не только в передаче знаний, но и в удовлетворении их интересов. Школа не должна быть местом пыток и скучных монологов, как кажется большинству детей. Надо стараться, чтобы ребёнок приходил и уходил радостным, удовлетворённым и ждал звонка не с урока, а на урок. Поэтому, я считаю, что в преподавании любого урока нужно внедрять игровые технологии. Ведь именно в игре ребёнок возвращается в свою сущность, в свой мир и полностью раскрывает свои способности, при этом забывая чувства скованности, страха и нерешительности.

Рефлексия:


Наш мастер-класс пришел к финалу.

Вы потрудились все на славу.

Пора итоги подводить

И свою деятельность оценить.


- Предлагаю поработать всей команде сообща.

Поставь себе оценку

Зачитываю 3 слова на орфограмму, прошу зачеркнуть определенную букву

приложение

Заросли

изложение

росток

растение

прилагательное

положение

выращенный

выросли

расположение

вырос

предположение

полагать

перелагать

предложить

излагать

подрастает

росли

отрасль

растительность

подросли

Ростов

Ростислав

расположилась






А теперь я попрошу каждого из Вас заполнить последние строки в листе самооценки:

Отзыв о проведенном мероприятии:

___________________________________________________________________________________

Ваши рекомендации учителю:

___________________________________________________________________________________

Надеюсь, что все чувствовали себя на мастер-классе удобно, были в своей тарелке и кое-что зарубили себе на носу. А я на седьмом небе от общения с вами.

А закончить свое выступление я хочу словами Я.А.Коменского: «Несомненно, что по правильно расположенным, крепким ступенькам можно кого угодно возвести на какую угодно высоту». Так давайте не стоять на правильном пути, а идти по нему!!!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!