Мастер - класс
Использование кейсовой технологии в учебно-воспитательном процессе
Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №66 р.п. Бердяуш»
Халилова Лилия Тимерхановна
20.01.2021
Цель: актуализация знаний педагогов о применении метода кейсов в учебно-воспитательном процессе
Задачи:
1. Расширить знания о методе кейсов и их применении в учебно- воспитательном процессе.
2. Формировать навыки практической работы над кейсом.
Термин «кейс-метод», «кейс-технология» означает:
описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;
набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.
Метод кейсов основан на следующих положениях:
метод предназначен для обучения дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос
акцент в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя.
результатами применения кейсового метода помимо знаний являются практические навыки.
Цели кейс-метода:
Развитие навыков анализа и критического мышления
Соединение теории и практики
Демонстрация различных позиций и точек зрения
Представление последствий принимаемых решений
Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности
При решении задач формируются различные компетентности:
Отрабатываются коммуникативные навыки
Формируются навыки применения контраргументации
Развиваются презентационные умения и навыки по представлению информации
Вырабатывается уверенность в себе и в своих силах;
Формируются устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации при решении комплексных проблем
Осуществляются самооценка и на ее основе самокоррекция индивидуального стиля общения и поведения
Осваиваются партнерские отношения и приобретаются навыки сотрудничества и т.д.
Методы кейс-технологий, активизирующие учебный процесс:
Метод инцидента;
Метод ситуационно-ролевых игр;
Метод разбора деловой корреспонденции;
Игровое проектирование;
Метод дискуссии.
Кейс-стади.
Виды кейсов:
-Практические
Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
-Обучающие:
Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»
-Научно-исследовательские:
Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
В воспитательной работе можно применять как готовые кейсы, так и разработать кейс самостоятельно с учётом существующих потребностей.
Что должен содержать в себе кейс?
Проблему, предполагающую несколько вариантов её решения
Вспомогательную информацию
Задание
Для того чтобы создать кейс, педагог должен ответить на следующие вопросы:
Для кого и чего пишется кейс?
Чему должны научиться дети?
Какие уроки они из этого извлекут?
В качестве источников информации можно использовать:
Жизнь
Художественную и публицистическую литературу;
Произведения искусства – музыка, изо, кино;
Статистические данные;
Научные статьи, монографии.
Интернет
При работе с кейсом рекомендуется соблюдать следующие этапы работы:
создание кейса или использование уже имеющегося
распределение учеников по малым группам (4-6 человек)
знакомство учащихся с ситуацией и определение проблемы
организация работы учащихся в малых группах
определение докладчиков
организация презентации решений в малых группах
организация общей дискуссии
обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации
оценивание учащихся учителем
Умный учится на ошибках, а очень умный на кейсах.
Спасибо за сотрудничество!